Асадов А.Н., Забродин В.Ю., Петров М.А., Прозоровская К.А. 2 страница

Принято выделять два типа социальных прогнозов, в которых присутствует разное соотношение прогностического компонента и целеполагания.

В поисковом прогнозе описывается возможное будущее состояние объекта с учётом управляющих воздействий, в нормативном рассматриваются желаемое состояние объекта, пути и средства его достижения, необходимые управляющие воздействия.

Функция социального проектирования реализуется путём научно обоснованного конструирования системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего, обеспечивающей оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной интеграции и условий социального развития.

Организационно-технологическая функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия, необходимые для реализации социальных проектов. Её продуктом являются социальные технологии.

Под управленческой функцией социологии следует понимать приложение социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении. Одним направлением её реализации является проведение исследований специалистами-социологами с представлением результатов и рекомендаций лицам, принимающим решения; вторым – использование социологических знаний и умений самими управленцами в своей повседневной деятельности.

Многие специалисты, не без серьёзных оснований, вообще считают деятельность любого современного руководителя «социологической практикой», а самого управленца – «социологом-практиком».

Теоретически это абсолютно верно, однако в отечественной действительности – далеко не так. Большинство наших руководителей любого ранга имеют отдалённое представление о социологии. Предпосылкой успешной реализации этого направления приложения социологии к практике является повышение уровня социологической подготовки менеджеров разного уровня.

Самостоятельной функцией социологии как отдельной науки является инструментальная функция – выработка собственно социологических методов познания, анализа и преобразования социальной реальности.

5. ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИИ

 

Науку социологию вполне корректно можно рассматривать как частный социальный институт. В настоящее время к ней применимо основное определение социального института: совокупность упорядоченных взаимосвязанных социальных статусов и ролей, направленная на выполнение каких-либо функций, обеспечивающих потребности общества в определённой сфере жизнедеятельности. В нашем случае можно выделить три аспекта.

Первое. Социология. – это отдельная самостоятельная наука, входящая составной частью в один из основных социальных институтов общества – науку.

Второе. Вся наука в целом обеспечивает потребности общества в познании, а социология обеспечивает общественную потребность в познании социальной реальности.

Третье. Функционирование и развитие социологии обеспечивается совокупностью определённых упорядоченных взаимосвязанных статусов и ролей, направленных на изучение социальной реальности. Если брать формальную сторону, то это статусы и роли профессиональных учёных, исследователей, преподавателей и вспомогательного персонала, обеспечивающих теоретические и эмпирические исследования и передачу социологических знаний последующим поколениям. В мире и в нашей стране существуют научные социологические журналы и издания, сеть социологических учебных заведений, институтов и центров.

Помимо формальной, как правило, документированной структуры социальных позиций и статусов, существует и неформальная. Примером её могут быть неформальные объединения социологов, зачастую даже разных стран, получившие название «невидимые колледжи» – по отдельным проблемам, интересам в профессиональной сфере. Подобное положение складывалось и формировалось в течение более чем полутораста лет.

В этом процессе можно выделить следующие основные этапы институционализации социологии.

1. Наука была бы невозможна без появления самого названия и определения её предметной области, поэтому одним из первых этапов можно считать 1830-е г.г. XIX столетия, когда О. Конт ввёл название «социология» и определил первоначальный предмет.

2. Дальнейшее развитие новой науки невозможно без выработки более или менее точно определённых понятий и терминов, свойственных именно ей, – выработки общего словаря. Также невозможно развитие без устойчивых коммуникаций между потенциальными и реальными исследователями данной области научного знания, на первых порах – на неформальной основе – в виде переписки, научных семинаров и др.

Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.

3. Важным шагом в институционализации явилось позиционирование учеными себя «социологами» и предъявление обществу в этом качестве – так закладывались контуры будущих социальных позиций специалистов.

Новая дисциплина под разными названиями проникает в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной академической науки.

4. Решающий вклад в институционализацию социологии принадлежит Э. Дюркгейму – основателю первой в мире кафедры социологии в Сорбонне и первого периодического издания – «Социологического ежегодника».

Аналогичные шаги были предприняты в США: в 1892 году основана первая кафедра социологии в Колумбийском университете, а в 1895 – «Американский журнал социологии», издающийся до сих пор.

5. Заключительным этапом институционализации можно считать включение социологических специальностей в государственные реестры и стандарты экономически высокоразвитых стран, официально закрепившие профессиональные требования к подготовке и квалификации специалистов-социологов. Таким образом было закончено оформление их социальных позиций в социальной структуре общества.

