Измерение и выборка в социологическом исследовании.

В ходе социологического исследования возникает проблема измерения. Речь идет о поиске и использовании таких фактов, которые являются количественной (числовой) характеристикой сторон и свойств социальных явлений. Такими фактами могут быть предметы, события, поступки, оценки и суждения людей. Все факты, которые используются для измерения и служат числовым выражением социальных явлений и процессов, в социологии называются индикаторами.

В качестве индикаторов могут быть сами признаки, явления, которые четко выражают свойства явления, или содержат в себе числовые значения (возраст, национальность, пол, образование и т.д.).

Важнейшим инструментом измерения в социологии является шкала. В ней индикаторы расположены в той или иной последовательности по позициям.

Для измерения прежде всего объективных признаков респондентов – их пола, семейного положения, профессии, образования и т.д. применяется номинальная шкала. Например, вопрос: «Ваш пол? 1 – мужской, 2 – женский.

Для измерения свойств и признаков социальных явлений через отношение к кому или чему-либо используется ранговая (порядковая) шкала. Ее позиции располагаются в строгом порядке по значимости (от большего к меньшему или наоборот).

Общий вид порядковой шкалы выражает отношение респондента к чему-либо, например, от максимально положительного к максимально отрицательному.

Измерить свойства и признаки не просто в понятиях больше – меньше, а с фиксацией величины интервала позволяет интервальная (метрическая) шкала. По ней в основном можно измерять те признаки и свойства, значение которых можно выразить числом (возраст, стаж работы, учебы, число членов семьи и т.д.). Например, вопрос: «Стаж Вашей работы в занимаемой должности?» 1 – до 1 года, 2 – от 1 года до 5 лет, 3 – 5-10 лет, 4 – более 10 лет.

Социологическое исследование часто основывается на методе выборки. Он используется, когда генеральная совокупность – весь объект исследования очень большая. Суть выборочного метода в выборе оптимальной численности лиц для опроса с как можно меньшими ошибками отбора и с как можно большей надежностью полученных эмпирических данных. Тем самым выводы выборочного опроса ограниченного числа лиц (выборки) распространяются на всю (генеральную) совокупность лиц по изучаемой социальной проблеме. Для этого выборка должна быть репрезентативной, пропорционально воспроизводить все основные признаки (характеристики) генеральной совокупности. Отклонение от базовых характеристик допустимо в пределах 5%.

Выборка может быть случайной, систематической или механической, когда единицы обследования выбираются случайно, но по какому-то принципу (например, каждый десятый), жребию из хорошо перемешанной генеральной совокупности.

Выборка также может быть типической (стратифицированной), квотной (гнездовой), когда отбор производится с учетом удельного веса каждой однородной группы респондентов в генеральной совокупности.

Выборка может быть и многоступенчатой, когда на каждой ее ступени применяются разные подходы к отбору единиц наблюдения.

Объем выборки расчитывается по специальным формулам. Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки. В массовых опросах (при генеральной совокупности 500 человек и более) объем выборки можно брать по опубликованным таблицам (см. В.А. Ядов. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Издательство Самарского университета. 1995, с. 73). С допущением 5-ти процентной ошибки объем репрезентативной выборки составляет

Объем генеральной совокупности
Объем выборки

 

Для генеральных совокупностей более 100000 выборка составляет 400 единиц.

Если генеральная совокупность менее 500 человек, то объем выборки не менее 50%. Если же 100-200 человек, то целесообразно проводить сплошное, а не выборочное исследование.

Часто берут выборку 10% от генеральной совокупности, но, как правило, не более 2000-2500 человек. В опросах общественного мнения бывает достаточно 500-1200 человек для получения достоверных результатов. При проведении телефонных опросов в миллионных городах со случайным набором номеров достаточно опросить 300 респондентов, в менее крупных городах – 150-200 человек. Когда все же нет возможности проводить сплошное обследование по теории малых выборок наименьший ее объем – 10 человек, но он умножается на число учитываемых признаков (например, по полу на 2 и т.д.).

Качество выборки зависит от трех условий:

а) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам;

б) от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования;

в) от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.