ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕСАДКОЙ ОРГАНОВ ОТ ЖИВЫХ ДОНОРОВ.

 

В истории трансплантологии зафиксированы тысячи попыток пересадить не только органы и ткани здорового человека больному, но и использовать в качестве «запасных частей» трупы, а так же животных. Однако только в ХХ в. трансплантология стала одной из самых перспективных областей медицинской науки и практики. Она аккумулировала новейшие достижения современной хирургии, реаниматологии, анестезиологии, иммунологии, фармакологии и других медико-биологических наук и опирается на совокупность высоких медицинских технологий. Безусловно, медицина - это развивающаяся система, в которой трансплантология является одной из наиболее перспективных «зон роста». Трансплантология разрабатывает новейшие медицинские технологии высшей категории сложности, которые затем находят широкое применение и в других областях практической медицины.

Этические проблемы трансплантологии существенно различаются в зависимости от того, идет ли речь о заборе органов для пересадки у живого человека или трупа.

Пересадка органа от живого донора сопряжена с большим риском для последнего. Забор органа или его части у донора, очевидно, является по отношению к нему отступлением от одного из основополагающих этических принципов медицины – «не навреди». Хирург, забирающий орган или ткань у донора, вполне осознанно наносит ему травму, подвергает его жизнь и здоровье значительному риску. Это риск, связанный с проведением самой хирургической операции, которая для любого больного всегда является значительной травмой.

Описаны многочисленные случаи возникновения тяжелых осложнений в процессе, и после изъятия почки у донора. Лишившись одного из парных органов или части непарного органа, донор становится, в большей степени, уязвим к воздействию неблагоприятных внешних факторов, что может привести к развитию различной патологии. Для сведения к минимуму ущерба здоровью донора, законодательством гарантируется его бесплатное, в том числе, медикаментозное лечение в учреждении здравоохранения в связи с проведенной операцией. Однако с сожалением приходится констатировать, что в отечественном здравоохранении сфера предоставления бесплатных услуг быстро сужается. После выписки из больницы, в которой был проведен забор органа, донор может оказаться один на один со своими проблемами, прямо или косвенно обусловленными калечащей операцией по изъятию органа или его части. Возникает, как мы видим, конфликт двух основополагающих этических принципов медицины: «не навреди» и «делай благо». Для «смягчения» этой проблемы, вероятно, следует предусмотреть возможности усиления защиты интересов донора посредством медицинского страхования.

Обстоятельством, с этической точки зрения оправдывающим нарушение принципа «не навреди», является право потенциального донора из чувств сострадания, любви к ближнему и альтруизма пожертвовать одним из органов или частью для спасения жизни больного. Вместе с тем не всякая жертва может быть принесена. Законом запрещена пересадка органа, если априори известно, что в результате может возникнуть необратимое расстройство здоровья донора. Любящие своего больного ребенка мать или отец не имеют права пожертвовать собственной жизнью, отдав ему непарный жизненно важный орган. Для психически и нравственно здорового человека помощь ближнему является его моральным долгом. Однако если жизни ребенка угрожает опасность, а отец, к примеру, отказывается выступить в роли донора костного мозга, то закон не обязывает его выполнять свой моральный долг и не наделяет третьих лиц правом на принуждение в этом отношении. Остается только моральное осуждение эгоизма, но ребенку, нуждающемуся в пересадке, от этого не легче. С этической точки зрения донорство должно быть добровольной, осознанно совершаемой и бескорыстной (альтруистической) жертвой. Альтруизм предполагает исключение коммерческой сделки, то есть купли-продажи, между донором и реципиентом. Осознанность жертвы должна основываться на полноте представляемой врачом информации о возможном риске в отношении состояния здоровья и социального благополучия потенциального донора, а так же о шансах на успех для предполагаемого реципиента. В связи с этим донорами не могут выступать недееспособные граждане, которые из-за своего возраста или интеллектуальных способностей не в состоянии осознанно принять решение. Общество не может признать за ребенком или больным с тяжелым психическим расстройством права на жертву в пользу своего близкого.

В настоящее время во всех странах мира принята практика пересадки органов и тканей от живого донора только лицам, находящимся с ним в близком родстве, призванная обеспечить принципы добровольности и альтруизма. Правда, обсуждается возможность разрешить такие пересадки и не родственникам, но под наблюдением уполномоченных независимых органов (этических комитетов). При пересадке органов близким родственникам особое значение имеет правило добровольного, осознанного информированного согласия.