В 60-е годы ХХ века в США резко возросли государственные дотации, что обеспечило бурное развитие академической социологии во всех регионах. Численность американских социологов превышала количество социологов во всех остальных странах мира. Сегодня в США издаётся свыше тридцати журналов социологической направленности и работают более 20 тысяч профессионалов социологии.

В нашей стране процесс был более сложным. После активного начального этапа в конце XIX – начале XX века развитие социологии было остановлено. Только в 60-е годы двадцатого столетия стала возрождаться эмпирическая социология, в МГУ открылась кафедра методики конкретных социальных исследований (1968). Лишь в 1974 году появился профессиональный журнал «Социологические исследования», а в конце 80-х гг. в государственный Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) введена должность – социолог.

После открытия в 1989 году социологического факультета МГУ – первого в СССР – в стране получили социологическое образование около 20 тыс. выпускников, хотя из этого не следует, что все они работают профессиональными социологами.

В целом можно сказать, что институционализация социологии в нашей стране прошла те же этапы, что и в других странах, но с отставанием от практики высокоразвитых индустриальных стран почти на сто лет.

 

 

6. ОГЮСТ КОНТ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК СОЦИОЛОГИИ

 

Огюст Конт (1798-1857) – французский учёный, считающийся основоположником позитивизма (от лат. positivus – положительный) в социологии и самой науки социологии.

Родился в городе Монпелье (Франция) в семье служащего, занимавшегося сбором налогов. В 1817-1824 гг. был секретарём известного философа-утописта графа Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825). Основные труды: «Курс позитивной философии» в 6 т. (1829-1842), «Рассуждения о духе позитивной философии» (1844), «Рассуждения о позитивизме в целом» (1848-1851), «Позитивистский катехизис» (1851), «Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества» (1851-1854).

Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Он считал, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки.

В работе «Дух позитивной философии»[1] Конт говорит о нескольких значениях слова «позитивный»: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность негодному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному. По его мнению, истинная наука должна отказываться от неразрешимых вопросов, то есть таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты.

Новую «позитивную» науку об обществе Конт назвал сначала социальной физикой, а позднее(в 1839 г.) социологией. Введение нового слова, а точнее говоря, научного термина автор объяснял необходимостью создания специальной науки (которой до сих пор, по его мнению, не было) для выявления и описания фундаментальных законов развития общества.

Развитие знания, по мнению Огюста Конта, идёт от простого к сложному, от общего к специфическому. В созданной им классификации «позитивных» наук социология поставлена на последнее место, а ей предшествуют: математика, астрономия, физика, химия и биология.

Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия – догматическое и историческое. «Первое, – писал он, – состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым»[2].

Таким образом, в созданной Контом классификации иерархия наук строится по степени уменьшения их абстрактности и увеличения сложности. Кроме того, автор пишет о характере связи науки с практикой: чем абстрактнее наука, тем меньше она связана с практикой, и наоборот. С учётом названных критериев социология, по Конту, оказывается самой новой, сложной, конкретной и практичной наукой из тех шести, которые охватываются законом классификации наук.

Социологию Огюст Конт определил как науку о человеческом обществе в целом во всех элементах его бытия. Стоит отметить, что в его взглядах на общество можно увидеть зачатки того, что позже будет названо системным подходом.

Общество рассматривается им как органическое целое, социальная система, элементы которой взаимосвязаны и могут быть поняты только в своём единстве. Эти элементы, общественные институты – семья, религия, государство – своим существованием способствуют «всеобщему согласию», то есть объединению общества. Контом они рассматриваются с точки зрения своих общественных функций и роли в социальной интеграции. Государство определяется французским учёным как орган социальной солидарности, а подчинение ему – священный долг каждого индивида.

Вся социология (до 1839 года, в терминологии Огюста Конта – социальная физика) делилась им на две части – социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов. Изучая социальную статику, социология, по мнению учёного, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимосвязи и определить общие условия гармоничного отношения частей, образующих социальное целое.

Основным элементом социальной структуры Огюст Конт считал семью, рассматривая её как основную клеточку социального организма. Семья – это то, что находится между обществом и человеком, то, что их сближает. «Только благодаря семейным обязанностям, – писал Конт, – человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности»[3].

