В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Подлинное искусство, объединяя мысли, чувства и волю народных масс, может выступать в качестве «могучего организующего орудия» в деле переустройства всех человеческих отношений на гуманистических началах. Призванное вести за собой читателя, зрителя, слушателя, оно должно быть «немножко впереди», непосредственно воздействуя на чувственное восприятие человека изображением ростков нового, прогрессивного во всех сферах жизни, силой морального примера активно способствуя становлению и развитию лучших качеств личности.

Важно особо подчеркнуть, что к искусству как специфическому роду духовно-практической деятельности относится вся продуктивная человеческая деятельность (и её результаты), которая связана с производством, накоплением, сохранением, распределением (распространением), обменом и освоением (потреблением) художественных ценностей. Поскольку в процессе восприятия ценностей художественной культуры в наибольшей мере проявляется воздействие искусства на духовный мир молодежи, мы ограничимся анализом круга вопросов, относящихся к выявлению эффективности влияния художественных произведений на моральное сознание и поведение подрастающего поколения.

Актуальность данной проблемы связана с необходимостью более широкого использования возрастающей роли искусства в процессе ориентации юношей и девушек в мире нравственных ценностей, формировании у молодежи активной жизненной позиции, стремления к совершенствованию общества и собственной личности на гуманистических началах. Искусство призвано служить интересам нашего народа, быть источником радости и вдохновения для миллионов людей, эффективно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию.

Изучение проблем идейно-нравственного воздействия художественных произведений на молодежь предполагает всесторонний анализ взаимосвязи искусства как формы общественного сознания с общественным бытием людей по следующей схеме: социальная действительность – система духовного производства – деятели искусства – художественные произведения – характер и способ распределения ценностей искусства – молодежная аудитория – социальная действительность. Отдельные элементы этой цепи обладают относительной самостоятельностью развития, их взаимоотношения друг с другом носят сложный, противоречивый характер.

Рассмотрим более подробно диалектику эстетической природы искусства и молодежной аудитории в нравственно-воспитательном аспекте. Отметим, прежде всего, что в любом обществе существуют два основных вида духовного производства. Характерные признаки первого из них проявляются в том случае, если процесс производства и его конечный продукт не совпадают с процессом их потребления. "«Таковы, например, книги, картины и вообще все произведения искусства, существующие отдельно от художественной деятельности создающего их художника». Когда же процесс производства и потребления продукции совпадает и «производимый продукт неотделим от того акта, в котором он производится, как это имеет место у всех художников – исполнителей, ораторов, актеров, учителей, врачей, попов и т.д.»[152], мы имеем дело со вторым видом духовного производства.

В системе духовного производства функционируют учреждения и организации, одни из которых (театры, киностудии, творческие союзы и т.д.) ближе к созданию художественных ценностей, другие – к их распространению (библиотеки, кинотеатры, музеи, радио, телевидение, печать и т.п.), третьи – к процессу управления и руководства культурной деятельностью (государственные, общественные и другие органы). Каждый из этих элементов системы духовного производства способен прямо или опосредованно оказывать определенное воздействие на процесс, а нередко и конечный результат взаимоотношений произведения искусства и аудитории.

Развитие системы духовного производства «происходит путем вовлечения все более широких слоев населения в работу всех её звеньев и механизмов. Тем самым она все в большей мере утрачивает надличностный смысл, превращается в сферу самодеятельности людей, сознательных субъектов культурно-исторического процесса, а её звенья и механизмы - в организационные формы становления самодеятельного типаличности в самодеятельном коллективе, т.е. в структурные элементы культуры».[153]

В целях нравственного возвышения нашего общества необходимо сознательно усиливать созидательную миссию художественной культуры, активнее содействовать тому, чтобы искусство, черпая материал из жизни, заостряя и укрупняя характерные черты нашего современника, реальные конфликты между реальными людьми, претворяло их в художественный феномен, возвращая народу в переработанной, прочувствованной, пережитой и осмысленной форме все то, что его волнует и заботит. Тем самым художественный образ в порядке обратной связи и в совершенно определенном направлении способен воздействовать на социальную действительность – через человека, через его ум и сердце и во имя человека, во имя его духовного расцвета.[154]

При исследовании проблем нравственного воздействия художественной культуры на сознание и поведение молодежи важно, во-первых, преодолеть трудности, связанные с вычленением влияния произведений литературы и искусства из всего многообразия других факторов, детерминирующих мораль подрастающего поколения. Во-вторых, следует не упускать из виду, что художественная и нравственная культуры, являясь разновидностями единой человеческой культуры, в то же время имеют и свою специфику, которая не может не найти отражения на характере их взаимодействия. Эстетическое качество произведений литературы и искусства не всегда однозначно связано с их этическими свойствами, нередко могут возникать противоречия между художественной формой и нравственным содержанием ценностей культуры.

Сложность анализа заключается в том, чтобы проследить, как этическое начало, содержащееся в произведении искусства, воздействует через эстетический образ (в этом и состоит особенность воспитательной функции художественной культуры) на моральное сознание и поведение молодых людей. «…Истинное искусство испокон веков имеет дело с нереализованными этическими возможностями человека. Для искусства, как и для всего общества в целом, новая мораль не есть нечто уже готовое и неизменное. Художники участвуют – и притом «на равных» – в самом процесс выработки новой общественной морали, в развитии и совершенствовании её основных принципов».[155]

В каждом художественном произведении нравственная и эстетическая стороны находятся в диалектическом единстве, при этом возможны четыре варианта их взаимоотношений: 1) полное соответствие этической и эстетической сторон искусства, утверждение художественными средствами красоты добра и уродства зла; 2) противоречие между эстетической ценностью формы и нравственным содержанием искусства, выражающееся в эстетизации аморальности; 3) противоречие между эстетичским несовершенством формы и нравственной ценностью содержания, выражающееся в неприкрытом морализировании; 4) сочетание несовершенной художественной формы с морализаторским содержанием.

