Исторические концепции возникновения и сущности религии

Проблема возникновения и сущности религии, ее истинных оценок, сама постановка этих вопросов восходит к глубокой древности. Это было обусловлено развитием рационалистического мышления, обнаружением людьми закономерностей и цикличностей в природе, накоплением определенных подлинных, достоверных знаний об окружающих их предметах, явлениях и процессах. Обнаруживая несоответствия, противоречия между этими реальными знаниями и бытовавшими в сознании религиозными представлениями, жизненная практика все больше и острее ставила перед примитивным, но в то же время пытливым умом древнего человека вопросы, направленные на осмысление и практическое освоение своего бытия. А для постановки самого вопроса – «почему и как» должны были возникнуть предпосылки, определенное критическое отношение, по крайней мере, к отдельным аспектам религии, подвергнута сомнению их достоверность или истинность.

Таким образом, сомнение, а затем вольное отношение или истолкование, содержащее скепсис, выступает основанием и началом формирования особой системы взглядов на религию, называемой концепциями возникновения и сущности религии. Здесь следует отметить, что, хотя различные концепции возникновения религии выступают аспектами общей теории свободомыслия, но выделение их в самостоятельный предмет рассмотрения представляется правомерным и продуктивным, ибо здесь в историко-философском контексте особо заостряется внимание на проблеме, почему вообще в истории стало возможным феномен религии.

Следы критического отношения к религиозным представлениям можно обнаружить еще в первобытную эпоху, когда культовая деятельность жрецов переплеталась с сознательным и очевидным обманом. Идеи свободомыслия в своем открытом и ярком выражении мы находим еще в известных папирусных свитках Древнего Египта и Вавилона, позднее в философских системах Индии, Китая и т.д.

Впервые вопрос о причинах возникновения религии был поставлен представителями материалистической философской школы локаята (Индия, VI в. до н.э.). Локаятики утверждали, что религиозные верования и произведения религиозной литературы были придуманы и созданы хитрыми мошенниками, которые, пользуясь доверчивостью людей, извлекали для себя пользу. Таким образом, религия рассматривается как сознательный обман, который противопоставляется сверхъестественным причинам происхождения религии. Таким образом, локаятики с одной стороны сформулировали одну из центральных теорий, пронизывающей практически все последующие учения свободомыслия – теорию обмана, с другой – высказали идею о естественном, земном происхождении религии.

Более подробно и обстоятельно проблема возникновения и сущности религии рассматривалась в материалистической философии античных государств, главным образом Древней Греции и Рима. Рассматривая широкий круг вопросов, связанный с этой проблемой, античные философы высказали ряд догадок и мыслей, которые не утратили своего значения до наших дней, и разделялись практически всеми последующими свободомыслящими представителями. Можно с уверенностью утверждать, что греко-римские мыслители заложили основу и явились трамплином ко всей последующей философской мысли, в том числе и к всестороннему осмыслению религиозной проблематики.

Один из наиболее ярких представителей греческой материалистической философии Демокрит (V в. до н.э.), указывая на зависимость человека от условий жизни, природной стихии, пытается вскрыть реальные, земные причины возникновения религии: «…первые люди, поскольку тогда еще не было изобретено ничего из того, что относится к удобствам жизни, проводили свою жизнь в тяжелых трудах, ибо они не были защищены одеждою, не умели строить жилищ…»1 Здесь впервые делается попытка выявить причинную связь возникновения религии с тяжелыми жизненными условиями древних людей, их зависимостью от враждебных и неведомых, таинственных сил природы. В этом плане представляют интерес мысли того же Демокрита, в которых, одновременно, обнаруживаются элементы гносеологического и психологического порядка: «…Древние, наблюдая небесные явления, как-то: гром молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого – боги».(2) Одновременно с этим, Демокрит также указывает на то, что утверждения жрецов о существовании богов это хитрая выдумка, предвосхищая тем самым «теорию обмана».

У античных философов мы также находим довольно отчетливо выраженную «теорию невежества». Римский философ Лукреций Кар указывает на то, что незнание подлинных причин явлений природы и человеческой психики порождает и поддерживает невежество людей, суеверий в обществе. Лукреций особо подчеркивает, что грозные и могущественные силы природы вызывают в людях страх и ужас, что в еще большей степени укрепляет в них чувства собственного бессилия и веру во всемогущество богов.

