Ислам в Дагестане

Как уже отмечалось, после смерти пророка Мухаммада, государство, созданное под его началом, распалось. Сепаратизм большинства территорий Аравии, вооруженные восстания ханифов Мусейлимы, Асвада, Тулейхи, пророчицы Саджах, претендовавших на руководство государством и мусульманской общиной, привели к кровопролитной гражданской войне. Однако усилиями первого халифа Абу Бакра и других соратников пророка все эти восстания были подавлены, а государство восстановлено в прежних пределах.

Война, которая длилась около полутора лет, имела тяжелые последствия: погибло большое количество людей, в том числе соратников пророка, хозяйство пришло в упадок, многие оазисы были разрушены и разграблены, торговля прекратилась – торговый путь, соединяющий Европу с Востоком, был закрыт. Ко всему этому в эти годы Аравию постигла страшная засуха, начался голод. И в создавшейся ситуации, у арабов не осталось иного выхода, кроме как выйти за пределы Аравии с завоевательными походами.

Первые крупные успехи были достигнуты в войнах против, обескровленных непрерывной, 26- летней войной между собой, Византии и Ирана. Эти успехи и особенно богатая военная добыча все больше воодушевляли, стимулировали и повышали энтузиазм и активность арабов. К тому же войны эти велись под флагом новой религии, под лозунгом джихада. Войны, при том достаточно успешные, велись практически во всех направлениях.

В 637 году арабы вторглись в Армению и на территорию современного Азербайджана, которые вскоре были завоеваны.

В 642 году арабские войска осадили город Дербент и захватили его. И с этого времени начинается длительная история завоеваний Дагестана и исламизация его народов, которая длилась около 8 столетий и завершилась к концу XV века.

Правители Дербента, осведомленные о мощи арабов, сдали город без сопротивления, но под гарантией безопасности жизни и имущества населения. Однако этот первый поход арабов носил разведывательный характер, о принятии ислама еще не было речи. Строя глобальные завоевательные планы, арабы были осведомлены, знали и учитывали экономическое, военно - политическое и стратегическое значение Дербентского прохода, город был назван Баб-ал Абваб- воротами ворот. Однако арабы столкнулись здесь с могущественным в то время государством Хазарский каганат.

После 642 года арабы в течение 8 лет предпринимали четыре безуспешных похода в Дербент, в целом же борьба арабов с каганатом длилась около 80 лет, пока в нач. VIII в. не были вытеснены хазары и окончательно завоеваны Дербент и его окрестности. Следует отметить, что народы Дагестана, как свидетельствуют исторические источники, в том числе и арабские, в этот период и в последующем оказывали ожесточенное сопротивление завоевателям. Отметим также, накануне нашествия арабов Дербент был крупным христианским центром, народы Южного Дагестана исповедовали также зороастризм, сохранялись и местные религиозные культы.

Таким образом, в нач. VIII в., г. Дербент превращается в опорный пункт дальнейших завоеваний и распространения ислама в Дагестане. Чтобы укрепить позиции в регионе правители халифата огромными массами переселяли арабов в завоеванные территории, создавая, таким образом, военизированные поселения – опорные пункты для дальнейших завоеваний. Вокруг Дербента возникло множество поселений - крепостей, арабские названия которых сохранились и поныне, это: Рукель, Митаги, Марага, Мугарти, Джалган, Араблинка, Камах и другие.

В первой половине VIII в. Арабский Халифат достигает вершины своего могущества, его власть простиралась от Средней Азии и Индии до Испании.

Именно в этот период особо усиливается натиск арабов в Дагестане, что, помимо учета стратегического значения каспийского прохода, объяснялось ожесточенным противоборством с Хазарским каганатом - главным препятствием дальнейших завоеваний на Северном Кавказе. Практически ежегодно арабы вторгались с крупными военными силами, арабский историк ат - Табари упоминает 15 таких походов в период с 721 по 744 год. Итогом этих усилий явился окончательный разгром каганата. С отступлением хазар ухудшилось положение народов Дагестана, которые, лишившись союзника, могли рассчитывать в борьбе с завоевателями только на собственные силы. На этот период истории приходится наибольшая активность арабов, особенно во внутренних районах Дагестана и наибольшее количество жертв и опустошений. Арабы безжалостно истребляли население, грабили имущество, угоняли скот и пленных, облагали непосильной данью. Об этих и других событиях история, в том числе арабские источники, сохранила большое количество сведений и фактов. Характерен такой пример: «Жители Серира и Тумана вынуждены были принять условия победителей. Правителю Серира Мерван навязал договор с условием внесения 500 гулямов и 500 невольниц со светлыми волосами, бровями и длинными ресницами, 10000 динаров, 500 муд провизии (таам), ежегодно доставляемых в город ал-Баб 100 племенных, 100 голов скота, 1000 муд провизии, а Лакз – 10000 муд провизии, жители Тумана 150 девушек, 10 красивых юношей, 10 тыс. муд зерна» (Источниковедение Средневекового Дагестана. М-кала,1986, сс. 13-14).

На этот же период приходится и наиболее активное и ожесточенное сопротивление горцев, о чем также свидетельствуют арабские источники. Покорить окончательно внутренние области арабам в этот период так и не удалось.