Любое нарушение органического единства идейного содержания и эстетической формы искусства приводит к снижению эффективности его нравственного воздействия на аудиторию, способно породить конфликтные ситуации в сознании и поведении людей, особенно молодых. Поэтому так важно, чтобы герои художественных произведений не превращались в «простые рупоры духа времени», ибо «…тенденция должна сама по себе вытекать из положения и действия, без того, чтобы её особо подчеркивали…».[156]

Предпосылкой для нравственного воздействия художественных произведений является приближение искусства к народу и народа к искусству. Доступность, понятность истинного искусства широким массам людей не означает, разумеется, что оно должно отступить от принципов реализма, потрафлять неразвитым вкусам или притязаниям эстетствующих снобов. Проблема, однако, состоит не только в том, насколько тесно соприкасаются юноши и девушки с литературой и искусством.

Количество прочитанных книг, просмотренных фильмов и т.п. является необходимым, но недостаточным условием для идейно-нравственного развития подрастающего поколения. Не менее существенным аспектом выступает качество художественных произведений, которое способствует повышению эффективности воспитательного воздействия на моральное сознание и поведение молодых людей.

В связи с этим важно, чтобы каждое значительное явление искусства находило как можно больше зрителей, слушателей или читателей, чтобы все молодые люди имели возможность ознакомиться со всеми интересующими их произведениями высокого нравственно-эстетического достоинства. Но вряд ли здесь можно полностью согласиться с той точкой зрения, что наше общество якобы обязано максимально удовлетворять любые потребности аудитории в сфере искусства, поскольку художественные вкусы, мол, исторически изменчивы и трудно выявить объективные критерии для определения истинной ценности каждого произведения искусства.[157]

Действительно, подлинно художественный образ, настоящее произведение искусства многозначны. Они не могут быть до конца исчерпаны и полностью, совершенно адекватно переведены на язык понятий. Можно неоднократно обращаться к высокохудожественному произведению искусства и каждый раз открывать для себя в нем все новые и новые стороны. В связи с этим при анализе эффективности нравственного воздействия искусства на молодежь возникают определенные трудности при оценке истинной социальной значимости конкретного художественного произведения.

Из истории мировой культуры известно, что современники не всегда верно оценивали нравственно-эстетические достоинства произведений искусства после первого ознакомления с ними. Кроме социальных причин, данный феномен имеет гносеологические корни, поскольку развитие познания носит диалектический характер; пределы приближения представлений и оценок людей к объективной истине, подлинной нравственно-эстетической ценности искусства относительны и исторически условны.

Лишь при постоянном соотнесении художественного произведения с действительностью, проверке практикой движения общества по пути прогресса все более точно выявляется мера его социальной значимости, степени соответствия затронутых в нем проблем правде жизни, существенным сторонам определенной исторической эпохи.

С другой стороны, нельзя не учитывать, что происходит исторический отсев произведений искусства, заставляющий, например, кануть в Лету 80% литературной продукции в следующий год после публикации и 99% - в каждое двадцатилетие.[158] При анализе общественной значимости и нравственной ценности художественных произведений важно также иметь в виду относительную самостоятельность развития искусства как формы общественного сознания. Известно, что определенные периоды расцвета искусства «…отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а, следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации».[159]

Вместе с тем было бы неверным отрицать существование объективных признаков для отличия шедевров культуры, созданных талантливыми творцами, от бездарных поделок ремесленников, которые обладают минимальным нравственно-эстетическим воспитательным потенциалом. Поэтому с учетом социальных и гносеологических особенностей взаимосвязи искусства и общественного бытия людей нами были определены для проведения конкретно-социологического исследования следующие критерии эффективности нравственного воздействия художественных произведений на сознание и поведение молодежи:

1. глубина понимания социальной сущности и роли литературы и искусства в жизни общества и в формировании мировоззрения каждого человека, его духовной культуры, нравственных ценностей;

2. степень развития умения правильно, верно, с научно-эстетических позиций оценивать произведения литературы и искусства, их идейно-политическую направленность и художественную ценность;

3. уровень повышения социальной активности молодежи в различных сферах жизнедеятельности (прежде всего в производстве материальных и духовных благ), детерминированный влиянием искусства.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных аспектов исследуемой темы. Эффективность нравственного воздействия искусства на людей, в том числе и на молодое поколение, определяется укреплением его связью с жизнью народа, вдохновенным и ярким воспроизведением всего прогрессивного и обличению недостатков, которые противодействуют движению общества вперед. Подлинное искусство отличает гуманизм, оптимизм, непримиримость к любому злу, любовь к человеку труда. Бережное отношение к лучшим традициям мировой культуры сочетается в нем с поисками новых путей и средств адекватного отражения социальной действительности.

Правдивое отражение жизни во всей её полноте, сложности и многообразии, со всеми трудностями, противоречиями, острыми социальными конфликтами и драматическими ситуациями, радостью побед и горечью поражений, ошибок и неудач – таковы характерные черты реалистического искусства, художественным образом утверждающего неодолимость всего передового, неизбежность дальнейшего гуманистического развития общества.

Понимание социальной сущности искусства является необходимой предпосылкой для глубокого овладения сокровищницей мировой культуры. Согласно результатам нашего исследования, проведенного ещё в 80-е годы, в среднем около половины опрошенных представителей различных социально-демографических групп молодежи правильно указали, что искусство отражает жизнь в развитии, во всем ее многообразии и противоречивости, утверждая в художественных образа неизбежность победы прогрессивных общественных идеалов.

Наиболее характерна подобная точка зрения была для студентов (отметили 68% опрошенных), школьников (63%%), инженерно-технической интеллигенции (56%), а наименее – для работников ручного труда в сельской местности (около четверти). Вместе с тем 26% опрошенных (в среднем) считали, что искусство изображает жизнь такой, какая она есть, представляя факты и явления окружающего мира правдоподобно, в деталях. Такой точки зрения больше всего придерживались работники ручного труда совхозов (47%) и колхозов (38%), городские рабочие без разрядов (37%).