Помимо причин возникновения религии, которые, однозначно, содержат концептуальность, античные философы пытались раскрыть механизмы формирования религии, объяснить, почему религия, боги и другие персонажи принимают ту или иную форму, пытались, хотя в несколько причудливой форме, объяснить, как в человеческой голове преломляются и воспроизводятся образы богов и других сверхъестественных существ. Здесь практически речь идет о механизмах абстрактного мышления, уводящего порою человека в сторону от реальности и способствующего формированию в сознании гипертрофированных образов, вроде кентавра, сфинкса, русалки и т.д.

В эпоху средневековья основную и более определенную и выразительную концептуальную нагрузку несла теория обмана, как источника возникновения религии. Широко распространенный трактат о трех обманщиках был ориентирован на три наиболее распространенные религии: иудаизм, христианство и ислам. Познавательный смысл этой теории, известной еще в античности, при всей ее наивности и односторонности, заключался в отрицании сверхъестественного происхождения религии посредством указания на ее естественного источника – трех основателей: Моисея, Иисуса и Мухаммада.

Более последовательное развитие проблема возникновения и становления религии получила в эпоху буржуазных революций в Европе в XVII-XVIII вв. У истоков новых подходов стоял Ф. Бэкон (1561-1626), который решительно защищая науку от диктата теологии, обосновывая ее материалистически, с применением индуктивного метода исследования явлений, процессов, форм общественного сознания, внес большой вклад в понимание, осмысление и раскрытие механизмов возникновения и формирования религии в сознании людей. Бэкон причиной возникновения религии видел в заблуждениях человеческого ума, называл их призраками, осаждающими умы людей, это: призраки пещеры, призраки рода, призраки рынка и призраки театра. Особое место отводится силе традиции, привычки, обычая, которые, по мнению ученого, должны быть отвергнуты.

Современник Бэкона Т. Гоббс (1588-1679) истоки религии видел в незнании человеком окружающей его действительности – незнание «как отличить сновидения и другие яркие фантастические образы от того, что мы видим и ощущаем наяву, и возникло в прошлом большинство религий язычников, поклонявшихся сатирам, фавнам, нимфам и т.д. В настоящее время это незнание является источником того, что невежественные люди думают о русалках, привидениях, домовых и могуществе ведьм».1 Гоббс утверждал, что в основе такого невежества лежит страх – «постоянный страх, всегда сопровождающий человеческий род, шествующий как бы во тьме благодаря незнанию причин… и, когда нельзя найти видимого объекта (страха), люди считают виновником своего счастья или несчастья невидимого агента или невидимую силу. (2)

return false">ссылка скрыта

Таким образом, Т. Гоббс возродил и разделил концепции невежества и страха античных мыслителей. Здесь же уместно подчеркнуть особо, что Гоббс утверждал, что такие элементы христианства, как поклонение иконам, изображение святых, крестные ходы, канонизация святых и многое другое восходят к язычеству. Взгляды Бэкона и Гоббса разделяли, развивали и конкретизировали и другие английские философы-материалисты XVII-XVIII вв. Дж. Локк и Дж. Толанд.

В разработке теории возникновения религии особое место занимает голландский философ Б. Спиноза (1632-1677), который стремился рассматривать эту проблему в комплексе с ее социальными и гносеологическими составляющими. Он указывал на постоянные опасности, подстерегающие человека, и, когда люди часто попадают в затруднительное положение, находятся в жалком колебании между надеждою и страхом, то в большинстве случаев они чрезвычайно склонны верить чему угодно. Концептуальный характер носит также акцент Спинозы на социальную роль религии, в особенности христианства: «Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрывать громким именем религии…».2

