Формирование научного понятия и нетерминологического выражения «точность речи»
Что же такое точность как коммуникативное качество хорошей речи?
Напомним, прежде всего, что коммуникативные качества речи — это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи.
Точность как одно из коммуникативных качеств характеризует речь со стороны ее содержания. Характеристики «точная» и «неточная» - это инструмент оценки содержательного плана речи, а не ее формы. Оценка всегда предполагает наличие определенных критериев. На основании чего мы одни речевые структуры оцениваем как точные, а другие как неточные? В любом словесном произведении (тексте) выражено определенное содержание, смысл. Смысл конкретный, нередко глубоко личностный, ситуативно обусловленный. Сформирован же и выражен этот смысл с помощью единой для всех, общей семантики языковых единиц (в первую очередь, слов), что и делает смысл текста (творение индивидуального сознания) доступным для восприятия другим сознанием (слушателя, читателя). Так, например, стихотворение «Парус» — это текст, в котором воплощено конкретное художественное содержание, выражение поэтического сознания М. Ю. Лермонтова. Это содержание анализируют литературоведы.Не претендуя на точность и полноту, можно его определить как поэтическое размышление об одинокой, мятущейся душе, отвергающей покой и жаждущей трудной, бурной, насыщенной страстями, полнокровной жизни. Это содержание сформировано и выражено речью, т. е. определенным образом организованной последовательностью единиц языка. Причем в этом тексте смысл выражен речевой семантикой не прямо — его еще надо уметь прочесть: лишь соучастие воспринимающего сознания позволит за картиной моря с одиноким парусом увидеть человеческие чувства и отношения, — иначе говоря, на основе речевой семантики воспринять смысл текста.
Характер соотношения семантики речи со смыслом текста и оценивается нашим сознанием, когда мы говорим о точности (неточности) речи. Мы оцениваем, как (хорошо, плохо, полно, неполно, однозначно или двусмысленно) семантика речевых единиц в их взаимодействии выражает (для автора речи) и позволяет воспринять (адресату) определенную информацию о действительности.
Действительность, воздействуя на сознание человека, является не только импульсом для речевого акта (для того, чтобы говорить, нужен предмет речи) — отображенная сознанием, она становится коммуникативным содержанием речевого произведения (смыслом текста). Вот почему базой для формирования и осознания точности как особого свойства речи является связь речь—действительность. Но действительность в содержании словесного произведения предстает как познанная, отображенная мышлением, значит, точность речи формируется и осознается еще на основе связи речь — мышление.
Эти связи (речь—действительность и речь—мышление) существуют как определяющие точность (неточность) речи и для автора, и для адресата речи. Но существуют по-разному.
Говорящий (пишущий) стремится словесно обозначить воспринимаемую ситуацию, явление, т. е. создать такую (по составу компонентов и их организации) последовательность языковых единиц, семантика которой будет соответствовать обозначаемой действительности. Ясно, что характер и степень этого соответствия будут в значительной степени заданы еще на этапе собственно познания — первый шаг коммуникативного круга.
Если, например, познание осуществлено с нарушением законов правильного мышления и в результате в сознании субъекта некий объект отражен не вполне адекватно реальности, то последующее сообщение о нем, если оно состоится, не сможет быть точным. Но правильное, адекватное действительности познание само по себе не обеспечивает точности речевого сообщения. В речевом акте ранее познанное субъектом перерабатывается в информацию для других. Происходит коммуникативное преобразование имеющихся знаний и сведений, осуществляется переход от знания для себя к оформлению его в качестве сообщения для адресата речи. Говорящий, опираясь на знание языковой системы, создает из единиц языка и по его законам организованные последовательности этих единиц — речь — как знаковую модель действительности — второй и третий шаги коммуникативного круга. Создавая речь, говорящий непременно оказывается перед выбором: он должен определить состав компонентов речи и характер их организации, например выбор синонима из синонимического ряда, выбор синтаксических конструкций, выбор нужного варианта словорасположения и т. д. Компонентный состав и организация каждого речевого произведения определяется многими факторами: и характером передаваемой информации (а значит, объектом речи), и целью сообщения, и особенностями коммуникативной ситуации, и ориентацией на адресата речи, и, безусловно, степенью владения говорящим языковой системой. В конкретном акте коммуникации нужно уметь соотнести имеющееся знание предмета речи со знанием языка, его возможностей. Между «знанием для себя» и «сообщением для других» возможен коммуникативный разрыв. Его нередко обнаруживает сам говорящий, который может оценить семантику созданной им речи как не адекватную его собственному пониманию описываемого объекта. Известное восклицание А. Фета «О, если б без слова сказаться душой было можно» и тютчевское «Мысль изреченная есть ложь» отражают как раз такое горькое для художника слова чувство несоответствия выраженного тому, что хотелось выразить. Конечно, эти сетования поэтов объясняются не только предельно высокой требовательностью к точности выражения, но и особой развитостью, изощренностью поэтической мысли и лирического чувства. Но подобное чувство недовольства сказанным знакомо каждому говорящему. Как часто нужные слова и удачные формы выражения мы находим уже после того, как речь наша прозвучала!
Итак, говорящий, создавая речь, соотносит ее семантику с действительностью, проверяя, не искажена ли действительность, позволяет ли семантика речи адресату воспринять ее так, как предполагает говорящий.