С другой стороны, 18% опрошенных (в среднем) отметили, что искусство есть проявление деятельности человека, независимого от общественных идеалов и интересов других людей. С подобными взглядами в наибольшей степени солидаризировались специалисты совхозов (29%), работники ручного труда совхозов и колхозов (28%).

Изучение отношения молодежи к произведениям искусства и литературы показало, что существовало несколько групп молодых людей, различающихся по глубине восприятия идейно-художественных достоинств произведений искусства. У первой, самой представительной группы юношей и девушек (охватывающей примерно половину молодежи) преобладал информационный интерес, т. е. кинофильм или книга воспринимался как особый, оригинальный, не повторяющий другие источник информации.

В наибольшей степени описываемое явление было характерно для молодых служащих (56%), далее следовали молодые инженеры и техники (52%), и, наконец, молодые рабочие (42%), которых менее всего привлекало в искусстве то, что оно расширяло кругозор, давало возможность увеличить объем знаний об окружающем мире.

Вторую группу молодежи, отличающуюся по степени понимания роли искусства в жизни общества и отдельного человека, составляли те молодые люди, которые утверждали, что искусство обогащает чувства человека, развивает у личности эстетическое восприятие социальной действительности, т. е. способные отдифференцировать собственно художественное восприятие искусства.

В наибольшей мере данное представление о функциях искусства было характерно для молодых инженерно-технических работников, 51% которых отметили[160] при опросе именно данный момент, что лишь немного меньше количества молодых людей данной категории, поставивших на первое место познавательную функцию искусства. Значительно меньше представлены в этой группе молодые служащие (39%) и молодые рабочие (36%), которые встречаются здесь более редко, чем в первой группе.

Третью группу молодежи составляли те, кто отметил, что искусство является источником истинного наслаждения и радости. Среди них было 35% молодых инженеров и техников, значительно меньше – молодых служащих (27%), и особенно - молодых рабочих (24%), у которых вообще данное представление находилось на пятом месте в иерархии мнений о роли искусства в жизни общества.

В четвертую группу входили те люди, которые считали, что искусство помогает осознать смысл жизни и свое место в ней. Среди членов данной группы разрыв в количестве представителей различных категорий молодежи незначителен (29% молодых рабочих, 27% молодых инженеров и техников, 26% молодых служащих). Особо следует отметить, что для молодых рабочих данное представление о функциях искусства в жизни общества стояло даже не третьем месте в иерархии их мнений.

По сравнению с другими социальными группами молодые рабочие, таким образом, рассматривали как более высокую ценность нравственно-воспитательную функцию художественного произведения, взятую вне интереса к степени его эстетического совершенства, т. е. произведение искусства чаще всего анализировалось ими лишь как «носитель» нравственного потенциала.

Пятую группу представляли те молодые люди, которые рассматривали искусство преимущественно как средство развлечения, отвлекающее от забот и трудностей повседневной жизни, способ заполнения досуга, чем-то обязательно легким, не требующим напряженной работы сознания (29% молодых рабочих, 26% молодых инженерно-технических работников и 20% молодых служащих). Разумеется, и подлинное искусство может, развлекая, увлекать людей величием нравственных идеалов, развивать стремление активно участвовать в обновлении общества, но следует заметить, что данную группу молодых потребителей искусства, не интересующихся или не видящих эстетических аспектов в воспринимаемом ими, вполне устраивало так называемое «эрзац-искусство». Здесь, вероятно, в большей степени идет процесс удовлетворения потребности, чем подлинное духовное развитие человеческой личности.[161]

Шестую группу составляли те молодые люди, кто утверждал, что искусство расширяет и углубляет общение и взаимопонимание между людьми и народами (23% молодых рабочих, 20%% молодых инженерно-технических работников и 18% молодых служащих).

И лишь последняя, седьмая группа охватывала тех молодых людей, которые отметили, что искусство побуждает их развивать собственные творческие способности, активнее относиться к жизни (15% молодых инженерно-технических работников, 14% молодых рабочих и 10% молодых служащих). Следует подчеркнуть, что нравственно-воспитательная действенность искусства проявляется, прежде всего, в том, насколько оно способно вызвать у аудитории стремление к активному преобразованию мира, воздействуя на чувства людей правдой и красотой художественного, конкретно-образного воспроизведения действительности.

Подлинное искусство как раз и призвано пропагандировать достойные человека жизненные цели, утверждать высокие нормы нравственности и справедливости, раскрывать красоту и величие честного труда на благо людей, ценность патриотизма, свободы, равенства и братства, укреплять веру в гуманистический идеал, последовательно развенчивать аполитичность и стяжательскую психологию.

Являясь важным фактором развития всей общественной жизни, художественная культура способствует более полному развертыванию созидательных способностей людей, возвышению их социальных потребностей, усилению творческой активности масс в строительстве новых, высших форм человеческого общения, она помогает каждому человеку глубоко осмысливать и оценивать сложные события и явления современности, позволяет осознать задачи, цели и перспективы общественных преобразований, четко представить место и роль личности в исторических свершениях.

Вместе с тем результаты проведенного нами конкретно-социологического исследования показывают, что молодежью воспринимались как общественно-необходимые далеко не все потребности эстетически-художественного уровня, а глубина восприятия искусства у различных социальных групп молодого поколения была неодинакова. Наиболее слабо выражено у подрастающего поколения представление о социальной необходимости такой важной функции искусства в обществе, которая формирует эстетическое сознание человека, его активное, творческое участие в борьбе за гуманистическое переустройство мира, в деятельности по «законам красоты».

Характер и иерархия причин, побуждающих молодежь обращаться к искусству, свидетельствуют, что в нашем обществе был сделан определенный шаг к стиранию социальных различий среди молодежи в сфере осознания общественной роли и функций одного из важнейших компонентов духовной культуры – искусства. Молодые люди в основном правильно понимали, что в обществе искусство имеет познавательную и эстетическую функции, является источником истинного наслаждения, приобретает воспитательное значение. Вместе с тем юноши и девушки имели довольно расплывчатое представление об идеологической роли искусства, неразрывно связанной с эстетическим, художественным отражением действительности.