В IX и первой половине X века отмечается сравнительно мирное развитие событий, походы арабов прекратились, что объяснялось политическим кризисом и распадом единого Халифата и ослаблением центральной власти. Одновременно замедлились и темпы исламизации народов Дагестана. В этот период по сути дела завершается эпоха распространения ислама самими арабами, и эта роль переходит, за исключением местных миссионеров, к другим народам - завоевателям. К этому времени ислам, как известно, уже раскололся на множество направлений, течений и сект и он, соответственно, проникал на территорию Дагестана в тех разновидностях, которые исповедовали уже новые завоеватели.

Главным образом это был суфизм. Среди ряда интерпретаций понятия «суфизм», ныне, практически, общепринятым является мнение, что, оно происходит от арабского «суф» - одеяние из грубой шерстяной ткани которое носили суфии, отшельники - аскеты.

О времени распространении суфизма в Дагестан среди исследователей нет единого мнения. Достоверно известно только, что уже в X в. суфизм проник и проповедовался в Дербенте, а в XI –XII вв. существовали различные суфийские группы. В дальнейшем тяжелые условия жизни народов Дагестана, обусловленные бесконечными нашествиями, последовательно, сельджуков, огузов, монголов, Тимура, турок – османов, сефевидов и др., способствовали укоренению в общественном сознании пессимистического отношения к жизни, самоотречения и ухода от проблем реального мира, идеи добровольной бедности, проповедуемые суфизмом.

С начала XIV века начинаются вооруженные нашествия представителей, возникшего в Азербайджане суфийского ордена Сухравардия. Известны такие имена шейхов, как Хасан, Ибн Муххамад, Шах ад- дин Сухраварди (убит в 1306 году), Хаджа Джамшид (похоронен в Кубачах). Шейх Джунейд- убит в сражении и похоронен на берегу Самура в 1460 году, его сын шейх Хайдар – убит в битве в Табасаране (1488г.), там и похоронен. Могилы их пользуются ныне широкой популярностью и почитанием, как святыни также как могилы многих других шейхов.

В начале XIX в. Мухаммад эфенди из Ярага начинает проповедь накшбандийского тариката, который широко распространился в Дагестане а, во второй половине века Кунта- Хаджи Кишиев - кадирийский тарикат, который укоренился как в Дагестане так и в Чечне и Ингушетии. С начала XX в. шейх Сайфулла Кади проповедовал и распространял в Дагестане шазилийский тарикат.

Наряду с многочисленными жертвами и разрушениями, исламизация народов Дагестана имела и прогрессивные последствия. Единая религия, духовное единство явилось консолидирующим фактором народов. Дагестан был вовлечен в орбиту самой передовой в тот период истории арабо - мусульманской цивилизации, как в экономическом, так и в культурном отношении. Ускоренно начали развиваться производительные силы, установились торговые связи, развивалось ремесло. Дагестан постепенно занял достойное место в системе международных отношений. Приобщение к передовой культуре повлекло за собой возникновение письменности, литературы, науки, просвещения, появилась целая плеяда известных на весь Восток ученых, теоретиков-богословов, возникли учебные заведения, постепенно повышалась грамотность населения, в целом Дагестан стал заметной частью арабо - мусульманской цивилизации. В религиозном плане ничего не изменилось и в эпоху господства Османской империи, которое длилось до присоединения Дагестана к России в 1812 году.

Присоединение Дагестана к христианской России имело последствия двоякого характера. С одной стороны, дагестанские народы подпали под опеку и защиту от непрерывных внешних нашествий и посягательств, они были приобщены, к самой передовой в мире в тот период, европейской цивилизации, достижениям науки, культуры, просвещения, открывались светские школы, началось развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.д. С другой стороны,распространявшийсяс 20 – х годов XIXв. и ставший господствующей идеологией в Дагестане, накшбандийский тарикат, в силу ряда причин и условий, постепенно превратился в идеологию антиколониальной борьбы горских народов, направленной против политики царизма на Кавказе.

Главный идеолог движения горцев, упомянутый шейх Мухаммад эфенди ал-Яраги, призывал: Соберите народ, прочтите ему наставления мои, вооружайтесь и идите на газават, истребите врагов. В конечном итоге, ухаммад эфенди ал-Яраги, призывал: Соберите народ, прочтите ему наставления мои, вооружайтесь и идите на газават, истребите врагов. В конечном итоге, ситуация привела к длительной кровопролитной, бессмысленной Кавказской войне под руководством имама Шамиля (1834 - 1859 гг.), принесшей огромные жертвы, страдания и разрушения.

В период перестройки в СССР с конца 80 – х годов, на Северный Кавказ, в том числе и в Дагестан, начало проникать и вскоре распространилось и утвердилось враждебное традиционному в республике суфийскому, или тарикатскому, исламу ваххабитское (салафитское) течение в исламе. Противостояние и противоборство этих двух течений, их борьба за влияние на общественное сознание мусульман в последние два десятилетия, повлекли за собой тяжелые последствия: обострились межнациональные, межконфессиональные и этно - конфессиональные отношения, создалась тяжелая общественно-политическая и нравственно-психологическая ситуация, которая может привести к тяжелым для народов республики, непредсказуемым последствиям. И священный долг каждого гражданина республики направить все свои силы, ум и талант на сохранение и укрепление братского единства народов, целостности республики, как это веками делали и завещали нам наши предки. Да будем достойны их!