Атеистические взгляды русских революционных демократов

Атеизм русских революционных демократов XIX в. был обусловлен ростом политического сознания передовых слоев общества, вызванным нараставшим разложением и кризисом крепостнической системы, развитием в ее недрах новых буржуазных отношений и, соответственно, обострением классовых противоречий и революционных настроений. Выразителями и идеологами антикрепостнического движения крестьянства явились русские революционеры – демократы и просветители: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев. Поскольку Русская православная церковь выступала как один из оплотов самодержавно – крепостнического строя, борясь против царизма и крепостничества, революционные демократы выступали, одновременно, и против церкви. Следует отметить, что еще в конце XVIII в. А.Н. Радищев в оде «Вольность» подметил нерушимый союз царизма и церкви:

«Власть царска веру сохраняет,

Власть царску вера утверждает,

Союзно общество гнетут:

Одно сковать рассудок тщится,

Другое волю стерть стремится;

«На пользу общую», - рекут.

Такое же мнение разделяли и революционные демократы. Как показывает история, такой же союз власти и религии, с теми же целями характерен практически для всех классовых обществ.

Русские революционные демократы, по традиции прежних атеистических воззрений, считали, что одной из важнейших причин возникновения религии является бессилие человека перед стихийными силами природы, которые он не мог ни понять, ни объяснить. Между тем, по мнению Н.А. Добролюбова, нельзя и неправильно рассматривать религию лишь как глупость или преднамеренный обман, но это – продукт определенной эпохи, общества.

В общем плане революционным демократам относительно религии и церкви характерны: борьба против официальной идеологии православия и сочетание этой борьбы с борьбой против царского самодержавия; стремление понять социальные причины происхождения религии; поиски и указание путей и способов преодоления религии в обществе. В известном письме к Гоголю В.Г. Белинский утверждал, что только цивилизация и просвещение могут обеспечить светлое будущее. А.И. Герцен отмечал, что религиозная проповедь покорности и смирения глубоко реакционна и вредна, она помогает унижению, угнетению народных масс, а представления о загробном мире с его адом и раем используются церковью в интересах господствующих классов, чтобы держать эти массы в покорности перед властью и своими господами.

Ограниченность воззрений революционеров – демократов заключалась в том, что они не сумели вскрыть и понять социальные причины религии, вследствие чего преодоление религии видели в просвещении народа, а не в коренном переустройстве общественных отношений.