II. УПРАВЛЕНИЕ (ВЫЯВЛЕНИЕ МОРФЕМНЫХ АГРАММАТИЗМОВ)

Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление). Предлагаются задания на выявление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в разных падежах. Это падежное управление. В нашем варианте обследования это задания:

№ 1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных;

№ 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо;

№ 5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица;

№ 6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта;

№ 8. Творительный падеж для обозначения орудийности.

Кроме падежного управления, обследуется возможность предложного управления, т.е. использование предлогов и адекватного им падежного окончания существительных. В нашем варианте обследования это задания:

№ 3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места;

№ 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения;

№ 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места;

№ 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над дляобозначения места, совместности.

№ 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о.

Исследуется употребление имен существительных в разных падежах в единственном и множественном числе. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов.

1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.

Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда изображен один предмет, а у тебя много. Логопед назовет один предмет, а ты назови когда их много».

Коза - ... козы Муравей - ... муравьи
Чашка - ... чашки Лоб - ... лбы
Поезд - ... поезда Котёнок - ... котята
Лист - ... листья Друг - ... друзья

 

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла - правильное выполнение задания;

3 балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно;

2 балла - небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи;

1 балла - большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после подсказки;

0 баллов - большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи.

2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.

Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картинку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет».

Стол - … нет стола. Столы - … нет столов.
Стул - …нет стула Стулья - … нет стульев.
Нос - … нет носа. Носы - … нет носов.
Окно - … нет окна. Окна - … нет окон.
Ухо - … нет уха. Ущи - … нет ушей.

 

3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо).

Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке».

Откуда вылезает собака? ... Из конуры.

Где стоит миска? ... Около конуры.

Откуда слетел петух? ... С крыши конуры.

Откуда вышла курица? ... Из-за конуры.

Откуда собака достала кость? ... Из-под конуры.

4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.

Инструкция: «Ответь на вопросы».

К кому пришел врач? ... к маме.

Где едут машины? ... по дороге.

Где плывет пароход? ... по морю.

Куда подъехал автобус? ... к остановке.

5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.

Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?»

Кошка - кошке - кошкам

Заяц - зайцу - зайцам

Лошадь - лошади - лошадям

Утка - утке - уткам

Собака - собаке - собакам

6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.

Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?»

Слон - слона - слонов

Медведь - медведя - медведей

Озеро - озеро - озёра

Белка - белку - белок

Зеркало - зеркало - зеркала

Ёж - ежа - ежей

Дом - дом - дома

7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?»

Куда укатился мяч? ... под диван.

Куда положили мяч? ... на диван.

Куда закатился мяч? ... за диван.

Куда забили мяч? ... в ворота.

8. Творительный падеж для обозначения орудийности.

Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь: чем?»

Чем гладят? ... Чем пишут? ...
Чем ловят рыбу? ... Чем подметают пол? ...
Чем режут хлеб? ... Чем чистят зубы? ...

9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... с кем? ... с чем? ...»

Единственное число Множественное число
Где растет гриб? ... Где растут грибы? ...
под елкой. под ёлками.
Где спряталась девочка … Где спрятались девочки? ...
за деревом. за деревьями.
Где висит лампа? ... Где висят лампы? ...
над столом. над столами.
С кем играет мальчик? ... С кем играют мальчики? ...
с собакой. с собаками.
С чем играет девочка? С чем играют девочки?
... с куклой. ... с куклами.
С чем едят суп? ... с С чем испекли пирог?
хлебом. ... с грибами.

10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ...»

Где стоит ваза? ... на столе.

Где плавают рыбки? ... в аквариуме.

Где лежат книги? ... на полке.

О чём мечтает девочка? ... о кукле.

О чём мечтает мальчик? ... о мяче.