Анализ статистики аварийности.

Заместитель руководителя Департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Борис Баваров в своем интервью[7] говорит об опасности «хороших» дорог: «Ежегодный детальный анализ состояния аварийности показывает, что не всегда виновата дорога. Например, дорога хорошая, четыре полосы движения, есть разметка, а аварийность растет. В чем дело? Оказалось, водители почувствовали себя на хорошей дороге чуть ли не суперпрофессионалами, и если раньше на двухполосной дороге скорость была 60-80, то сегодня на широкой дороге - 120-130 километров в час. Мало того, что водители превышают установленный скоростной режим, главное - нарушают требования дорожной разметки, пересекают сплошные линии, выезжают на полосы встречного движения. Следствие такого лихачества - тяжелые аварии».

Например, дорога Москва - Минск. На головном участке в 2000 году аварийность и степень тяжести ДТП были очень высоки. Установили на этом участке осевое ограждение, исключающее возможность встречных столкновений. На следующий год тяжесть ДТП снизилась в 6-10 раз, количество ДТП в среднем снизилось в четыре раза!

В настоящее время предпринимаются серьезные меры по повышению безопасности автодорог. Так, устанавливается осевое ограждение на всех трассах, имеющих четыре полосы ограждения, то есть по две полосы в каждом направлении. Это дорогостоящее мероприятие. Один километр ограждения стоит примерно от 1,5 до 2 миллионов рублей.

Очень эффективное средство борьбы с аварийностью - устройство искусственного освещения. В 2001 году программа по искусственному освещению на федеральных дорогах, рассчитанная до 2010 года, была рассмотрена на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, утверждена, и она уже реализуется. Ежегодно освещаются порядка 200-300 километров федеральных дорог. В первую очередь устанавливается освещение на наиболее аварийных участках - в населенных пунктах, на больших транспортных развязках.

Извечный вопрос - взаимодействие и взаимопонимание между водителями и пешеходами. Для решения этой проблемы разработана программа по оборудованию дорог подземными и надземными переходами. Подобные переходы есть на трассе Москва - Минск, Москва - Нижний Новгород. Стоимость перехода колеблется от 15 до 20 миллионов рублей, но они окупаемы ради безопасности участников дорожного движения.

Существенную помощь должны оказать пункты учета интенсивности транспортных потоков. До 2006 года планируется всю сеть дорог связать такими пунктами, чтоб принимать соответствующие меры по повышению БДД.

Необходимо как можно шире внедрять современные технические средства организации дорожного движения. Это применение специальной пленки на дорожных знаках с высокой светоотражающей способностью. Лучше, чтобы на ограждающих устройствах были современные катафоты, которые бы четко ориентировали водителей в темное время суток. Серьезная аварийная ситуация складывается там, где заканчивается дорожное ограждение. В этом аспекте широко используются пластмассовые буфера, заполняемые песком или водой, которые при наезде на них позволяют значительно снизить тяжесть ДТП. Практически на 100% они спасают жизнь водителя и тем, кто находится рядом с ним.