Древние культуры

Свой экскурс в историю древних культур мы начинаем с Египта. Это не случайно. Именно Египет был колыбелью древних культур и цивилизаций. Ему и его народу принадлежит великая заслуга перед человечеством - стать первопроходцем исторического развития.

Люди поселились на берегах Нила еще в каменном веке. На рубеже IV и III тысячелетия до н.э. фараон Мина объединил под своей властью египетские земли и создал Египетское государство. Но египетская мифология и религия были созданы гораздо раньше.

В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных своих задач земной жизни. Загробную жизнь египтяне представляли как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царство бессмертия.

В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования.

Прежде всего, нужно было сохранить невредимым тело - обезопасить его от посторонних воздействий. Только при этом условии душа умершего могла свободно передвигаться в пространстве и в любое время соединиться с телом вновь. Эти представления и породили два следствия: бальзамирование трупов (мумии) и постройку гробниц, напоминающих крепости. Каждая пирамида должна была служить защитой для запрятанной в ней мумии от любого возможного врага, от любых дерзостных поступков, от нарушения покоя.

Самая древняя пирамида - пирамида фараона Джосера - была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачем, инженером, астрономом, писателем, советником фараона; на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности. Самые знаменитые египетские пирамиды - три большие пирамиды близ г. Гизы Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекрина (Менкаура). Крупнейшая пирамида Хеопса сооружена в XXVIII в до н.э.

На ее постройке работало постоянно 100000 человек, сменяя друг друга через 3 месяца. Любопытно, что 10 лет продолжалось только строительство дороги к пирамиде и подземных сооружений. Сама пирамида строилась 20 лет. Высота пирамиды составляла 147 метров. Каждая сторона квадратного основания составляла 233 м., общая площадь 50000 кв.м. Пирамида состоит из 2300000 кубических блоков отшлифованного известняка. По подсчетам ученых, пришедших вместе с Наполеоном завоевывать Египет, каменных блоков из трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой 3 м и толщиной 30 см.

Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, самый тяжелый - 15 тонн, общий вес пирамиды - 5,7 млн. тонн. Создание таких грандиозных сооружений и сегодня представляется проблематичным. Каким образом это удалось сделать в древности - одна из величайших загадок истории и культуры. Загадки пирамид и захоронений - это тема отдельного самостоятельного исследования.

Пирамида Хеопса, может быть самое грандиозное сооружение, которое когда-либо возводилось на Земле. Даже во времена наибольшей славы европейских и азиатских монархов, американских президентов у них не было таких дворцов, которые могли бы по размерам сравниться с гробницей этого фараона. Вот почему в ряду Семи Чудес Света, определенных еще Древними греками, эта пирамида стоит на почетном, первом месте. Да, к тому же она единственная из этих семи, что уцелела до наших дней [2].

Главным (верховным) богом считался Ра (символизировал солнце) - создатель мира, источник тепла и света, покровителя людей. Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все, что происходит на Земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения через своего секретаря - мудрого бога Тота. Вечером он плывет по другой реке - мрачной подземной; сражается и побеждает обитающего там змея Апопа, который олицетворяет силы зла.

Прежде чем обрести вечную жизнь, умерший египтянин должен был пройти суровое испытание - предстать перед судом небесного судьи Осириса и сорока двух богов, заседавших в Чертоге истины. В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он клялся, что не совершал поступков, неугодных богам.

Выслушав умершего, боги клали на одну чашу весов его сердце, а на другую - птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог говорить со своим сердцем: "Сердце мое, которое я получил от своей матери, не обращайся против меня! Не свидетельствуй против меня, как враг! Не разлучайся со мной!"

Боги Тот и Анубис беспристрастно записывали результаты взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, злое и лживое - тяжелее камня. Праведник обретал вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом льва и головой крокодила [3].

Особенностью египетской религии и мифологии был культ животных. Не случайно, большинство богов и богинь у них имеют тело человека и головы животных и птиц: Тот - голову цапли, Анубис - волка, Бастет - кошки, Гор - сокола и т.д. Отсюда и священные животные: жук скарабей - катит по небу солнце. Бык Анис - выбирается из всего стада и почитается как божество, кошка - неприкосновенна, она внушает почтение и страх. Даже крокодил был священным, правда, он воплощал силы зла и ему приносили человеческие жертвы людей, провинившихся, совершивших проступок или преступление. Сколько бы мы ни рассказывали о Древнем Египте, все равно будет мало, поэтому мы переходим к краткому описанию другой, не менее загадочной и не менее древней цивилизации, родившейся в междуречье рек Тигра и Евфрата, где ныне располагается государство Ирак.

На протяжении многих веков параллельно с Египетской культурой и цивилизацией на территории между реками Тигр и Евфрат сменяли друг друга различные государственные образования - Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония, Персия.