Обратимся теперь к рассмотрению вопроса о том, что и как читали и смотрели молодые люди. В нашем исследовании различным категориям молодежи было предложено указать те из художественных фильмов и произведений художественной литературы, которые больше всего понравились молодым людям. Затем на основе экспертных оценок, выявленных посредством анализа публикаций с критическими выступлениями крупнейших современных специалистов в области киноискусства и литературы были вычленены три совокупности суждений молодых людей о фильмах и книгах.

Первая группа мнений молодежи, фиксирующая положительную оценку кинокартин и книг только высокого идейно-эстетического уровня, выражала, на наш взгляд, довольно развитый художественный вкус и сформировавшиеся научное представление о роли искусства и литературы в создании таких произведений, которые раскрывали исторический смысл становления и предназначения личности, ориентирующейся на гуманистические ценности.

Вторая совокупность мнений охватывала суждения молодых людей, не имеющих достаточно точных идейно-эстетических критериев оценки фильмов и книг. В данную группу были включены такие ответы молодых людей, которым одновременно нравились художественные произведения и высокого, и невысокого идейно-эстетического уровня, т. е. такие кинокартины и книги, на которые в печати появились или противоположные по оценкам рецензии, или в целом положительные отзывы, но содержащие большое количество критических замечаний.

К третьей группе ответов молодежи о понравившихся произведениях искусства были отнесены фильмы и книги невысокого идейно-художественного уровня. Существование данной совокупности мнений может в определенной степени свидетельствовать о недостаточно развитом художественном вкусе части молодых людей, о слабо выраженной у них способности верно оценивать истинное идейно-нравственное содержание художественных произведений.

Почти каждый третий из опрошенных нами молодых рабочих, инженеров, техников, и служащих указал в качестве понравившихся кинофильмы высокого идейно-эстетического уровня («Калина красная», «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину» и др.). Проявление недостаточно четких и прочных идейно-эстетических позиций при оценке произведений киноискусства (т. е. высказывание суждений, относимых нами ко второй группе), было характерно для каждого третьего молодого рабочего, инженерно-технического работника и служащего. Кинофильмы невысокого идейно-художественного уровня положительно оценили (третья группа суждений) 13% молодых рабочих, 10% молодых служащих и 9% молодых инженеров и техников.

При исследовании оценок произведений киноискусства не обнаружилось существенных различий среди различных социальных групп молодежи. Можно, однако, утверждать, что еще довольно значительное количество молодых людей усваивало фильмы поверхностно, не имело верных идейно-художественных критериев анализа произведений киноискусства, целостно-эстетического их восприятия.

Определенная часть молодых людей увлекалась эротическими, приключенческим, детективными кинопроизведениями, фильмами с острым сюжетом, некоторым молодым людям нравилась слащаво-сентиментальная продукция зарубежных кинорежиссеров, где сглаживались, нивелировались социальные конфликты общества. В то же время произведения киноискусства, отличающиеся психологической глубиной, проникновением в духовный мир человека нравились лишь немногим молодым людям.

Социологические опросы обнаруживают редкое единодушие взрослых и юных зрителей в отношении оценок кинопродукции. Подрастающее поколение охотно смотрело приключенческие боевики и детективы, но оставляли наибольший след в душах молодых людей серьезные проблемные ленты, ибо именно в отрочестве, юности и молодости человек особенно нуждается в нравственной поддержке: в это время формируется характер, осуществляются поиски смысла жизни, поэтому юный зритель выбирал такие фильмы, которые соответствовали подобным устремлениям, где герои занимали активную жизненную позицию, где ставились вопросы, волнующие подрастающее поколение, и всякое умное, честное, доброе слово, сказанное с экрана, очень долго помнится и передаётся другому, новому поколению зрителей, как эстафета. Поэтому так опасен созданный миф о большинстве юных зрителей, нуждающихся якобы лишь в том, чтобы их развлекали.

При анализе суждений молодежи о прочитанных книгах обнаружилось, что положительную оценку произведениям художественной литературы высокого идейно-эстетического уровня дали 25% молодых инженерно-технических работников, 17% молодых рабочих и лишь 12% молодых служащих. Неопределившийся художественный вкус, недостаточно устойчивые идейно-эстетические критерии оценок литературных произведений проявили 31% молодых служащих, 30% молодых рабочих и 26% молодых инженеров и техников.

Положительные суждения о литературных произведениях невысокого идейно-художественного уровня (третья совокупность мнений о прочитанных книгах) высказали 20% молодых служащих, 15% молодых рабочих и 13 % молодых инженерно-технических работников. Примерно равное (в процентном отношении) количество молодых людей из различных социальных групп не ответили на вопрос о том, какие из просмотренных фильмов и прочитанных книг им особенно понравились, поскольку, как оказалось, многие из них редко смотрели кинокартины и читали книга.

Таким образом, при исследовании оценок литературных произведений обнаружилось определенное различие среди социальных групп молодежи. Представители интеллигенции, лучше эстетически подготовленные (поскольку они, как оказалось при исследовании, были более образованны, чаще читали произведения художественной литературы), в большей мере, чем другие социальные группы молодежи, ориентировались на литературные произведения высокого идейно-художественного уровня.

В целом можно утверждать, что выборе литературных произведений для чтения молодой человек может ярче проявить свою индивидуальность, свои социальные потребности и интересы, чем при обращении к кинематографу. Вместе с тем возрастала доля молодых людей, которые стремились воспринять как можно больше ценностей искусства, однако при этом художественные произведения нередко усваивались ими лишь на основе фабульной ситуации, аксессуаров, обстановки, места и времени действия, облика персонажей, поскольку юноши и девушки не обладали умением проникнуть в авторский замысел, творчески, критически отнестись к форме и содержанию произведений искусств.

В 80-е годы был широко распространен своеобразный «наивный реализм», когда художественное произведение оценивалось преимущественно с точки зрения степени его соответствия отдельным, нередко внешним сторонам действительности. Но зачастую можно было встретиться и с так называемым «культурным мещанством», когда человек, который не способен к полноценному восприятию художественного произведения, обладал определенным количеством информации, что позволяло ему делать вид, будто он вполне компетентен в искусстве.

