Организация маркетинговой деятельности

Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав:

Ø построение, совершенствование управления маркетингом;

Ø подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации;

Ø распределение задач, прав и ответственности в области маркетинга;

Ø создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.);

Ø организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.

При организации маркетинговой структуры и ее построении необходимо соблюдение следующих основных принципов[62] (рис.47).

Маркетинговые структуры считаются гибкими, если они способны менять свои формы при изменении стратегии предприятия.

Обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь  
Простота  
Эффективная система связей между подразделениями  
Принципы  
Обеспечивает мобильность управления структурой  
Обеспечивает более оперативную передачу информации как сверху вниз, так и снизу вверх  
Гибкость  
Дает возможность быстрого изменения характера и направлений целей предприятия, способов их достижений
Малозвенность  

Рис.47. Принципы построения маркетинговой структуры

Размер отдела маркетинга зависит:

Ø от количества предоставляемых услуг;

Ø вида услуги;

Ø количества конкурентов;

Ø важности рекламы.

Отделы маркетинга существуют в каждой крупной туроператорской компании. В той или иной степени, они занимаются как маркетинговой деятельно­стью (анализом рынка, выходу на новые рынки, поиску конкурентных преимуществ и т.д.), так и множеством прикладных задач связанных с продвижением турпродукта, т. е. работой с агент­ствами (организация семинаров, мастер-классов, пресс-туров, участие в специализированных выставках и workshop и т. д.). Кроме того, отделы маркетинга нередко составляют и размещают рекламы туров, занимаются связями с общественностью. При этом решение глобальных задач остается в ведении руководителя фирмы и не­скольких топ-менеджеров.

В небольших туроператорских компаниях и турагентствах чаще всего обходятся без специализированного маркетингового отдела, исполь­зуя одного из работников, а анализом рынка в таких турфирмах зани­мается руководство компании.

Для успешного выполнения маркетинговых задач необходима совместная работа многих подразделений предприятия. Информационное взаимодействие между подразделе­ниями предприятия — традиционно слабое место для большинства из них. Безусловно, все горизонтальные связи можно и нужно прописать в должностных инструкциях.