Бюджет и внебюджетные фонды в Российской Федерации.

Бюджет составляет основу финансовой системы государства, являясь централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования общественных потребностей.

Основным источником правового регулирования бюджетных отношений в России является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Следует различать понятия бюджета в экономическом, правовом и материальном смысле.

Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе создания, распределения и использования государственного централизованно­го фонда денежных средств или фондов денежных средств муниципальных образований.

Бюджет как правовая категория может быть определен как основной финансовый план государства и органов местного самоуправления, который обязательно принимается в виде соответствующего закона (решения) органа­ми законодательной власти государства и местного самоуправления.

В материальном смысле бюджет — это государственный централизован­ный фонд денежных средств.

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

Целевой бюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый согласно законодательству Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целево­го бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствую­щие назначению этого фонда.

Правовая форма бюджета представляет собой способ закрепления финансового плана и придания ему юридического значения. Правовой формой федерального бюджета является федеральный закон.

Важное значение для правового регулирования бюджетных отношений имеют конституционные положения, касающиеся определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Так, в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а также федеральные фонды регионального развития (ст. 71 Конституции РФ). В Конституции РФ установлены и основы порядка рассмотрения, утверждения бюдже­та и контроля за его исполнением (ст. 101,104,106). В статье 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно фор­мируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Определяющую роль в регулировании бюджетных отношений играют федеральные законы и, прежде всего, Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы России, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений и т.д.

Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или иным федеральным законом. Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. Немедленно после принятия и подписания в установленном порядке он подлежит опубликованию.

Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетным устройством принято называть организацию бюджетной системы, принципы ее построе­ния и взаимоотношения звеньев. Бюджетное устройство определяется госу­дарственным устройством.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, мест­ных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расхо­дования денежных средств - фонд денежных средств, образуемый вне феде­рального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализа­ции конституционных прав граждан.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются Бюджетным кодексом и иными законами.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федераль­ной собственности. Эти средства не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

Пенсионный фонд РФ. Средства этого фонда расходуются на пенсионное обеспечение.

Фонд социального страхования РФ. Средства этого фонда расходуются на социальное обеспечение по болезни, инвалидно­сти, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Средства этого фонда расходуются на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Бюджетная система Российской Федерации основана па принципах:

Единство бюджетной системы определяется единством правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджет­ного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы заключается в закреплении соответствующих видов доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению расходов за органами госу­дарственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Самостоятельность бюджетов предполагает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетную дея­тельность.

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов: все доходы и расходы бюджетов и государствен­ных внебюджетных фондов и другие обязательные поступления отража­ются в бюджетах и государственных внебюджетных фондах в полном объеме.

Сбалансированность бюджета: объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Общее, или совокупное, покрытие расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источни­ков финансирования его дефицита.

Гласность означает: 1) опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информа­ции о ходе исполнения бюджетов; 2) открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызы­вающим разногласия либо внутри законодательного или представительно­го органа государственной власти, либо между законодательным или пред­ставительным и исполнительным органами государственной власти.

Достоверность бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресностъ и целевой характер бюджетных средств: бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначени­ем направления их на финансирование конкретных целей.