Как следовало из анализа результатов нашего исследования, банальные мелодрамы, малохудожественные детективы, повествующие о погонях, расследованиях таинственных преступлений, приключенческие ленты о «жестоких» страстях завоёвывали популярность у значительной части молодежи обычно без какой-либо особой рекламы, поскольку у молодых людей велико стремление к активному действию, окрашенному романтикой, и его, разумеется, надо удовлетворять так, чтобы романтика предстала перед юношами и девушками в своем подлинном обличии.

К сожалению, в некоторых произведениях искусства излишне натуралистично, в деталях воспроизводилась вся технология преступления, на которой акцентировалось внимание публики, при этом в стороне оставались подоплека и значимость (как общественная, так и личностная) совершаемого правонарушения.

А поскольку молодые люди (особенно в подростковом возрасте) чрезвычайно восприимчивы к внешней стороне поступков героев и стремятся подражать им на практике, иногда приходилось только «удивляться» дерзости поведения отдельных молодых людей, лишенных всяких сдерживающих начал, «невесть откуда» взявшейся у них сноровке в делах (которым несовершеннолетних преступников никто и никогда не обучал), умению заметать следы, да так, что и видавшие виды сыщики не сразу могли разобраться, что к чему.

Однако в то же время установлено, что влияние искусства на пропаганду методов совершения преступлений значительно меньше, чем на формирование у молодежи негативных установок, стремлений, ценностей, нежелательных свойств личности, восприимчивости к моделям преступного поведения.[162] Видимо, далеко не всегда общение с искусством может быть отнесено к «более возвышенной деятельности», как считает К.Э.Разлогов. [163]

Разумеется, ориентацию человека на отдых и развлечение как начальные потребности нельзя противопоставлять всем другим, поскольку все функции искусства в их реальном бытовании неразрывно связаны между собой и расчленяются в научных исследованиях только в целях их более глубокого и полного анализа и изучения. Но, на наш взгляд, неверно и преувеличивать значимость этих начальных потребностей в процессе формирования и развития личности, поскольку это может привести (а нередко и приводит) к неверным практическим выводам.

Конечно, нельзя не признать, что основной эффект воздействия развлечения на человека заключается в восстановлении способности к труду. Можно даже отчасти согласиться и с тем, что «рекреация есть не только физиологический отдых, нервная разрядка, но и передача определенных навыков, знаний, представлений, т. е. рекреация включает и моменты социализации.

Способность развлечения эффективно выполнять функцию рекреации в качестве быстродействующего средства психоэмоционального переключения отчасти проясняет природу таких культурных явлений, как увлечение детективной литературой, кинобоевиками, поп-музыкой или популярность дискотек».[164] Однако важно никогда не забывать, что постоянное восприятие развлекательного искусства отдаляет, отвращает молодого человека от серьезного, вдумчивого отношения к действительности, мешает ему сосредоточиться на более важных проблемах общества, в котором он живет, обедняет его духовно.

В общении личности с искусством целесообразно, видимо, выделять два основных аспекта – «восстановительный» и «формирующий». Между ними, вероятно, существует определенный баланс. Абсолютизация восстановительного аспекта – обращение к искусству только как средству отдыха, развлечения, восстановления утраченных сил – ведет к потере искусством своей главной социальной роли.

Формирующее воздействие искусства призвано способствовать становлению созидательного, познавательного, ценностно-ориентационного и коммуникативного потенциалов общества, большой или малой социальной группы, поколения, личности и т. п. И в результате данного типа воздействия искусство имеет возможность влиять на совершенствование экономики, социальных отношений, всего образа жизни, выступая на социально-психологическом уровне и как фактор формирования человеческих потребностей, и как средство их удовлетворения.[165]

В соответствии с этим подходом любой вид культурных ценностей можно условно разделить на две части. К первой целесообразно отнести то, что требует для восприятия и освоения огромной, напряженной работы. В процессе ее читатель (зритель, слушатель) как бы заново проходит путь зарождения художественного образа, его становления и развития, поднимаясь к высотам человеческого духа в процессе сопереживания, соразмышления и содействия с творцом произведения искусства.

Другая же часть культурных ценностей, предназначенная для заполнения времени досуга, восстановления человеческих сил, отданных производству, для рекреации, релаксации труженика, обращается к его самым простым, доступным реакциям, не претендуя на вовлечение человека в сложную внутреннюю работу, борьбу с самим собой.

В то же время важно отметить, что попытки предпринять шаги в направлении лишения художественного творчества компенсаторно-развлекательного значения не могут не привести «к резкому сужению социальной базы искусства, что отрицательно скажется и на общественном прогрессе, и на развитии самого творчества, движущей силой которого во многом является динамическая, нередко конфликтная связь с аудиторией».[166]

Поэтому в практической работе важно учитывать, что для многих (если не для всех детей и подростков) путь к восприятию произведений искусства высокого нравственного уровня начинается с предпочтения простых форм, представляемых так называемым «развлекательным» искусством, но было бы крайне опасно останавливаться только на этом этапе приобщения подрастающего поколения к сокровищнице мировой культуры.

Можно сказать, что удовлетворение запросов в «зрелищах» - необходимое, но не достаточное условие для возвышения потребностей личности. В связи с этим целесообразно, видимо, поставить и на научных основах решить вопрос о приоритетах, пропорциях в организации распространения различных жанров каждого из видов искусства.

Неразумно отрицать, что после напряженного труда необходима разрядка, возникает вполне законное желание отдохнуть, развлечься и повеселиться. Нужно, вероятно, и искусство, отвечающее этой потребности. Все дело лишь в дозировании соотношения «легкого» и «серьезного», которое определяется потребностями всестороннего и гармоничного развития человеческой личности.

И не следует, наверное, недооценивать воспитательные возможности таких жанров, как комедия, оперетта, эстрадные и телевизионные представления, юмористические радио- и телеклубы и т.д., поскольку при умелом с ними обращении все они способны присущими им средствами идейно и нравственно влиять на молодежь.

