II. УПРАВЛЕНИЕ (ВЫЯВЛЕНИЕ МОРФЕМНЫХ АГРАММАТИЗМОВ)
Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление). Предлагаются задания на выявление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в разных падежах. Это падежное управление. В нашем варианте обследования это задания:
№ 1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных;
№ 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо;
№ 5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица;
№ 6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта;
№ 8. Творительный падеж для обозначения орудийности.
Кроме падежного управления, обследуется возможность предложного управления, т.е. использование предлогов и адекватного им падежного окончания существительных. В нашем варианте обследования это задания:
№ 3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места;
№ 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения;
№ 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места;
№ 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над дляобозначения места, совместности.
№ 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о.
Исследуется употребление имен существительных в разных падежах в единственном и множественном числе. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов.
1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.
Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда изображен один предмет, а у тебя много. Логопед назовет один предмет, а ты назови когда их много».
Коза - ... козы | Муравей - ... муравьи |
Чашка - ... чашки | Лоб - ... лбы |
Поезд - ... поезда | Котёнок - ... котята |
Лист - ... листья | Друг - ... друзья |
Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла - правильное выполнение задания;
3 балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно;
2 балла - небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи;
1 балла - большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после подсказки;
0 баллов - большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи.
2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.
Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картинку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет».
Стол - … нет стола. | Столы - … нет столов. |
Стул - …нет стула | Стулья - … нет стульев. |
Нос - … нет носа. | Носы - … нет носов. |
Окно - … нет окна. | Окна - … нет окон. |
Ухо - … нет уха. | Ущи - … нет ушей. |
3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо).
Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке».
Откуда вылезает собака? ... Из конуры.
Где стоит миска? ... Около конуры.
Откуда слетел петух? ... С крыши конуры.
Откуда вышла курица? ... Из-за конуры.
Откуда собака достала кость? ... Из-под конуры.
4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.
Инструкция: «Ответь на вопросы».
К кому пришел врач? ... к маме.
Где едут машины? ... по дороге.
Где плывет пароход? ... по морю.
Куда подъехал автобус? ... к остановке.
5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.
Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?»
Кошка - кошке - кошкам
Заяц - зайцу - зайцам
Лошадь - лошади - лошадям
Утка - утке - уткам
Собака - собаке - собакам
6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.
Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?»
Слон - слона - слонов
Медведь - медведя - медведей
Озеро - озеро - озёра
Белка - белку - белок
Зеркало - зеркало - зеркала
Ёж - ежа - ежей
Дом - дом - дома
7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?»
Куда укатился мяч? ... под диван.
Куда положили мяч? ... на диван.
Куда закатился мяч? ... за диван.
Куда забили мяч? ... в ворота.
8. Творительный падеж для обозначения орудийности.
Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь: чем?»
Чем гладят? ... | Чем пишут? ... |
Чем ловят рыбу? ... | Чем подметают пол? ... |
Чем режут хлеб? ... | Чем чистят зубы? ... |
9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... с кем? ... с чем? ...»
Единственное число | Множественное число |
Где растет гриб? ... | Где растут грибы? ... |
под елкой. | под ёлками. |
Где спряталась девочка … | Где спрятались девочки? ... |
за деревом. | за деревьями. |
Где висит лампа? ... | Где висят лампы? ... |
над столом. | над столами. |
С кем играет мальчик? ... | С кем играют мальчики? ... |
с собакой. | с собаками. |
С чем играет девочка? | С чем играют девочки? |
... с куклой. | ... с куклами. |
С чем едят суп? ... с | С чем испекли пирог? |
хлебом. | ... с грибами. |
10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ...»
Где стоит ваза? ... на столе.
Где плавают рыбки? ... в аквариуме.
Где лежат книги? ... на полке.
О чём мечтает девочка? ... о кукле.
О чём мечтает мальчик? ... о мяче.