Транспортные характеристики грузов

Основными факторами, влияющими на выбор типа подвижного состава и его параметры, являются вид груза и его транспортная характеристика. Транспортной характеристикой называют совокупность свойств груза, определяющую условия и технику его перевозки и хранения.

Транспортные характеристики грузов обусловливаются, прежде всего, их технологическими признаками и формой предъявления к перевозке (табл. 1.1), определяющими характер грузопотоков, внешнюю форму грузов, условия их перевозки, перегрузки, хранения и количественного учета. По технологическим признакам грузы разделяются на 3 категории (рис. 1.3):

- сухие (навалочные, насыпные, лесные, генеральные, волок­нистые, скоропортящиеся, особорежимные);

- наливные (нефтегрузы, жиры, сжиженные газы и др.);

- живые и животного происхождения (рабочий скот, продукты животные, хищные животные, домашние животные).

К транспортным характеристикам отдельных грузов относятся:

гигроскопичность — свойство различных тел поглощать водя­ные пары (хлопок, корд, сахар);

влажность — состояние вещества, насыщенного до определенной степени гигроскопической влагой (зерновые культуры, уголь, строительные материалы, руды);

 

Грузы

 

Рис.1.3. Технологические признаки грузов

 

слеживаемость — склонность вещества переходить в состояние монолитной массы (соль, руда, цемент):

самовозгорание — явление самопроизвольного повышения температуры вещества с последующим возгоранием доступной для воздуха массы (уголь, хлопок);

окислительные свойства грузов – способность легко отдавать кислород другим веществам. Примесь окислителей может вызвать возгорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха;

взрывчатость — способность вещества взрываться в определенных условиях (химические грузы, бензин);

вредность — свойство вещества оказывать вредное воздействие на организм (известковая пыль, свинец, ртуть, фосфор);

хрупкость – свойство тел разрушаться при механическом воздействии (стекло, аппаратура, керамические изделия, шифер). Некоторые грузы могут приобретать свойство хрупкости при пониженной температуре, например, олово при температуре ниже – 15°С, резина -50 …- 45°С;

коррозийность – поверхностное разрушение твёрдых тел под воздействием физико-химических процессов в определённых условиях внешней среды;

абразивность – способность груза истирать соприкасающиеся с ним поверхности тары, подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и сооружений. Абразивность зависит от твердости частиц груза: грузы могут быть малоабразивные, среднеабразивные и высокоабразивные. Высокой абразивностью обладают цемент, минерально-строительные материалы, апатиты.

сыпучесть – свойство навалочных и насыпных грузов при имеющейся свободной поверхности во время движения пересыпаться с одного борта автомобиля на другой (зерновые);

смерзаемость – свойство груза при отрицательной температуре превращаться в сплошную массу и терять свою сыпучесть (руды, уголь, глина, строительные материалы). Наибольшей смерзаемости подвержены грузы с повышенной влажностью и неоднородным гранулометрическим составом;

морозостойкость – способность груза выдерживать воздействие низкой температуры, не разрушаясь и сохраняя свои качества при оттаивании;

теплостойкость – способность веществ противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, окислению, плавлению или самовозгоранию под действием высокой температуры;

спекаемость – слипание частиц груза под воздействием изменения температуры (асфальт, гудрон, песок, агломераты руд);

тиксотропность – свойство веществ при определенной влажности и под воздействием динамических нагрузок (тряска, вибрация) переходить в разжиженное состояние (рудные концентраты).

Для количественного учёта перевозимых грузов, а также решения некоторых задач, связанных с размещением отдельных грузов в транспортных средствах и на складах, важное значение имеют количественные или объемно-массовые транспортные характеристики: линейные размеры, объёмная масса, плотность жидкого груза, удельный объём, удельный погрузочный объём, угол естественного откоса, гранулометрический состав.

Линейные размеры тарных и штучных грузовых мест, характеризующиеся длиной l,шириной b, высотой h, диаметром d, массой g, и объёмом V, необходимым для выбора типа подвижного состава, размещения грузов, оценки использования объема грузовых помещений, обоснования рациональной технологии перегрузочных работ. Единицей массы груза считается метрическая тонна, а единицей объёма – кубический метр.

Объёмная масса (плотность частиц груза), т/м3, определяет количество насыпного и навалочного груза

 

= g/V0, (1.1)

 

где g и V – соответственно масса и объём тела.

Объемная масса зависит от плотности вещества, пористости и скважистости.

Пористость определяет, какое количество влаги может впитать груз, если его смачивать, и является одним из факторов, приводящих к слёживаемости и смерзаемости навалочных грузов.

Скважистостью называется отношение объёма свободных пространств между частицами груза к объему груза.

Плотностью груза, т/м3, называется масса однородного вещества в единице объема. На практике плотность чаще используется для определения массы жидких грузов.

Плотность жидкого груза, т/м3, — отношение массы груза при температуре 20°С к массе воды в том же объеме при температуре 4°С. Плотность жидкого груза при любой его температуре

 

, (1.2)

где (20/4) — плотность груза по паспортным данным;

— поправка плотности при изменении температуры груза на 10C (табличное значение);

t° — температура груза.

Значения плотности некоторых жидких грузов приведены в табл. 1.2.

 

Таблица 1.2

Плотность некоторых жидких грузов

 

Наименование груза Плотность, т/м3
Растительное масло 0,91-0,93
Молоко 1,03
Нефть 0,76-0,91
Керосин 0,79-0,85
Авиационный бензин 0,69-0,72
Безводный спирт 0,79
Олифа 0,94
Смола 0,71-0,77

Удельным объемом груза, м3/т, называется объем единицы массы груза, определяемый как отношение суммарного объема грузовых мест к суммарной массе грузовых мест

 

. (1.3)

 

Удельный погрузочный объем, м3/т, представляет собой обратную величину объемной или насыпной массы. Это объем, занимаемый одной тонной груза:

(1.4)

 

Гранулометрический состав характеризует распределение различных фракций груза по размерам частиц (кусков) и определяет технологию перегрузки навалочных и насыпных грузов.

Угол естественного откоса, или угол покоя, — это угол между плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля. Он зависит от рода и кондиционного состояния груза. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. Величина угла в покое больше, чем в движении. С увеличением влажности угол покоя возрастает. Под воздействием динамических нагрузок, особенно при вибрации, угол естественного откоса может уменьшаться до нуля. К сыпучим грузам, опасным с точки зрения перемещения в транспортном средстве, относятся все зерновые, а также другие сыпучие грузы, угол естественного откоса которых составляет 35° и менее. Значения угла естественного откоса в покое и в движении для наиболее распространенных навалочных грузов приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Величина угла естественного откоса

 

Наименование груза Угол естественного откоса, °
в движении В покое
Песок 34,5-40
Глина 37-41,5 40-45
Щебень 35-40 40-45
Руда 35-37,5
Каменный уголь 20-40 27-45
Торф 39-45 45-50
Гравий 38-39 30,5-45
Кокс 27-31 30-35

 

Транспортная характеристика грузов (свойство товара) проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортировки обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным, если он находится в кондиционном состоянии; соответствует стандартам и условиям перевозки на автомобильном транспорте; имеет исправную тару, упаковку, пломбы, замки и положенную маркировку; надежно защищен от воздействия внешней среды; не имеет признаков, свидетельствующих о его порче.