Как известно, выдающиеся мастера культуры не пренебрегали созданием произведений, рассчитанных на разные запросы зрителей (читателей, слушателей), но никогда не гонялись за тем, что порождается скоропреходящей модой, не творили на потребу невзыскательным вкусам аудитории. Все это, однако, не снимает необходимости ускорить решение всей совокупности проблем, препятствующих существенному повышению искусствоведческой грамотности молодежи.

Особое внимание следует обратить на творчество как основное и всеохватное начало культуры, т.е. речь, прежде всего, идет о производительном, а не потребительском отношении к духовным ценностям. Разумеется, было бы не правильным забывать о том, что «само потребление ценностей подлинной, прогрессивной духовной культуры есть вместе с тем и производство определенного культурного типа человеческой личности».[167]

Важным признаком классификации молодежной аудитории по мере эффективности нравственного воздействия художественных произведений является степень сформированности у юношей и девушек не только умения выбрать лучшие творения искусства, но и способности глубоко воспринять моральные ценности культуры и реализовать их в собственном поведении. Истинное произведение искусства побуждает молодых людей к творчеству новых человеческих отношений, увлекает героикой трудовых свершений, учит видеть стоящие перед обществом проблемы во всем их многообразии и сложности.

Однако это становится возможным лишь в том случае, если молодой человек проникается доверием к произведению искусства и к личности его создателя. Важно также, чтобы юноша или девушка, испытывая потребность войти в созданный художником мир, были бы еще и способны сделать это, могли бы сопережить все то, о чем повествует произведение искусства, получили бы импульс к нравственно оправданному действию, который будет затем реализован в практических поступках.

Анализ показывает, что при полном соответствии этической и эстетической сторон искусства оно оказывает наиболее плодотворное воздействие на развитие трудовой и общественно-политической активности, способствует нравственному возвышению на тех молодых людей, которые обращаются к нему. Стремление как-то соотнести собственные поступки с поведением героев художественных произведений вытекает из самой природы отношений человека с миром искусства, однако реализуется это стремление по-разному – в зависимости от возраста, интеллекта, эстетической подготовленности.

К примеру, девятилетний мальчик, насмотревшись на мушкетерские поединки, обзавелся самодельной шпагой и опасно травмировал своего сверстника. Несколько подростков едва не устроили железнодорожную аварию, варварски разрушив светофоры, чтобы соорудить у себя дома такую же «светомузыку», какая была у одного из героев фильмы «Экипаж». Зритель постарше, но еще не умеющий анализировать то, что ему показывают, перенимает какие-то внешние подробности, словечки, жесты.

Более зрелый, умный и ответственный человек тоже неизбежно что-то перенимает, если, конечно, фильм того достоин, принимая на свои плечи груз тех проблем, которые волнуют героя, его боль, гнев, беспокойство, идеалы и т.п.[168] Нельзя, на наш взгляд, не принимать во внимание и вероятность более конкретного воздействия искусства на жизнь. Так, например, установлено, что производительность труда у рабочих, активно воспринимающих художественные ценности, на 7-10% выше, чем у остальных.[169]

19% работающих и 26% учащихся при опросе указали, что в качестве нравственного образца они избрали героев советской литературы (наиболее часто называли Павла Корчагина из романа Николая Островского «Как закалялась сталь»). Для 16% молодых тружеников и 18% школьников, учащихся профтехучилищ и техникумов, студентов вузов примером для подражания служили герои русской классической литературы. 5% работающих и 13% учащихся принимали за образец духовный облик и жизненное поведение героев зарубежной литературы: Артура (Овода), Спартака, д’Артаньяна и др.

К сожалению, для части молодежи были привлекательны некоторые черты таких художественных образов персонажей зарубежных книг и кинофильмов, взгляды и нравы которых чужды гуманистическим ценностям. Очевидно, что для новых поколений людей необходим близкий им по духу и времени положительный герой, который воспринимался бы как художественное открытие, влиял на поступки юношей и девушек. Это связано с тем обстоятельством, что молодой человек особенно нуждается в идеале, воплощающем благородство жизненных целей, идейную убежденность, трудолюбие и мужество.

В различные периоды истории нашей страны воспитательная роль искусства не оставалась неизменной. Так, в первые годы советской власти преобладающее воздействие на моральной сознание и поведение рабочей молодежи оказывал нравственный облик реальных личностей: 37% рабочих-подростков называли в качестве жизненного идеала, образца для подражания реальных революционеров и только 7% - киногероев.[170] Видимо, пример фактического поведения, отношения к социальным обязанностям, жизненной позиции конкретных людей сильнее влияет не только на разум молодого человека, но и на его чувства и волю, побуждая действовать аналогичным образом.

Для того, чтобы не дать повод для упрека, будто мы понимаем нравственную функцию искусства слишком примитивно, особо подчеркнем (чтобы до конца была ясна наша позиция): любой вид искусства, как правило, воздействует на жизнь не прямо, т.е. вызывая простое и прямое подражание, а косвенно, воспитывая чаще всего совесть человека, его самосознание. Писатель, например, может воздействовать на мораль читателя разными способами: заставить его чему-то ужаснуться, чем-то возмутиться, кого-то пожалеть, осудить или оправдать, чем-то восхититься, а главное – задуматься.[171]

Однако при всем многообразии, многосложности путей влияния искусства, чаще всего опосредованных, на социальную действительность, в жизни возможен и прямой, непосредственный отклик на художественное произведение, проявляющий силу социального заряда, содержащегося в авторском творении. Подобные, редкие, к сожалению, случаи всегда вызывают у художника счастливое чувство удовлетворения от сознания своего активного, результативного соучастия в преобразовании окружающего мира, поскольку в конечном итоге именно в этом и заключается сокровенная цель каждого настоящего деятеля искусства.

Так, например, роман Д. Гранина «Картина» оказал влияние на деятельность энтузиастов, пекущихся о сохранение красоты природы, памятника истории, что привело к созданию в городе Пензе интересного художественного музея одной картины. Можно вспомнить и о юношеском движении, вызванном к жизни книгами А.Гайдара «Тимур и его команда» и А. Алексина «Сигнальщики и горнисты».