Распад семьи, по Конту, будет означать распад общества, поскольку семья – это первичная форма объединения людей, выполняющая самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений.

Социальная динамика раскрывает законы развития и изменения социальных систем. Факторы, влияющие на общественное развитие, Конт разделил на первичные и вторичные.

Первичные факторы определяют духовное и умственное развитие общества, его интеллектуальную эволюцию.

К вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы могут ускорить или замедлить прогресс общества, который, по мнению учёного, совершается закономерно и стадии которого не могут быть изменены.

Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух ключевых понятий в социологии Огюста Конта – порядка и прогресса. Оба понятия являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй – социальной динамике. При этом прогресс для Конта оказывается, прежде всего, развитием порядка, так как больше всего способствует его поддержанию, совершенствованию общества и человека.

Социология призвана, по мнению учёного, открывать законы функционирования и развития общества как системы. Причём законы этого развития имеют точный и строгий характер, как и законы математики, физики, химии. Эти законы, по мысли Конта, могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее. Однако, говоря о них и пытаясь их сформулировать, он имеет в виду законы умственного, точнее, духовного и нравственного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Для него мир сначала мыслится, а потом существует. Следовательно, и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей.

Огюст Конт отождествлял прогресс с развитием человеческого знания, проходящего три стадии, каждой из которых соответствует определённое состояние общества. В сформулированном им законе интеллектуальной эволюции человечества или как его ещё называют законе трёх стадий в историческом развитии выделено три этапа.

Начинается он следующим образом: «Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная…[4]».

На первой, теологической стадии человек видел причину наблюдаемых явлений в действии сверхъестественных сил. Данная стадия является наиболее примитивной ступенью развития человеческого разума и характеризуется господством религиозно-мифологического сознания. В её рамках выделялось три периода: фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам), политеизм (вера во многих богов) и монотеизм. Хронологически теологическая стадия охватывает Древний мир и период Средневековья.

На второй, метафизической стадии наблюдаемые явления объясняются при помощи неких абстрактных сущностей. Данный этап отмечается выдвижением в центр общественной жизни философов-метафизиков, которые всё трактуют с позиций «абсолютного знания». Метафизическая стадия характеризуется направленностью на разрушение старых верований, составлявших фундамент общественного порядка в эпоху Средневековья. В упадок приходят все авторитеты того времени: религия, власть, господствующие классы. Этот период продолжался от эпохи Ренессанса до Великой французской революции.

На третьей, позитивно-научной стадии человеческий разум сосредоточивается на исследовании того, что есть, то есть на исследовании реальных фактов. Изменения человеческого знания являются основой изменения социальной организации общества. Человеческая мысль стремится теперь объяснить всё на основании открываемых законов, представляющих собой наблюдаемые связи между явлениями.

Существенной заслугой Огюста Конта является разработка методов, применяемых социологией. Этой проблеме он уделял большое внимание в связи с особенностями позитивизма как учения, основанного на сборе точных фактов и их проверке. Учёный считал, что для того чтобы социологическое знание было точным, строгим, объективным и научным, соответствующим критериям должны отвечать инструменты и средства его получения, то есть методы. Их он обозначил четыре: наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический методы.

Наблюдение Конт считал основным методом в социологии. Он не сомневался в возможности получения точных данных посредством этого метода. Наблюдение, по его мнению, должно опираться на законченную теорию, его результаты также должны быть проанализированы с позиций определённой теории, что в итоге помогает устанавливать устойчивые связи между явлениями, то есть законы.

Эксперимент, по Конту, является вторым по значимости методом. Непосредственный эксперимент состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Косвенный, опосредованный эксперимент Конт понимал как исследование патологических отклонений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений, главным образом революционного характера.

Третий метод позитивных наук, по мнению Конта, – сравнительный метод, который заключается в сопоставлении жизни народов, сосуществующих одновременно, с целью выявления общих законов развития общества.

Исторический метод Конт определил как метод исторического сравнения различных последовательных состояний общества, с учётом связи прошлого, настоящего и будущего. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей в развитии общества.

Рассуждения о методах социологии являются наиболее рациональной частью социологии Огюста Конта. Очень важным для своего времени было его требование строгой эмпирической проверки социальных фактов, а также необходимость опоры на твёрдый теоретический фундамент при проведении социологического исследования.

Многие идеи и понятия, введенные Контом, впоследствии нашли своё место в социологии. К таким идеям, например, принадлежит взгляд на общество как на органическое целое, разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем. Большое влияние оказала идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественно-научного знания.

