Как разработать программу самообразования и саморазвития
Исследования психологов и педагогов показывают, что успех любого дела зависит от следующих условий и факторов:
¾ физиологических (состояние здоровья, общее настроение, степень утомляемости);
¾ социокультурных (окружающая среда, друзья, микроклимат в семье, коллективе);
¾ психологических (мотивация, потребности, степень обучаемости, память, творческие способности и т. д.);
¾ педагогических (наличие грамотного, талантливого наставника, репетитора, педагога либо возможность консультироваться в специальных школах бизнеса и управления и т. д.).
Для менеджера, решившего заниматься самообразованием и саморазвитием, важно иметь в виду следующее: и в школе, и в вузе процессом обучения руководит опытный педагог. Он выделяет задачи, задания и даже дозы усвоения материала на одно занятие. В условиях же самообразования вы становитесь и учеником, и педагогом в одном лице.
В связи с этим вам необходимо овладеть интенсивными методиками самообучения, научиться думать, решать проблемы в соответствующей предметной области: процесс самообучения организовать так, чтобы он был систематическим и непрерывным; не ждать результатов сразу после одного-двух занятий; не концентрировать внимание на времени.
Успеху целенаправленного самообразования, саморазвития менеджера могут способствовать:
¾ друзья, родственники, которые в то же время являются специалистами в той области знания, которой вы хотите заняться (например, изучить иностранный язык);
¾ коллеги по работе, которым вы доверяете и с которыми находитесь в доверительных отношениях;
¾ путешествия, командировки;
¾ индивидуальные занятия с репетиторами;
¾ различного рода самоучители;
¾ занятия на специальных курсах;
¾ серия лекций, занятий;
¾ специальная литература;
¾ газеты, телевидение, популярная литература.
Эффективность самообразования и саморазвития во многом зависит от того, насколько сильна мотивация учения. Важно изучать не предмет (как это делают в школе, в вузе), а проблему.
Однако прежде чем приступить к разработке программы самообразования и саморазвития, очень полезно обстоятельно поразмышлять над следующими вопросами:
1. Что для вас было или является тормозом, барьером для профессионального продвижения, саморазвития в последние два-три года?
2. Какие качества, черты характера провоцируют вас на конфликты, непонимание и другие негативные ситуации?
3. Что мешает творчески на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед вами задачи?
4. Чего конкретно вам не хватает:
¾ знаний;
¾ умений и способностей;
¾ личностных качеств;
¾ связей, друзей;
¾ условий жизни;
¾ денег.
5. На что вы тратите свой досуг?
6. В каких областях самообразования, саморазвития вы можете добиться существенного продвижения уже в ближайший год?
7. Кто и в чем вам может содействовать в самообразовании и саморазвитии?
Постарайтесь, размышляя не спеша, ответить на эти семь вопросов. Желательно письменно и кратко. Это позволит вам иметь как бы исходную базу данных, которая создаст для вас надежную основу планирования.
При разработке личного плана самообразования и саморазвития следует выделить такие сферы жизнедеятельности менеджера:
1. В сфере управленческой деятельности (имеется в виду управление коллективом) необходимо изучать специальную литературу по менеджменту и маркетингу, экономике, праву.
2. В сфере трудовой и производственной деятельности необходимо изучать свои достоинства и недостатки применительно к выполнению конкретной практической работы; смотреть, изучать, как выполняет работу мастер своего дела, тот, у которого и производительность, и качество труда значительно выше.
3. В сфере расширения кругозора, познавательной деятельности следует совершенствовать культуру чтения и скорочтения, углублять свои познания, целенаправленно, с учетом своих творческих интересов и потребностей, читать литературу.
4. В сфере общения необходимо обращать внимание на собеседников, которые интересны не только вам. Чем они интересны? Что отличает их от вас в манерах, поведении и общении? Необходимо не столько копировать, сколько осмыслить, в чем обаяние, привлекательность того или иного собеседника: в умении слушать, в чувстве юмора, в оригинальности мысли? А чего недостает вам?
5. Необходимо разнообразить досуг. Найдите время для посещения театра, выставок, встреч с интересными людьми; зарезервируйте время для загородных поездок на природу и т. д.