Виды и порядок нанесения маркировки

 

Маркировка делится на товарную, отправительскую, транспортную и специальную.

Товарную маркировку наносит изготовитель товара на изделие или потребительскую тару. В товарную маркировку входят сведения, интересующие потребителя и относящиеся к содержанию товара, его качеству.

Отправительская маркировка должна содержать реквизиты, определяющие принадлежность грузовых мест к определенной партии груза, следующей по накладной: дробь, числитель которой представляет собой номер места и знаки отправителя, а знаменатель – число мест; наименование отправителя и получателя; пункты отправления, перевалки (при смешанном сообщении), назначения.

Транспортная маркировка наносится отправителем на все грузовые места независимо от отправительской маркировки в виде дроби (или через тире): в числителе – порядковый номер, под которым отправка зарегистрирована в книге отправления; в знаменателе – число грузовых мест данной отправки. При перевозке груза транспортными пакетами до­полнительно па каждом из них должна быть нанесена марки­ровка в виде дроби: в числителе — порядковый номер пакета и его масса брутто, в знаменателе — количество мест в пакете и масса нетто пакета.

Наличие и правильность отправительской и транспортной маркировок проверяют путем сопоставления с данными грузовых документов.

Нанесение транспортной маркировки на грузовые места обусловлено требованиями, к основным из которых относятся (ГОСТ 14192 - 77):

· обеспечение сохранности груза при перегрузке, транспортировании и хранении посредством нанесения на грузовые места манипуляционных знаков, а в некоторых случаях – предупредительных надписей;

· установление взаимосвязи между грузом и сопровождающими его транспортными документами;

· соблюдение особых условий транспортирования и хранения груза.

Место и порядок расположения транспортной маркировки в качестве примера приведены соответственно на рис.3.1 и 3.2.

 

Рис.3.1. Расположение транспортной маркировки 1 – манипуляционные знаки (предупредительные); 2 – допускаемые предупредительные надписи; 3 – число мест в партии, порядковый номер внутри партии; 4 – грузополучатель и пункт назначения; 5 – пункт перегрузки; 6 – надписи транспортных организаций (необязательно); 7 – объем грузового места; 8 – габаритные размеры грузового места; 9, 10 – масса брутто и нетто; 11 – страна-производитель (необязательно); 12 – пункт отправления; 13 – грузоотправитель

 

Рис. 3.2. Расположение маркировочных ярлыков

 

Специальная маркировка наносится отправителем на грузовые места, если они требуют особого обращения при погрузочно-разгрузочных работах, перевозке и хранении, и представляет собой условные знаки или короткие надписи. Наносится на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары, за исключением знаков «Стропить здесь», «Центр тяжести», которые следует наносить в обозначенных местах.

Маркировка наносится: на ящиках – на одной из боковых сторон; на мешках – в верхней части у шва; на тюках – на одной из боковых сторон; на кипах – на торцевой поверхности; на бочках и барабанах – на днище или на корпусе; на других видах тары и на грузах, не упакованных в тару – в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах. При перевозке металлических прутков, труб или других громоздких предметов, доставляемых в адрес нескольких получателей, допускается наносить маркировку на концы этих предметов масляной краской.

Система маркировки контейнеров, разработанная ISO (международный стандартный код ВIC – CODE) включает код владельца, серийный номер и код страны, информацию о размерах и типе контейнера. Применение международного кода позволяет по маркировке контейнера установить владельца или по коду владельца разыскать его контейнер.

При перевозке однородных грузов в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех грузовых местах. В этом случае замаркированные грузовые места укладываются: в фургонах – у двери маркировкой наружу; на открытом кузове – в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова маркировкой наружу.

При перевозке грузов навалом, насыпью или наливом маркировка не производится.

Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом (рис. 3.3):

· «Осторожно, хрупкое» – знак наносят на хрупкие, ломкие, повреждающиеся при сотрясении и ударе грузы. Груз с таким знаком следует предохранять от ударов и падений;

· «Боится нагрева» — знак наносят на груз в том случае, если повышение температуры может привести к его повреждению или изменению свойств. Груз с таким знаком при транспортировании и хранении нельзя устанавливать близко к источникам тепла или на солнце;

· «Боится сырости» – знак наносят на груз, который должен быть предохранен от действия атмосферных осадков и воды. Груз с таким знаком нельзя транспортировать на открытых транспортных средствах без защиты и хранить под открытым небом, на земле без прокладок;

· «Боится излучения» – знак наносят на груз, если любой из видов лучистой энергии может влиять на свойства груза и изменять их;

Рис.3.3. Маркировка грузов (манипуляционный знак «Скоропортящийся груз» печатается синей краской, «Тропическая упаковка» – красной)

 

· «Соблюдение интервала температур» – знак наносят на груз, если его транспортирование и хранение в другом интервале температур приводит к порче. Груз с таким знаком при транспортировании и хранении необходимо содержать в атмосферных условиях с указанным интервалом температуры;

· «Скоропортящийся груз» – знак наносят на груз, который при транспортировании и хранении не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для его зашиты требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, проветривание и др.). Знак наносят на груз, который транспортируют в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, установленными транспортными министерствами;

· «Герметичная упаковка» – знак наносят на груз, чувствительный к повреждению от воздействия окружающей среды. Груз с таким знаком при транспортировании и хранении запрещается открывать;

· «Крюками непосредственно не брать» – знак наносят на груз, когда повреждение упаковки крюками приводит к его порче или потере. Груз с таким знаком следует поднимать и перемещать без захвата крюком непосредственно за упаковку;

· «Место строповки» – знак наносят на груз в том случае, если для его подъема приложение строп (канатов, цепей) в другом месте опасно или приводит к повреждению изделия или упаковки. При подъеме груза стропы должны быть приложены в месте, указанном знаком;

· «Место подъема тележкой» – знак наносят на груз, если подъем тележкой в другом месте опасен или приводит к повреждению изделия или упаковки. При подъеме груза тележка должна быть подведена в месте, указанном знаком;

· «Верх, не кантовать!» – знак наносят на груз в том случае, если изменение его положения может привести к повреждению. Груз с таким знаком при транспортировании, хранении и перегрузочных работах всегда должен находиться в положении, при котором стрелки направлены вверх;

· «Центр тяжести» – знак наносят на груз, когда центр тяжести находится вне геометрического центра груза, а также когда высота груза превышает 1 м. Расположение знака следует учитывать при креплении груза на транспортных средствах и при выполнении перегрузочных работ;

· «Тропическая упаковка» — знак наносят на груз, когда повреждение упаковки при перегрузочных работах, транспортировании или хранении может привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата (в числителе Т – знак тропической упаковки, в знаменателе – месяц и год упаковывания, например 05 – 76);

· «Штабелировать запрещается» – знак наносят на груз, если не допускается штабелирование. На груз с таким знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы;

· «Поднимать непосредственно за груз» – знак наносят на груз, если подъем стропом (поднимающим устройством) осуществляется непосредственно за груз. Груз с таким знаком при транспортировании и хранении не допускается поднимать за упаковку;

· «Открывать здесь» – знак наносят на груз, если место его открытия имеет определенное значение (например, отбор проб, испытание изделия и др.). Груз с таким знаком можно открывать только в указанном месте.

Манипуляционные знаки в зависимости от грузового места (упаковки) имеют размеры:

- 75 х 105 мм - при длине и ширине грузового включительно;

- 108 х 148 мм - при длине и ширине грузового места от 1 до 1,5 м;

- 148 х 210 мм - при длине и ширине грузового места свыше 1,5 м.

Знаки и надписи должны быть черного цвета на светлых поверхностях и белого или светло-желтого - на черных и темных.

Расположение знаков следует учитывать при креплении грузов на транспортных средствах и при выполнении перевозочных работ. Допускается применять предупредительные надписи в том случае, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом, например «Наверх не ставить» и др.

В нормативно-технической и конструкторской документации обозначение манипуляционных знаков должно содержать: наименование знака, размер ярлыка (мм), обозначение стандарта по маркировке грузов, например «Осторожно, хрупкое!» 75 х 105 ГОСТ 14192-96.