Важно учитывать, что идейно-нравственный потенциал даже самых выдающихся произведений искусства неодинаково воспринимается не только различными социально-демографическими группами подрастающего поколения, но даже и внутри каждой из них, поскольку невысокая эстетическая развитость может самым причудливым образом сочетаться с нравственными достоинствами, а тонкий эстетический вкус – с пренебрежением моральными ценностями.

В годы «перестройки» и «реформ» в самых различных слоях нашего общества четко обозначились четыре основных социальных типа, на формирование которых оказало немалое влияние (среди других факторов) и искусство. Первый из них - тип пораженца, уже сдавшегося сильному, удачливому противнику, не верящий в стойкость нашей страны, в способность отечественных ученых и инженеров создавать хорошие машины, в способность отечественных врачей хорошо лечить, а отечественных писателей – писать хорошие книги. Они готовы заключить с «сильными мира сего» компромисс на самом низком, унизительном уровне.

Но появился и другой, встречный тип. Еще вчера социально сонный, он сегодня проснулся. Его возмутила демагогия политиканов, раздразнила иностранная военная активность у границ Отечества, ему опротивели газетные и журнальные борзописцы, ретивые теле- и радиокомментаторы, глумящиеся над нашим прошлым и настоящим, надоели бесконечные промахи, ошибки и просчеты бездарных властителей, вездесущая коррупция и мафия. И этот вчерашний равнодушный готов сегодня взяться за дубину, отбиваться от чужих дредноутов, своих бюрократов, нуворишей и бандитов. В нем оскорблен патриот, гражданин великой державы.

Есть и третий тип, чувствующий беду, но бегущий от неё – в пустяки, разглагольствования, наркотики, секс, пьянство, мистику, непрерывные развлечения, эмиграцию.

И четвертый, самый драгоценный для общества характер, ищущий выхода из катастрофы не через конфликт, не в непрерывной изнурительной конфронтации, не в завинчивании гаек и ударах дубины, а в сверхусилии новых идей и подходов, в денной и мощной конструктивной, не терпящей промедления работе.[172]

Лучшие произведения искусства (независимо от времени их создания) обладают немалым нравственно-воспитательным влиянием, характер проявления которого можно проиллюстрировать на следующем примере. Старшему горновому завода «Азовсталь» Д.Н. Овчаренко поручили возглавить бригаду, в которой работа не ладилась, дисциплина молодых тружеников была низкой. Новый руководитель на первых порах не мог найти действенных средств изменения сложившегося положения и растерялся.

Но однажды по телевизору был показан фильм «Коммунист», который очень понравился бригадиру, особенно эпизод, где главный герой (его роль прекрасно играл артист Евгений Урбанский) самоотверженно трудился, в одиночку заготовляя дрова для топки остановившегося в пути паровоза, и, в конце концов, своим личным примером привлек к этому делу и других пассажиров поезда. «Вот так надо действовать!» - решил бригадир.

«Ох, и повозился с нами Дима, - рассказывал один из бывших «трудновоспитуемых». – Нет бы посидеть, перекурить лишний разок. Он – как заведенная машина… А мы сидим, смотрим, пусть повкалывает… Потом стыд пронял. Берем инструмент и по местам. Дима подойдет, похвалит. А доброе слово – оно всем приятно». Через год бригаду было не узнать. [173] (Вместе с тем не целесообразно было бы и преувеличивать возможности нравственного воздействия искусства на людей в условиях функционирования рыночных отношений).

У подростков же механизм подражания своему кумиру (чаще всего герою теле- или киноэкрана, певцу и т. п.) более простой: сходство в одном пункте (прическе, одежде, отдельных словечках, манере поведения и т. д.) как бы удостоверяет подобие в другом (по сути). И чем выше талант и моральный облик деятеля искусства, тем большее влияние он оказывает на молодежную аудиторию своими нравственными принципами, привычками, стилем поведения, внешним видом, умением со вкусом одеваться, ибо дети и подростки стремятся во всем подражать своим кумирам.

Не случайно, видимо, многие педагоги и родители связывают возросшую вульгарность и развязность молодежи с формой поведения некоторых популярных артистов, которые с помощью телевидения и радио входят ныне почти в каждый дом.

С современных условиях особенно важно выработать взвешенный подход к изображению негативных явлений действительности и их носителей, поскольку неумелым изображением антисоциальных, аморальных сторон жизни можно ненароком растлить незрелую личность, ибо подростки нередко искаженно, неадекватно замыслу автора воспринимают сцены жестокого обращения с людьми, образы негодяев и т. п.[174]

Немалое значение для повышения воспитательной действенности искусства имеет выбор художником проблемы, которая бы глубоко волновала молодое поколение, отвечала жизненным интересам юношей и девушек. Ясно, что этот выбор может легче всего сделать творческая молодежь, забота о подготовке которой далеко не соответствует той роли, которую объективно играет (или должно играть) молодое поколение в преображении нашей страны.

Новый этап общественных преобразований выдвигает более сложные проблемы перед художественной интеллигенцией, всеми работниками сферы культуры, призванными обогащать духовную жизнь общества, содействовать укреплению патриотизма, нравственному росту человека труда, создавать талантливые, правдивые произведения, отражающие нашу действительность во всей её многогранности и сложности.

Огромный объем задач, стоящих перед нашим обществом в сфере духовной культуры, требует постоянного привлечения для их решения свежих творческих сил, непрестанного выявления юных талантов и дарований. Вместе с тем лишь только в процессе активного участия в борьбе за качественное обновление общества может произойти моральное возвышение каждой личности.

Дальнейшее повышение эффективности деятельности по нравственному воспитанию молодежи в немалой степени связано и с усилением роли искусства в нашей духовной жизни, углублением его гуманистических традиций, художественным освоением неоднозначных процессов и явлений, связанных с преображением России.

