Экономическое поведение.

Экономическое поведение – это присущее человеку взаимодействие с окружающей средой по поводу производства, распределение и потребления благ и услуг. Такое поведение по-разному осуществляется в разных типах экономики. Исторически выделяются три типа экономики и соответственно три типа поведения и защиты интересов граждан и социальных групп.

Первая - либеральная рыночная экономика на базе частной собственности. Во имя частной инициативы ограничивает социальные программы.

Вторая - плановая экономика на базе государственной собственности – экономика социализма. Она обеспечивает минимум социальных гарантий, но сдерживает частную инициативу, предприимчивость.

Третья – социально – ориентированная рыночная экономика на базе плюрализма форм собственности. Она призвана преодолеть крайности либерализма, ограниченность социализма и обеспечить баланс свободы предпринимателя, частной инициативы и удовлетворения рациональных разнообразных потребностей всех членов общества.

В разных экономических системах мы наблюдаем и разное отношение к человеку, различное понимание человеческой природы. Так, в социалистической экономике, как плюс могут быть отмечены результаты плановых целенаправленных усилий десятков миллионов людей, как минус – опора на массовое и систематическое принуждение населения (экономическое, политическое и идейное). Здесь государство, коллектив - все, индивид – ничто. На первом плане общественный интерес, а не личный, тем более частный.

Для каждой экономической системы присущи свои разные социальные типы (качества) личности. Так, основной принцип поведения человека в рыночной системе сформулирован еще классиком английской политэкономии Адамом Смитом: «Преследуя свой частный интерес, ты будешь лучше способствовать общему благу». В основе же огосударствленной экономики лежит неверие в возможности человека. Не сам индивид, а планирующие органы знают потребности общества и личности. Здесь можно воспитать нового человека, преданного идеям бескорыстного служения обществу.

Эти различные представления о нормах и образцах человеческого поведения, о стандартах социальных ролей личности могут быть развернуты в систему оппозиций.

Ценность социальных качеств личности

в рыночной экономике: в плановой социалистической экономике:
1. Приоритет частного интереса 1. Приоритет общественного интереса
2. Индивидуализм 2. Коллективизм
3. Расчет на собственные силы 3. Иждивенчество, патернализм
4. Свобода личности 4. Контроль над личностью
5. Инициатива и предприимчивость 5. Исполнительность
6. Готовность к риску 6. Привычка к социальным гарантиям
7. Ценность богатства как цели 7. Бедность и ограниченность потребностей, как добродетель
8. Равенство возможностей успеха 8. Равенство в конечных результатах (уравнительность)
9. Время – деньги 9. Работа не волк, в лес не убежит
10. Ориентация на максимальные достижения в труде 10. Ориентация на сохранение достигнутого социального статуса

 

Заметим, что нормы экономического поведения, его стандарты принципиально отличаются в зависимости от типа экономической системы. То, что в одной норма (коммерция), в другой карается (спекуляция).

Экономические процессы и ситуации могут быть сложны или просты в зависимости от того, какие социальные группы и индивиды и как в них участвуют. Люди одновременно похожи, одинаковы и различны, неповторимы. Поэтому при принятии одних экономических решений поведение людей легко и безошибочно прогнозируется, при принятии других необходимо учитывать индивидуальные особенности поведения. Назовем эти индивидуальные особенности:

- стремление к свободе, как личному выбору. Оно противостоит способу хозяйствования, принципам трудовых и распределительных отношений;

- непредрасположенность к страху перед какими-то обстоятельствами и нестремление к ценностям, навязываемым извне.

- действия вопреки нормам своего класса ради общечеловеческих принципов или собственной индивидуальности;

- доступность информации для индивидов или групп, ее интерпретация;

- образование и культура, наличие или отсутствие группового самосознания и сплоченности, характер лидерства в социальной группе;

- восприятие административных команд, исполнительность, отношение к органам власти и управления;

- настроение;

- инерция.

Таким образом, в конкретной ситуации люди действуют объективно одинаково вследствие общечеловеческой природы и субъективно по разному вследствие индивидуальных особенностей.