Методы определения качества и количества грузов

При приёме и сдаче груза, а также в процессе хранения и перевозки необходимо систематически проверять качество груза и соответствие его предъявляемым документам и стандартам, определять необходимые транспортные характеристики.

Качество груза — это совокупность свойств, определяющих степень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества различной продукции определены стандартами и техническими условиями.

Эксплуатационная практика располагает тремя методами исследования свойств и качества грузов: органолептическим, лабораторным и натурным.

Органолептический метод — это метод исследования грузов с помощью органов чувств человека — зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха. Этим методом определяют: внешний вид груза или тары, размеры отдельных кусков навалочного груза, цвет, чистоту, твердость, гибкость, шершавость, зараженность вредителями, запыленность или загрязненность груза, вкусовые качества, запах и т. п. Положительные стороны этого метода — простота, быстрота и возможность определить качество груза в оперативных условиях, а недостаток — его субъективность, а также то, что получить количественные транспортные характеристики невозможно.

Лабораторный метод основан на исследовании качеств и свойств отобранных проб груза с помощью приборов, аппаратов и реактивов.

Этот метод требует специального лабораторного оборудования и продолжительного времени на исследования, но он дает точный результат качества груза, выраженный числовыми показателями. Он включает следующие виды лабораторных исследований:

физический — для выявления физических свойств груза — плотности, объемной массы, влажности, температуры воспламенения, вспышки, застывания и т. д.;

механический — для определения механических свойств груза — прочности, упругости, сопротивления разрыву и т. д.;

оптический – для определения структуры груза, его внутреннего строения;

рентгеноскопический – для выявления внутренних дефектов, трещин, раковин;

химический — для определения химического состава груза, влияния внешних воздействий на данный груз и воздействия его на другие совместно перевозимые грузы;

биологический — для определения в грузе живых организмов, вредно отражающихся на его качестве.

Результаты лабораторных исследований приводят в паспортах, удостоверениях о качестве, ветеринарных свидетельствах и сертификатах, которые прикладывают к перевозочным документам.

Натурный метод применяют непосредственно в производственных условиях. Этим методом обычно определяют объемно-массовые характеристики груза. Для проведения исследований в натурных условиях необходимы специальные измерительные приборы: для определения размеров и массы грузов (рулетки, весы, угломеры), параметров окружающей среды и груза (термометры, барометры, влагомеры).

Чаще всего на практике применяют комплексный метод, включающий отдельные элементы всех перечисленных выше методов определения качества грузов.

При транспортировании огромной массы разнообразных грузов большое значение имеет количественный учет на всем пути их следования, включающий различные способы и методы определения количества мест и массы целой партии груза или отдельной ее части. Эти операции выполняют в пунктах приема груза от грузоотправителей, в пунктах сдачи его грузополучателям, а также в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой.

Определение массы груза при перевозке вызвано:

- необходимостью точного учета перевозимых грузов и правильного определения стоимости перевозки;

- требованиями обеспечения сохранности груза при перевозке и перегрузках, а также рационального использования подвижного состава.

На транспорте массу груза определяют следующими способами:

- прямым, т. е. с помощью весоизмерительных приборов;

- расчетным (устанавливают стандартную, трафаретную или условную массу отдельных грузовых мест; обмеряют объем груза с последующим переводом объема в массу).

Определение массы с помощью весоизмерительных приборов — это наиболее точная, но довольно трудоемкая операция, вызывающая существенные простои подвижного состава. Поэтому на практике чаще применяют расчетные способы определения массы груза. Массу груза в пункте назначения определяют тем же способом, каким ее устанавливают в пункте отправления.

Порядок определения массы наливных, навалочных и насыпных грузов с учетом характера груза указан в правилах их перевозки, способ определения грузоотправитель отмечает в накладной.

Массу зерновых грузов и сахара-сырца, перевозимых насыпью, мяса, рыбы мороженой и сушеной, когда такой груз перевозят без проводников, а также отдельных овощей и фруктов определяют взвешиванием.

При перевозке тарно-штучных грузов в стандартной таре (сахар, мука, крупа в мешках, кондитерские и макаронные изделия в коробках, ткань, трикотаж в тюках и кипах, цемент и удобрения в бумажных и полиэтиленовых пакетах, напитки в бочках и др.) количество груза определяют по стандартной массе одного грузового места и общему количеству мест.

По трафаретной массе, указываемой на грузовых местах, перевозят: масло сливочное, маргарин, сыры, консервы и напитки в стеклотаре, рыбные изделия, пищевые концентраты, обувь, одежду, металлоизделия, приборы, оборудование, станки и т. п.

По условной массе перевозят крупногабаритные штучные грузы в таре и без упаковки (например, автомобили, сельскохозяйственные машины, землеройную технику, реакторы, трубы больших диаметров и т. п.).

Способ определения массы по обмеру объема груза применяется при перевозках навалочных, насыпных и наливных грузов. Сущность способа заключается в определении объема штабеля груза или резервуара посредством их обмера с последующим переводом объемных мер в массу груза через коэффициенты объемной насыпной массы или плотности.

Лесоматериалы учитывают объемным измерением в кубометрах, а экспортные лесоматериалы — стандартами. Для определения массы лесоматериалов используют коэффициенты перевода из объема в массу, зависящие от породы леса, его влажности (свежесрубленного и воздушно-сухого круглого леса).