Исторические условия и идейно-теоретические предпосылки возникновения христианства

Христианство возникло и формировалось в первые четыре века н.э. в восточных провинциях Римской империи – величественной рабовладельческой империи, включавшей большую часть Западной Европы, Северную Африку и часть Передней Азии. К этому времени рабовладельческий способ производства исчерпал свои возможности и в империи начался глубокий экономический, политический и духовный кризис. У Рима уже не было ни сил, ни средств, ни желания вести завоевательные войны. Положение усугублялось и тем, что император Октавиан Август провозгласил длительное мирное существование, что повлекло за собой уменьшение доходов и приток новых рабов. Положение миллионов рабов и свободных граждан Рима и провинций становилось все более и более невыносимым, что повлекло за собой целую серию восстаний и войн. Известны, например, два крупных восстания рабов на о. Сицилия, восстание рабов под предводительством Спартака в 73г. до н.э., две иудейские войны, войны против Рима в Испании, Галлии и других провинциях. Однако все они подавлялись с неимоверной жестокостью. Бесправие и произвол, утрата надежд на избавление от рабства, порождали настроения безысходности, всеобщую апатию и пессимизм. Таким образом, каждое поражение в борьбе с могущественным Римом подрывало у рабов и покоренных народов надежду на лучшую жизнь, на спасение.

Ко всему этому следует добавить, что свободная беднота Римской империи, лишенная необходимых условий существования, все настойчивее стала выражать недовольство. Особенно после провозглашения в 31г. до н.э. Римской республики империей, что существенно ограничило политические права неимущего свободного населения Рима, когда все реже удовлетворялись их требования «хлеба и зрелищ».

Римская же национальная религия не могла дать утешение миллионам страждущих, служить консолидации завоеванных народов вокруг Рима. Таким образом, возникновение и распространение христианства совпало с периодом глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианство, с его учением о загробном воздаянии, потустороннем мире, обещанием равенства, вечного счастья на небе привлекало как рабов, подданных и свободную бедноту, так и многих разочаровавшихся в римском общественном устройстве. В этих условиях в восточных провинциях империи появилось множество проповедников, предвещавших пришествие внешнего, божественного спасителя. Вокруг них стали возникать общины - первые ячейки будущей религии.

Богословы характеризуют христианство исключительно как богооткровенное, самобытное учение, свободное от каких-либо влияний и элементов предшествовавших религий. Однако, научный анализ христианского вероучения и культа позволяет говорить о значительном влиянии на христианство иудаизма, зороастризма, мистических восточных культов и философских учений античности.

Особенно много заимствовало христианство из иудаизма (это и собрание священных книг иудеев, вошедших в состав Ветхого завета, из которых без каких-либо изменений заимствованы: идея о едином боге, представления о сотворении богом в течение шести дней мира и человека, учение о пророках, ангелах, архангелах, сатане, эсхатологические представления и др.). Значительное влияние на формирование христианства оказали и иудейские секты эссенов (ессеев) и терапевтов (II в. до н.э. – I в. н.э.).

О существовании секты эссенов, значительно отошедших от ортодоксального иудаизма, свидетельствуют Кумранские свитки, найденные в 1947г. в одной из пещер на берегу Мертвого моря. Первые 4 свитка нашел мальчик-бедуин, пасший скот. У него их выкупил купец Халиль Калед, который и отвез свитки митрополиту Иерусалимскому. В 1949г. они были проданы в США профессору Игалю Ядину. В настоящее время эти свитки выставлены в Музее Книги в Иерусалиме. Свитки, а их было найдено более 900, написаны на пергаменте и папирусе, за исключением 2-х, написанных на медных пластинах. Наиболее объемным и ценным является свиток Исайи, шириной 30см. и длиной 8м. Об этой секте упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Плиния Старшего, живших в 1 в. н.э. Члены этой секты, удалившись от мирской жизни в пустыню, жили в бедности и аскетизме. Все имущество вступающих в секту становилось достоянием всей общины. Женщины в общину не допускались, осуждалось рабство. В свитках рассказывается о «наставнике», «учителе праведности», который подвергался преследованиям и был погублен иерусалимскими жрецами. Эссены верили также, что он воскреснет и в «конце дней» будет судить все народы. Эссены жили в Кумране в I в. до н.э. (центр общины был обнаружен и раскопан в 1951-1956гг.), но в 31 г. они были вынуждены покинуть поселение из-за землетрясения. Через 30 лет они вернулись и вновь поселились здесь. В 68г. все они были убиты солдатами императора Тита, подавившего иудейское восстание 66-73г.г. Эссены успели только спрятать свитки в близлежащих пещерах.

Большое влияние на формирование образа И. Христа оказали восточные мифы об умирающем и воскресающем боге. В частности, египетский миф об Озирисе и Изиде, а также культы Адониса, Таммуза, Диониса и др. Не обошлось и без женских божеств Кибелы, Астарты и др. Из зороастризма христианство заимствовало представления о загробном существовании, рае и аде.

Немаловажное значение в формировании идеологии христианства сыграло религиозно-философское учение Филона Александрийского и учение римского философа – стоика Сенеки (I в.н.э.). Все пороки общественной жизни Филон Александрийский объяснял греховностью человеческой природы и призывал людей к смирению и покаянию. Надежды на спасение он возлагал на «логоса» (греч.- разум, слово), выступающего посредником между богом и людьми, защитником рода человеческого перед богом. Бог же является абсолютным совершенством, высоко стоящим над миром (Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово был бог…»). В процессе формирования христианского вероучения под понятием «логос» стали понимать сына божьего, богочеловека, т.е. Иисуса Христа. Поэтому, Ф. Энгельс назвал Филона «отцом христианства».

Сенека проповедовал идею о бренности земной жизни, которая служит преддверием для иной, вечной и более счастливой жизни; утверждал, что равенство и счастье люди, включая и рабов, обретут только в загробном мире. За эти идеи, заимствованные христианством, Ф. Энгельс назвал Сенеку «дядей христианства».

Таким образом, христианство явилось продуктом определенной исторической эпохи, следствием социально-экономических и общественно-политических процессов, происходивших в Римской империи в I в. н.э., своеобразным отражением их в общественном сознании. Забегая несколько вперед, отметим, что благодаря преодолению этнической, расовой, классовой, территориально-географической ограниченности, упрощению обрядности, осуждению богатства, учению о загробном воздаянии, идее равенства перед богом, христианство стало универсальной, космополитической религией.