 

 

7. Г. СПЕНСЕР – РОДОНАЧАЛЬНИК ОРГАНИЦИЗМА

В СОЦИОЛОГИИ

 

Герберт Спенсер (1820-1903) – великий английский философ и социолог-позитивист.

Родился в городе Дерби (Великобритания) в семье школьного учителя. Не получил систематического образования, однако активно занимался самообразованием. Почти десять лет прослужил техническим специалистом на железной дороге. В 1846-1853 гг. работал сначала журналистом, а затем редактором в известном (в том числе и в наше время) журнале «Экономист» (The Economist). Основоположник и наиболее видный представитель органического направления в социологии.

В своем труде «Основания социологии» в 3 т. (1876-1896) Спенсер последовательно проводит аналогию между биологическим и социальным организмом. Свою теорию общества он построил на особой эволюционной теории, которая содержит в себе как идею органического развития, так и идею борьбы за существование.

Спенсер уподобляет общество живому биологическому организму, обосновывая свой подход следующими доказательствами:

1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;

2) те и другие усложняются;

3) их части приходят во всё большую зависимость друг от друга;

4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

В подтверждение разработанной им органической теории общества Герберт Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, отдельные части общества (семью, государство и т. д.) он сравнивает с отдельными частями живого организма (сердцем, нервной системой и т. д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Он считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. Каждая часть общества имеет свою функцию, и чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее одной из частей восполнить или заменить другую. Таким образом, по Спенсеру, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно не схожими между собой элементами.

В сложном обществе, по мнению Спенсера, одну часть (или можно сказать – социальный институт) нельзя заменить другой. При этом все части должны функционировать на благо целого: в противном случае общество перестанет существовать. Такая взаимосвязь частей является основой социальной интеграции.

Эволюция, согласно Спенсеру, – универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как в природной, так и в социальной среде. В ней он выделяет следующие основные моменты:

а) переход от простого к сложному (интеграция);

б) переход от однородного к разнородному (дифференциация);

в) переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Она представляет собой постепенный, в какой то степени автоматический процесс, не допускающий «ускорения» или вмешательства извне. Сущность социальной эволюции Спенсер видит в переходе общества от гомогенности (однородности) к гетерогенности (разнородности).

Процесс развития («разрастания») любой части общества или совокупности частей сопровождается, по Спенсеру, прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен. В ходе социальной эволюции изменяются многие функции общества, которые в свою очередь «возрастают в размере, в разнообразии, в определённости и сложности»[5].

Таким образом, согласно Спенсеру, существует всеобщая тенденция к росту внутренней дифференциации, сопровождающаяся усовершенствованием процесса интеграции органов.

Нельзя обойти вниманием взгляды Герберта Спенсера на проблемы равновесия и стабильности в обществе. Социальное равновесие им истолковывается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей, выступающая фактором общественной стабильности. Следуя этой мысли, он анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью.

Важно отметить, что Спенсер осуждал любые попытки революционного переустройства общества и резко отрицательно относился к социалистическим идеям, видя в них нарушение естественного закона развития. Он считал, что общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно.

Герберт Спенсер в своих работахпроводил в жизнь принцип laissez-faire (невмешательства в социальную жизнь), идею выживания наиболее приспособленных. Здесь стоит отметить, что ещё в 1852 году, то есть за семь лет до опубликования «Происхождения видов» Чарльза Дарвина (1809-1882), Спенсер написал статью «Гипотеза развития», в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Жана Батиста Ламарка и Карла Бэра.

Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (как уже было сказано, он является автором термина «выживание наиболее приспособленных»).

«Естественный отбор», считал он, происходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Увеличение населения стимулирует всё большую социальную активность: требуется всё большая изобретательность, чтобы выжить. Наименее развитые индивиды и группы вымирают, поэтому общий уровень развития и уровень интеллекта должны возрастать. Выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство. На этом основании Герберт Спенсер выступал против вмешательства государства в общественную жизнь, против помощи бедным.

Взгляды Спенсера, чрезвычайно популярные в своё время, позже были отвергнуты наукой, но во второй половине ХХ века вновь наметился интерес к его теории. Многие из его идей оказались предшественниками современной западной социологии, в частности таких её направлений, как структурный функционализм, социобиология и этнография.

Учение Герберта Спенсера способствовало развитию натуралистического направления в социологии.

