Упражнения и контрольные задания

1. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите, где это необходимо, окончания.

1) Большинство студентов института, состоящих в спортив­ных секциях, уже сдал... зачет по плаванию.

2) Большинство ин­тересующих студента работ опубликован... в периодических из­даниях.

3)Три лучших доклада отмечен... на научной конферен­ции и рекомендован... к публикации.

4) Вчера произошл... два не­ожиданных события.

5) Более 250 книг получен... нашей библио­текой в прошлом году.

6) В этом году наш факультет окончил... пятьдесят один выпускник...

2. Выберите один из вариантов.

1) Полмесяца (прошло, прошли) с тех пор, как начались эк­замены.

2). Переход на новый учебный план и обучение по ста­рому плану на выпускных курсах (ведется, ведутся) параллель­но.

3) Ряд студентов нашей группы до самого закрытия (задер­жался, задержались, задержалось) в библиотеке.

4) Подавляющее большинство выпускников (показало, по­казали) на экзамене глубокие знания.

5) Ряд мер, направленных на повышение дисциплины, (принимаются, принимается) дека­натом факультета.

6) Профессор Андреева (прочел, прочла) лек­цию первокурсникам.

7) Пять человек (не пришло, не пришли) на лекцию.

8) Ряд положений дипломного сочинения (не подкрепле­но, не подкреплен) серьезными фактическими данными.

3. Согласуйте определения с определяемыми словами вы­брав нужный вариант.

1) (Первые, первых) два места поделили студенты историче­ского и филологического (факультета, факультетов).

2) Весь взятый для анализа материал студент разделил на две (равные, равных) части.

3) Четыре (последних, последние) задания оказа­лись для него сложными.

4) (Каждые, каждых) три года прово­дится набор в специализированную группу с углубленным изуче­нием иностранного языка.

5) В Пензенской области находится всемирно (известная, известный) музей-усадьба М.В. Лермонто­ва - Тарханы.

6) Две (лучших, лучшие) выпускницы факультета получили направление в аспирантуру.

4. Найдите случаи нарушения синтаксических норм. ис­правьте ошибки.

1) Выставка-просмотр методической литературы открыт ежедневно, кроме субботы.

2) Ряд исследований по этой теме уже опубликовано в журналах.

3) Автором новой программы является профессор Н.Н. Лебедев и доцент М.В. Федоров.

4) Шесть абиту­риентов сразу вошло в аудиторию для подготовки к экзамену.

5) Никто, даже самые способные студенты, не могли выполнить это задание.

6) Два новые корпуса планируется построить в, бу­дущем году.

7) Последних три недели перед сессией он постоян­но работал в библиотеке.

5. Выберите правильный вариант формы управления.

1) памятник Радищева - памятник Радищеву;

2) опериро­вать с непроверенными данными - оперировать непроверенными данными;

3) указать об ошибке в работе - указать на ошибку в работе;

4) ответ по заявлению - ответ на заявление;

5) взгляд об особом пути России - взгляд на особый путь России;

6) беспоко­иться за сына - беспокоиться о сыне;

7) поражаться ловкостью — поражаться ловкости;

8) рецензия о книге - рецензия на книгу;

9) аннотация на статью - аннотация статьи;

10) оплатить за про­езд - оплатить проезд;

11) вернуться с отпуска - вернуться из от­пуска.

6. Образуйте словосочетания с выделенными предлогами.

1) Утвердить согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, договор, соглашение).

2) Сделать вопреки (сомнение, предсказание, совет, обещание).

3) Совершить наперекор (судьба, расчеты, злые силы).

4) Добиться благодаря (забота, случай, на­стойчивость, друзья).

7. Найдите нарушения норм управления, исправьте ошибки.

1) Кроме основных занятий, у нас во второй половине дня проводятся факультативные занятия по освоению второй специальностью - программиста.

2) Что может быть печальнее, чем равнодушие учителя за судьбы своих воспитанников?

3) Статья представляет из себя результат социологических исследований автора.

4) В отделе библиографии систематически публикуются обзоры о новинках литературы.

5) У декана появилось мнение в необходимости изменения учебного графика.

6) Рецензируемая работа отличается среди других работ по этой теме тонким анализом материала.

7) Подобное решение тормозит развитию студенческой инициативы.

8) Несомненно преимущество новой системы учебного контроля над существовавшей ранее.

9) Проверочная работа показала, что студенты плохо отличают общие и частные признаки изучаемого явления.

8. Найдите ошибки, связанные с неправильным употребле­нием причастных и деепричастных оборотов, исправьте их.

1) Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали понятны многие сложные вопросы.

2) Начав ра­ботать над дипломными исследованиями, у студентов появилась необходимость в посещении справочно-библиографического от­дела.

3) Познакомившись с недавно опубликованной в междуна­родном журнале статьей, у аспиранта возникли новые соображе­ния о плане дальнейшей работы.

4) Получена новая литература библиотекой, посвященная проблемам современной экономики.

5) На нашем факультете принят новый график учебного процесса, позволяющий учитывать особенности аудиторного фонда, и кото­рый удобен студентам.