Воспринимающий речь идет обратным путем: ему дано речевое произведение (текст). Дано, прежде всего, как организованная последовательность единиц языка (речь). Опираясь на свое знание языка, адресат расшифровывает речь как знаковую модель действительности, идет от семантики речи к смыслу текста. Смысл текста, в свою очередь, он соотносит с действительностью, опираясь уже на свой опыт и знания. Соотносит через систему понятий о действительности, существующую в его сознании. Восприятие смысла текста через данную в опыте речевую семантику и есть понимание текста. Восприятие — не менее сложный творческий процесс, чем выражение смысла автором речи. Смысл текста не передается, а возбуждается, выражается семантикой речи. Поэтому оценка одного и того же словесного произведения с точки зрения речевой точности (неточности) может оказаться разной у автора и адресата речи, а также в разных коммуникативных ситуациях.
Все сказанное позволяет определить точность речи как одно из ее коммуникативных качеств, формируемое на основе связи речи с действительностью и мышлением и осознаваемое через соотнесение семантики речи (и семантики ее языковых компонентов) с выражаемой и формируемой речью информацией.
return false">ссылка скрытаСвязи речи с действительностью, с одной стороны, и мышлением — с другой, как основа формирования (и осознания) точности речи позволяют различать два вида точности — предметную и понятийную.
Предметная точность опирается на связь речь—действительность и состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. А для этого человек обязан хорошо знать то, о чем он говорит. Предмет речи должен быть познан глубоко — в его сущностных свойствах и в его разнообразных проявлениях. Речевые неточности, вызванные незнанием или полузнанием предмета речи (или просто небрежностью, невнимательностью), особенно неприятны и непростительны, а между тем они не так уж редки даже в произведениях художественной литературы.
Один из персонажей романа Ю. Семенова «Горение», «после того как у него во время митинга украли револьвер, носил теперь два... набил карманы пулями».
Неужели человек, готовый к вооруженной защите, будет носить пули отдельно, гильзы отдельно, порох отдельно? По-видимому, все-таки карманы у него были набиты не пулями, а патронами.
Разве не обязан быть предельно точным учитель, объясняющий урок, журналист, печатающий статью или очерк, ученый в своих работах? А взрослые люди, отвечающие на бесчисленные детские «почему», - разве не должны они быть точными и, расширяя представления ребенка о мире, не давать ему ошибочных, неверных сведений о действительности? А для этого нужны знания. Значит, одна из первых заповедей человека, стремящегося быть точным в своей речи (а к этому должен стремиться в идеале каждый говорящий),— «Хорошо знай то, о чем говоришь!»
Понятийная точность задается связью речь — мышление и существует как соответствие семантики компонентов речи содержанию и объему выражаемых ими понятий. Именно об этом говорил Л.Н. Толстой: «Слово — выражение мысли... и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает»; «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Именно к понятийной точности стремился Н.А. Некрасов, когда жаловался Толстому: «Мне жаль моей мысли, так бедно я ее поймал словом. Изорвать хочется — чувствую тоскливость, которую Вы, верно, знаете — хочется сказать, а не сказывается. Что Вы в этом случае делаете? Бросаете работу или нудите и пытаете себя? Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи за пятью строками. Из того времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т. п. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив...». Эти трудности рождают сомнение в гармонии мысли и речи, в возможности найти адекватное речевое воплощение для каждой мысли. Но это сомнение — своеобразное поэтическое преувеличение. Характер взаимоотношения языка и мышления, их диалектическое единство, взаимодействие не оставляют места для подобных сомнений. Любая мысль, ясная для субъекта речи, может быть выражена точно и ясно для воспринимающего. Но достигается это соответствие нелегко. Не случайно же уверенность, что «нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого», Н.А. Некрасов вынес из того времени, когда он «был неумолим к себе и просиживал ночи за пятью строками». Только труд, постоянная умственная работа, внимание к смысловой стороне речи дадут хорошие результаты. Умение точно и ясно выразить любую мысль дается только тому, кто в тонкостях знает возможности своего языка, кто постоянно развивает и совершенствует это знание.
Точность понятийная и предметная взаимосвязаны и взаимообусловлены так же, как связаны предмет и понятие о нем. Речь как целостное образование обладает не просто суммой, но именно системой коммуникативных качеств: коммуникативные свойства речи взаимодействуют, взаимообусловлены.
Определим основные связи точности в системе качеств речи.
Прежде всего — о соотношении точности и правильности. Выше уже говорилось, что правильность — основное коммуникативное качество, потому что, прежде всего, правильность речи обеспечивает ее взаимопонимаемость, ее единство. Правильность, определяя (через соотношение с языком) структурную организацию речи — состав компонентов (выбор), их повторяемость, размещение, комбинирование и трансформирование, — оказывается структурной предпосылкой точности. Правильная речь обычно лучше формирует и выражает информацию о действительности. Речь неправильная может или затруднить понимание текста, или, в случае серьезных нарушений в структуре, даже сформировать неверную информацию о действительности, т. е. быть неточной. Итак, неправильность (коммуникативно не обусловленная) порождает неточность. Но степень точности правильной речи может быть разной и зависит от действия целесообразности как регулятора речевого поведения.
Целесообразность может сделать коммуникативно оправданным даже нарушение правильности, и тогда неправильность как сознательное отступление от нормы становится условием выразительности и точности.
Точность, структурно обусловленная правильностью, сама является базой формирования таких качеств речи, как доступность, действенность, уместность. Речь правильная лучше формирует и выражает содержание, а потому доступна и, значит, действенна. Если характер и степень речевой точности соответствуют ситуации, условиям общения — речь воспринимается как уместная.