 

 

8. НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Натурализм в социологии – социологические концепции, опирающиеся на методы познания естественных наук. Работа Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859), совершившая целый переворот в биологии, оказала огромное влияние на мировоззрение вообще и многие отрасли знания в частности. В числе наук, испытавших на себе влияние идей Дарвина, была и социология. Основной теоретической базой натуралистических школ в социологии стала теория эволюции (эволюционизм).

К позитивной стороненатурализма можно отнести то, что в его рамках проявлялось стремление исследователей выработать строгую, объективную систему знаний, схожую с теориями развитых естественных наук.

Натурализм в социологии развивался под влиянием естественно-научной методологии, складывавшейся в результате выдающихся научных открытий, и опирался на представления о единстве законов истории природы и истории человека, о единстве метода естественных и общественных наук. Таким образом, представители различных натуралистических школ пытались описать общество, действующее по принципам физики, механики, биологии и т. п.

Социал-дарвинизм – направление в социологии конца XIX – начала XX века, представители которого законы развития общества отождествляли с биологическими законами естественного отбора и борьбы за существование. Наиболее яркие представители – Герберт Спенсер, Уильям Грэм Самнер, Людвиг Гумплович, Альбион Смолл, Уолтер Бэджгот, Густав Ратценхофер.

Главная идея социал-дарвинистов заключается в попытке доказать, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека. По их мнению, в ходе борьбы за существование побеждают наиболее сильные, биологически полноценные индивиды. Таким образом, в обществе возникают социальные группы и классы, занимающие различное положение в обществе. Конфликт интересов различных классов и групп является естественным состоянием общества, поскольку эти интересы обусловлены, в конечном счете, биологическими потребностями людей.

Уильям Грэм Самнер (1840-1910) считал борьбу за существование всесильным и универсальным процессом. Эволюция, по мнению Самнера, прокладывает себе путь через борьбу за существование, которая также естественна, как и сама эволюция. Социальное неравенство, по Самнеру, это нормальное, естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Нарастание социального неравенства – не препятствие для общественного прогресса, а его предпосылка и условие. У.Г. Самнер являлся сторонником принципа laissez-faire (невмешательства) и на этом основании выступал противником любых форм регулирования социальной жизни.

Людвиг Гумплович (1838-1909) считал социальные группы основными элементами общества. А главным двигателем исторического процесса, по его мнению, является стремление социальных групп к самосохранению и борьба между ними за благоприятные жизненные условия. Государство же, по Гумпловичу, является не чем иным, как организацией господства меньшинства над большинством. Таким образом, Гумплович механически переносил дарвиновскую идею «борьбы за существование» из биологической области в социальную.

Альбион Смолл (1854-1926) – основатель и руководитель первого в мире факультета социологии в Чикагском университете (1892), основатель первого в мире профессионального журнала (American Journal of Sociology) – старейшего периодического издания в области социологии (1895), существующего до настоящего времени. Американский учёный является автором первого американского учебника по социологии (1894), одним из создателей Американского социологического общества (1905)[6], и, наконец, одним из отцов-основателей Чикагской социологической школы.

Как социолог, Смолл испытал значительное влияние дарвинизма и психологизма, полагая, что жизнь индивида в обществе сводится к процессу удовлетворения интересов, в ходе которого каждый человек стремится удовлетворить собственные интересы за счёт других людей.

Механицизм (механистическая школа в социологии) – направление социологической мысли, возникшее в конце XIX века, являющееся, по сути, одной из крайних форм позитивизма. Представители: Генри Чарльз Кэри, Фридрих Вильгельм Оствальд, Ламбер Адольф Жак Кетле, Вильфредо Парето.

К этому направлению можно условно отнести социологические концепции, которые под влиянием классической механики (и физики вообще) стремились свести закономерности развития и функционирования общества к механическим и физическим закономерностям, широко используя при этом физическую терминологию и фразеологию. Так, например, Генри Чарльз Кэри (1793-1879) сравнивал общественные структуры и процессы со структурами и процессами неорганического мира.

Лауреат Нобелевской премии по химии Фридрих Вильгельм Оствальд (1853-1932), называвший свою социальную концепцию физиосоциологией, полагал, что энергия – единственная субстанция мира, а все социальные явления являются её трансформацией. Культурный процесс, по Оствальду, есть преобразование свободной энергии в связанную, а критерием общественного прогресса служит улучшение использования свободной энергии.