Хотя иногда отдельные удачливые правители, как Хаммурапи, добивались немалой власти и почести, централизованные деспотии здесь были редкими эпизодическими исключениями. Со сменой государственных формаций менялись и божества, сливались и разветвлялись мифологические сюжеты. Боги, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими, как правило, были наследниками тех, что оставались в тени истории и не сохранились в памяти поколений.

Древнейшие тексты шумеров и аккадцев (а именно они впервые на Земле изобрели письменность - честь им и слава), донесенные на глиняных табличках, сохранились плохо, так что реконструкция многих мифов этого периода проводилась и проводится с привлечением записей пересказов наследников этих народов - вавилонян и ассирийцев.

Внимательное изучение мифологии шумеров и аккадцев позволяет сделать вывод об относительной схожести их взглядов на рождение Вселенной, Земли, ее природы и недр, человека с аналогичным творчеством других древних народов (например, Индии, Китая, Египта, Ханаана и др.). Только вот, кто заимствовал те или иные взгляды друг у друга до сих пор остается неразгаданной загадкой. Нельзя исключить и того, что здесь шумеры и аккадцы были первыми. Из многочисленных сказаний, мифов и легенд, созданных этими народами, мы выделим лишь одно произведение - Эпос о Гильгамеше.

Многие ученые-культурологи справедливо считают, что в древности это сказание пользовалось огромной популярностью и получило широкое распространение во всем Древнем мире.

Замечательный польский писатель Станислав Лем однажды заметил, что ... "Одиссея Гомера в сравнении с Гильгамешем произведение сомнительной ценности: это древний комикс, воспевающий Одиссея (Улиса) - супермена, хэппи-эндом... плагиат "Гильгамеша", приравненный в соответствии со вкусами дешевой греческой публики. То, что в Вавилонском эпосе было трагедией боя, закачивающегося поражением героя, греки обратили в живописный, авантюрный круиз по Средиземноморью" [4].

Ряд ученых справедливо считают, что древнегреческие мифы о подвигах Геракла имели историческим вдохновителем эпос о Гильгамеше. Этот миф, с содержанием которого автор предлагает читателю познакомиться самостоятельно, впервые в истории открывает нам истины, незыблемые в Древнем мире, а именно: жизненность борьбы добра и зла; величие благородства и низменность порока, предначертанность человеческой судьбы и тщетность попыток ее изменения; ограниченность возможностей человека по отношению к возможностям богов, великую силу любви и дружбы в нравственном становлении личности и многое, многое другое. Прочитайте Эпос о Гильгамеше и насладитесь творчеством его древних создателей [4].

В 90 километрах от современного Багдада находятся развалины Древнего Вавилона. Город перестал существовать давно, но сегодня его останки свидетельствуют о его грандиозности. В VII веке до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом тогдашнего мира. Ему просто не было равных. Именно в этом городе родилось одно из самых грандиозных чудес света, такое как Висячие сады Семирамиды. Оговоримся сразу, точно доказано, что исторически достоверная личность царица Семирамида, отважная, красивая и цельная женщина, продолжительное время правящая в Вавилоне, не имела отношения к данным садам. О ней существует удивительно красивая легенда: не в силах соперничать за власть со своим любимым сыном, она превратилась в голубку и улетела со стаей голубей. С этого времени ассирийцы стали считать ее богиней, а голубя - священной птицей.

Знаменитые "висячие сады" были созданы по приказу царя Навуходоносора и посвящались его любимой жене Амитис, Мидийской царевне, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам своей Родины. Эти сады располагались в грандиозном дворце на искусственно созданных площадках, поднятых на высоту четырехъярусного сооружения. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала много света растениям.

Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были по истине чудом. В покоях нижнего яруса этих садов, в июне 323 г. до н.э., провел свои последние дни Александр Македонский.

Висячие сады были разрушены наводнениями Евфрата. Они перестали существовать, так же как и сам великий город. Но память о них, о великой древней культуре этих народов остается достоянием потомков.

Еще один феномен культуры, на этот раз уже иранской, - рождение уникальной религии, т.н. зороастризма (по имени ее создателя пророка Заратуштры (628-551г.г. до н.э.). Она просуществовала на Востоке более 1000 лет, пока не была вытеснена новой, более молодой и мощной, - исламом.

Теология зороастризма - интересная смесь монотеизма и дуализма. По Заратуштре есть только один истинный бог - Ормузд, поощряющий добродетель и справедливость. Ему противостоит дух зла - Ариман. В реальном мире идет постоянная борьба между ними. Каждый человек свободен сделать свой выбор, к какой стороне примкнуть. Но предпочтителен выбор Ормузда, он и должен победить в конечном счете. Теология зароастрийцев оказала глубокое влияние на другие религии, особенно иудаизм и христианство.

