Виды и методы анализа неплатежеспособности предприятий: российский и зарубежный опыт
Финансовый анализ — основа определения неплатежеспособности предприятия. Внешние и внутренние пользователи, опираясь на выводы, полученные в ходе его проведения, могут принимать дальнейшие решения, будь то вложение денежных средств для инвесторов или определение дальнейшей судьбы предприятия — реорганизация или ликвидация.
Внешними пользователями являются налоговые органы, кредиторы, аудиторские и консалтинговые фирмы, СМИ, профсоюзы.
Внутренние пользователи — это руководители неплатежеспособного предприятия, внешние и конкурсные управляющие, а также привлекаемые ими консультанты по выводу предприятия из «зоны неплатежеспособности».
Поэтому в отечественной финансово-экономической литературе в зависимости от того, кто будет являться пользователем информации о неплатежеспособном предприятии и насколько широко требуется раскрыть информацию об устойчивости предприятия, выделяют следующие виды анализа неплатежеспособного предприятия:
1) внешний анализ, базирующийся на официальной бухгалтерской и статистической отчетности. Цель внешнего анализа — определение причин неплатежеспособности предприятия и выбор антикризисных процедур. Информация, полученная от такого анализа, используется кредиторами, собственниками предприятия (акционерами), налоговыми органами и т. д.
2) внутренний анализ базируется на данных оперативного учета (главных книг, ведомостей, сводных таблиц). Информация, используемая для данного вида
анализа, носит конфиденциальный характер. Цель внутреннего анализа — оценка внутренних резервов восстановления платежеспособности предприятия. Потребители данного анализа — руководство предприятия, финансовые менеджеры, антикризисные управляющие.
В международной практике выделяют следующие виды анализа неплатежеспособности предприятия:
1) дескриптивный — это анализ описательного характера; представляет финан
совую отчетность в различных разрезах и предназначен в основном для вне
шних пользователей;
2) предикативный — это анализ прогностического характера, используется для определения будущих доходов и возможного финансового состояния пред
приятия. Примером может служить анализ финансового состояния, направ-
ленный на восстановление платежеспособности предприятия, или анализ ве-
роятности его банкротства;
3)нормативный— это анализ, позволяющий сравнивать фактические результа
ты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету.
Этот вид анализа применяется при внутреннем анализе и аудите.
Наряду с видами финансового анализа выделяют следующие его методы:
1) горизонтальный — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим пе
риодом;
2) вертикальный — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Пе
реход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный
анализ предприятия и сглаживает негативное влияние инфляционных
процессов;
3) трендовый — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествую
щих и определение основной тенденции динамики показателей в будущем;
тренд — это основная тенденция динамики предприятия, очищенная от слу-
чайных величин;
4) относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между
отдельными элементами различных форм отчетности и определение их взаи-
мосвязей;
5) сравнительный — сравнение сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия за прошлые периоды с показателями других предприятий;
6)факторный — это исследования влиянии отдельных факторов на результатив
ный показатель с помощью статистических приемов; факторный метод мо
жет быть как прямым, когда результативный показатель дробят на части, так
и обратным, когда его соединяют в обший показатель.