Порядок подготовки ЗСУ-23-4 к транспортированию железнодорожным транспортом
ЗСУ перевозится на четырехосной платформе.
Перед погрузкой борта платформы должны быть опущены. Опущенные борта платформы связать за увязочные крюки проволокой. Кроме того, связать – между собой опущенные борта одной и другой сторон, а проволоку пропустить под платформой.
Перед перевозкой ЗСУ по железной дороге:
- проверить уровень охлаждающей жидкости в баке системы охлаждения пушки и при необходимости долить;
- проверить надежность стопорения башни и качающейся части пушки по-походному, предварительно включив механизмы наводки на ручное наведение, и опломбировать защелку фиксатора и маховик горизонтального стопора;
- проверить надежность постановки заглушек стволов, а также надежность крепления крышек патронных коробок защелками;
- проверить надежность крепления блоков и узлов РПК;
- проверить надежность и правильность зачехления пушки и антенны РЛС;
- снять штыри антенны радиостанции Р-123М и закрепить их на штатных местах;
На железнодорожную платформу ЗСУ устанавливается своим ходом. В зависимости от устройства погрузочной площадки погрузка может выполняться как с борта, так и с торца платформы.
При погрузке с торца платформы ЗСУ могут передвигаться с платформы на платформу по стандартным металлическим или деревянным переходным мостам, по шпалам или прочным доскам, положенным на ширину гусениц ЗСУ.
При погрузке одной ЗСУ с борта платформы под погрузку должна быть подана еще одна (дополнительная) платформа для обеспечения безопасности погрузки. В этом случае погрузка осуществляется заходом ЗСУ с борта дополнительной платформы, переходом и установкой на следующей платформе.
Установить ЗСУ на одинаковом расстоянии от бортов платформы. После погрузки ЗСУ под гусеницы спереди и сзади положить и закрепить деревянные брусья (размер не менее 250х175 мм и длина 400-750мм).
Установку и крепление брусьев выполнять в следующем порядке:
- уложить и закрепить брусья под гусеницы спереди;
- наехать на брусья на длину 10-15см;
- плотно подбить и закрепить брусья под гусеницы сзади ЗСУ;
- съехать с передних брусьев.
При этом ЗСУ должна встать между передним и задним брусьями, а гусеницы должны быть равномерно натянуты.
Каждый брус должен быть прочно прибит к полу платформы не менее чем десятью гвоздями диаметром 6-7 мм, длиной 175-225 мм или двумя скобами с диаметром стержня 15 мм.
После остановки тягового двигателя рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение, а педаль горного тормоза выжать до отказа, при этом планка с зубом должна войти в зацепление с гребенкой педали.
Для исключения выхода планки с зубом из зацепления с гребенкой застопорить их, обмотав проволокой диаметром 1,0 – 1,5 мм в 2-5 ниток.
Закрепить ЗСУ растяжками из стальной отожженной проволоки диаметром 5-6 мм.
Каждая растяжка должна иметь не менее 6-8 проволок в пучке. Проволочные растяжки крепить одним концом к буксирным крюкам ЗСУ, другим – к стоечным столбам платформы (крест на крест). Растяжки скручиваются воротком или ломом.
Если перевозка будет совершаться при температуре воздуха около нуля и ниже, а система охлаждения
двигателя заправлена водой, то воду слить в порядке, указанном в техническом описании гусеничной машины, и «пролить» систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью – заполнять систему до тех пор, пока жидкость не потечет из сливного крана. После слива воды в отделении управления на щитке приборов механика-водителя повесить табличку с надписью «Вода слита», одновременно слить воду из бачка обмыва стеклоочистителя.
При перевозке зимой снять с ЗСУ аккумуляторные батареи и поместить их в отапливаемый вагон. Там же поместить питьевые бачки или вылить из них воду и оставить на ЗСУ.
По окончании креплений и всех подготовительных работ к транспортированию накрыть ЗСУ брезентом, надежно закрепив его веревкой.
Перед разгрузкой ЗСУ с железнодорожной платформы необходимо:
- снять и свернуть брезент, закрепить его ремнями на корме ЗСУ, убрать клинья и растяжки креплений;
- проверить, не было ли течи смазки и топлива, при обнаружении течи проверить уровень смазки и топлива; течи масла и топлива устранить; при необходимости дозаправить;
- установить аккумуляторные батареи;
- проверить, есть ли охлаждающая жидкость в системе охлаждения;
- запустить тяговый двигатель в порядке, указанном в Техническом описании и инструкции по эксплуатации гусеничной машины ГМ-575.
При разгрузке ЗСУ необходимо снять крепления и совершить съезд с железнодорожной платформы.
При погрузке и разгрузке по железнодорожной платформе и разгрузочной площадке осуществлять движение на первой передачи.