Важно также отметить, что на фоне кризиса традиционных институтов воспитания лишь средства массовой информации продолжают оказывать сильное воздействие на ценностные ориентации молодежи. Печать, радио и телевидение способны не только формировать и доносить до миллионов людей собирательный образ положительного (или отрицательного) героя, но и создавать привлекательный имидж реальных лиц, олицетворяющих конкретные моральные качества, отвечающие предпочтениям определенной социальной группы.

Однако, если в 60-е - 80-е годы образцы поведения, распространяемые средствами массовой информации, в целом не сильно отклонялись от гуманистических приоритетов и принимались большинством народа с поправкой на ангажированность официозной пропаганды, прикрывавшей лицемерие, ханжество и фальшивую пристойность правящей номенклатуры, то в 90-е и последующие годы вследствие тотальной коммерциализации и ослабления регулятивной роли государства в социально-педагогической сфере направленность ценностно-ориентирующей деятельности печати, радио и телевидения радикально изменилась в интересах немногочисленного слоя состоятельных дельцов, которые приватизировали средства массовой информации.

Под лозунгами "свободы слова", "ликвидации запретных зон", "демократизации" печати, радио и телевидения были сняты все морально оправданные ограничения на их деятельность, что привело к вседозволенности, безответственности, разнузданности и продажности многих работников средств массовой информации. Разрушая коллективистский менталитет, общинность (соборность) психологии нации, они все настойчивее стремятся подвергнуть осмеянию бескорыстие, а стяжательство (которое извечно считалось на Руси злом) объявить добродетелью.

В материалах телевидения, радио и печати нередко кардинально переоцениваются и извращаются события прошлых лет, особенно советского периода. Как показывают социологические опросы, 82,3% лиц с высшим образованием осознают, что в массовых публикациях отечественная история искажается.[175]Перелицовывая историю, глумясь над славой России: доблестными тружениками и храбрыми защитниками Отечества, пытаются разорвать духовную преемственность поколений, лишить молодежь национальных корней,[176] сделать юношей и девушек безродными "общечеловеками", космополитами-манкуртами, способными на предательство Родины.

Демагогически извратив в стиле "нового мышления" гуманистическое содержание традиционных моральных понятий, идеологическая обслуга возродившейся буржуазии искусно обелила и практически оправдала всех изменников и перебежчиков, что подготовило предпосылки для досрочного освобождения шпионов, приговоренных ранее к длительному заключению за работу в пользу иностранных держав.

Среди технологий создания «разрухи в умах», применяемых средствами массовой информации, можно обнаружить следующие: порча языка с подменой слов и понятий; разрушение исторической памяти; создание мифов, искажающих прошлое России; внедрение «программных вирусов» и в логику рассуждений, и в выработку нравственных оценок; разжигание темных инстинктов, которые человек держит под контролем нормами культуры; создание у людей тяжелого психологического стресса путем непрерывного показа зрелища смерти; дезинформация, ложь или умолчание, чтобы человек не обладал достоверными сведениями для разумного выбора.

Особо опасна целенаправленная аморализация молодежи посредством систематического размягчения, осмеяния и подрыва всех культурных норм, которые создают ткань общественной нравственности. [177] Из морального сознания молодежи усиленно изымается нравственный образец человека, который основывает свою деятельность на вечных этических истинах, непреходящих моральных ценностях; вместо подлинных подвижников, верных сынов России все чаще предлагаются в качестве "героев нашего времени" одномерные обладатели "денежных мешков", умеющие добывать валюту всевозможными средствами: предприниматели, биржевики, банкиры, коммерсанты, а также "королевы красоты", фотомодели, исполнители шлягеров, культуристы с накаченными бицепсами и другие идолы "бомонда".

70% издательств России выпускают порнографию, эротику, литературу, пропагандирующую насилие.[178] Материалы аналогичного содержания преобладают не только на телеэкране, но и в кинематографе. Репертуар кинотеатров и видеосалонов на 90% состоит из зарубежных фильмов, среди которых практически отсутствуют произведения, отличающиеся высокой художественно-эстетической ценностью.[179] Так, только у одного из каждых семи опрошенных после просмотра фильмов возникает осознание важности для человека обыкновенных честности и порядочности.[180] Не случайно, видимо, в последнее время наблюдается снижение интереса молодежи к средствам массовой информации.[181]

Светлые фильмы эпохи «социалистического» реализма сменила "чернуха" периода "гласности и плюрализма", а затем на экраны хлынул поток низкопробной зарубежной, преимущественно американской продукции. Типичных персонажей прежних лет (рабочих, колхозников, служащих, государственных, партийных и хозяйственных работников, представителей научной и творческой интеллигенции, студентов) оттеснили бизнесмены, полицейские, детективы, секретные агенты, боевики, различные авантюристы, криминальные элементы, а также киборги и терминаторы, отличающиеся преимущественной ориентацией на борьбу, физическое выживание, победу через насилие над другими людьми.

Герои-одиночки "вестернов" рассчитывают только на собственные возможности, их отличает личная независимость и самостоятельность, стремление к успеху, уверенность в себе, предприимчивость и изобретательность, что привлекает симпатии большинства молодых зрителей в возрасте до 25 лет.

Вместе с тем важно иметь в виду, что потребность молодых людей, особенно высокообразованных, в гуманистическом идеале в 90-е и последующие годы не только не исчезла, а, наоборот, значительно актуализировалась. Вектор направленности поисков духовной опоры все чаще обращается к истории России, патриотической преемственности поколений, истокам народной (национальной) нравственности, без которой невозможно подлинное возрождение страны. Именно поэтому объективно возрастает значение печати, радио и телевидения в развитии духовной культуры подрастающего поколения.

Таким образом, в конце двадцатого века произошла существенная трансформация основных институтов социализации молодежи: семьи, образования, трудовой среды и средств массовой информации. Подвергся серьезной деформации ценностно-нормативный механизм социальной регуляции поведения юношей и девушек: господствовавшие в «доперестроечные» годы социальные ограничители частично утратили свою силу, расширив возможности морального выбора ориентиров в сложных жизненных коллизиях, а новая система социального контроля не сложилась, что приводит к нравственно-правовому нигилизму.