В понимание и осмысление религии, в том числе и проблем ее возникновения, весомый вклад внесли французские просветители-материалисты. И хотя их взгляды в основном это повторение идей своих предшественников, они более обширно и обстоятельно анализировали и излагали их. Просветители обличали религию как обман народа своекорыстными правителями и жрецами. Развивая эти мысли просветители утверждали, что в основе возникновения религии лежат два основных фактора: обман и невежество. По мнению П. Гольбаха, вероучения, проповедуемые народным массам, продиктованы главным образом личными интересами жрецов, пророков, законодателей и священнослужителей, что «Человеческий род во всех странах стал жертвой священнослужителей; они назвали религией системы, изобретенные для покорения человека».1 Эту позицию разделяли и многие французские просветители: С. Марешаль считал, что религиозные предрассудки выдуманы «презренными обманщиками». Ж. Ламетри писал, что религия «появилась со священной повязкой на глазах и скоро оказалась окруженной чернью, слушающей с разинутым ртом и с изумленным видом рассказы о чудесах, до которых чернь всегда падка и которые – странное дело! – производят на нее тем большее впечатление, чем меньше она их понимает».1 То есть, невежество рассматривается благодатной почвой, на которой произрастает и процветает обман. Большой интерес представляет также трактовка вопроса возникновения идеи бога. Отвергая иудео-христианскую идею сотворения человека богом по своему образу и подобию, Гольбах считал христиан антропоморфистами, видящими в человеке единственную модель своего божества: «человек всегда видел и всегда будет видеть в своем боге только человека; как бы он ни мудрил, как бы он ни увеличивал его могущества и ни умножал его совершенства. Но он может сделать из него лишь гигантского, чрезмерного человека, который будет носить фантастический характер. Д. Дидро также отмечал, что бог является существом, никогда не показывающимся, но принимающим столько разнообразных форм, сколько имеется голов.

Важным выводом материалистов является также то, что причиной возникновения и сохранения религии в сознании выступает религиозная традиция, ее консервативная сущность, сохраняющая, воспроизводящая и передающая религиозные идеи из поколения в поколение.

Среди французских просветителей XVIII в. особое место занимает К. Вольней. Наряду с уже отмеченными факторами обмана и невежества, рассматриваемыми, как основные, Вольней приводил и заострял внимание на не менее важные обстоятельства. Изучая вопрос о происхождении религиозных представлений и их дальнейшей эволюции, он пришел к выводу о необходимости выяснить, при каких условиях, в какой связи они возникли и как изменились в дальнейшем. Он считал, что на возникновение религии оказал влияние страх перед грозными явлениями природы, а затем, когда появились угнетатели, и перед страшными общественными бедствиями. Таким образом, деление причин возникновения религии на доклассовые и классовые периоды истории, был значительным шагом вперед в процессе осмысления проблем возникновения религии.

Здесь, представляется, не будет излишним привести оценку французскими просветителями социальной роли религии, которую ярко и образно охарактеризовал С. Марешаль (1750-1803). Он сравнивал религию с наркотиком, которым пользуются правители, и приводит такой эпизод: «Один из новейших законодателей осмелился сказать в дружеском разговоре: «Семью восьмыми человечества можно управлять только при помощи опиума». Пусть эти слова рассеют ваш долгий сон! – восклицал Марешаль. – Они вполне соответствуют правде. До сих пор людьми управляли, прописывая им сильно действующие наркотики – религию и подобные ей средства».1

И еще одна важная и меткая идея: «Идея бога, воздающего по заслугам в том мире за насилия, совершаемые в этом, - эта идея, глубоко укоренившаяся в сознании подчиненных, дает возможность правителям чувствовать себя спокойно»2. В этом же плане следует отметить позицию Ф. Вольтера, который, подвергая резким нападкам христианскую церковь, одновременно, религию считал необходимой для того, чтобы держать народные массы в покорности и смирении.

В конце XVIII в. К. Вольней и Ш. Дюпюи впервые в систематизированной форме изложили целую теорию происхождения и развития религии, позже названную натуралистической или астральной. Они, подобно своим предшественникам, полагали, что религия зародилась первоначально из бессилия человека перед стихиями природы. Но из этого они выводили и пытались подтвердить историческими фактами концепцию развития астрально-мифологического мировоззрения. Ш. Дюпюи старался показать, что все боги древних религий, и не только боги, но и мифологические и эпические герои, были олицетворениями солнца, луны и других небесных явлений. «Культ природы, - писал он, - был первобытной и универсальной религий и в Старом и в Новом свете».3 К числу астрально-мифологических образов Дюпюи относил и образ Иисуса Христа.

Таким образом, французские просветители относительно проблем возникновения религии поднялись на более высокую ступень теоретического осмысления, чем идеи, концепции, или теории, возникшие в древности и более близких своих предшественников: теория страха, обмана, невежества, они высказали ряд новых идей, считали необходимым критиковать религию с позиции разума. Между тем некоторые из них, в духе идеологии зарождавшегося класса буржуазии, шли на компромисс, допуская пользу и даже необходимость религии для нар href="7_51321_vvedenie-predmet-i-znachenie-kursa-religiovedeniya.html">Введение, предмет и значение курса религиоведения <== предыдущая | следующая ==> Антропологическая концепция


Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 312; Опубликованный материал нарушает авторские права?.