"Вернуться туда невозможно

И рассказать нельзя

Как был переполнен блаженством

Этот райский сад".

Словами восточного поэта мы заканчиваем наш краткий экскурс в культуру Вавилона.

Почти одновременно с культурой и цивилизацией Вавилона к востоку от него развивалась уникальная культура и цивилизация Древней Индии.

В середине II тысячелетия до н.э. в долину Ганга пришли арабские племена. Они принесли с собой т.н. "ведическую культуру", их священными книгами были Веды, что значит "Знание".

Веды содержат в себе повествовании о богах "об устройстве Вселенной, о сотворении мира. В ведической мифологии почитаются главным образом космические боги и боги стихийных сил.

В середине I тысячелетия до н.э. значительную власть в Индии приобретают жрецы - брахманы. Начинается новый период развития индийской религии и мифологии, называемый индуистским. Вместо прежнего главного бога - Индры - главным божеством становится Брахма - создатель мира "подобный тысячи солнц". Одним из самых почитаемых богов в это время является Вишну - "проникающий во все", "всеобъемлющий". Иногда он представляется воплощением всего мироздания и имеет "тысячу имен". Наиболее известные воплощения Вишну, дошедшие до нас - Кришна и Рама.

Как ни в одной стране и культуре, религия в Индии тесно переплетена с народным творчеством. Герои эпосов и сказаний становятся божествами и наоборот.

Этот процесс особенно ярко прослеживается по двум великим эпосам, созданным в Древней Индии - Махабхарата и Рамаяна.

Махабхарата сложился на основе устных сказаний и легенд к середине II тысячелетия до н.э., разрастался и видоизменялся вплоть до VII в. нашей эры.

Изначально ядро Махабхарата состояло из 25 тысяч стихотворений и строк, а окончательный вариант включает в себя 200 тысяч. Это самое большое поэтическое произведение в мире. Автором Махабхараты считается легендарный мудрец Вьяса. В центре действия - рассказ о потомках Бхараты - легендарного царя, основателя Индии. Народное сказание об удивительных приключениях благородного царевича Рамы появилось в Индии в середине I тысячелетия до н.э.

Певцы-сказатели передавали из поколения в поколение занимательную легенду о сыне Дашаратхи Рамы, его замечательных подвигах, борьбе с чудовищами и прекрасной любви к красавице Ситы, дочери царя соседней страны Видяхи.

Махабхарата и Рамаяна являются поэтическими энциклопедиями мифологии, истории и философии Индии.

Как и с эпосом о Гильгамеше, так и с этими произведениями, автор предлагает читателям познакомиться самостоятельно. В конце нашего пособия Вы сможете найти указатель соответствующей литературы и источники. Со временем глава индуистского пантеона Брахма оттесняется на второй план, его заменяют 2 бога Вишну и Шива. Поклонение Вишну и Шиве развилось в два религиозных течений - вишинизм и шиваизм. В более позднее время Брахма, Вишну и Шива объединились в триаду, называемую "тримурти", что значит "обладающий тремя обликами". Брахма - творец мира, Вишну - его хранитель, Шива - разрушитель. В своем единении они олицетворяли идею постоянного перетекания этих понятий в другое, что обеспечивает миру устойчивость и гармонию [5].

Наряду с индуизмом в VI веке до н.э. в Индии возникает новая религия - буддизм. Основателем буддизма был царевич Сидхардха Шакьямуни Гаутама - Будда (563-483 г.г. до н.э.).

В 29 лет, после рождения сына, он решает покончить с той жизнью, которую вел и посвятить себя поискам истины. Он покидает дворец, становится странником, аскетом. К 35 годам он осознал, что нашел ключ к решению проблем и стал "Буддой", т.е. "человеком просветленным".

Главное учение Будды можно сформулировать в том, что буддисты вызывают "четыре благородные истины". Первая - человеческая жизнь по своей природе - несчастливая жизнь; вторая - причиной несчастливой жизни являются человеческий эгоизм и его желания; третья - с человеческим эгоизмом и его желаниями можно покончить; конечная стадия, когда сводятся на нет все желания и стремления, носит название "нирвана" (дословно "затухание", "угасание"; четвертая истина - способ с помощью которого можно избавиться от эгоизма и желаний, называемый "путь в дорог": правильные убеждения, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное отношение к обязанностям, правильная медитация.

Буддизм широко распространился не только по Индии, но и по всей Юго-Восточной Азии и на севере наибольшее распространение он получил в Китае, Корее, Японии, Монголии др.

На территории России буддизм в настоящее время исповедуют в Калмыкии, Туве, Якутии и Бурятии.

Все это позволяет считать буддизм, наряду с христианством и Исламом одной из мировых религий современности.

Самым крупным культовым сооружением буддистов считается храмовый комплекс Барабудур (Индонезия). В переводе означает - много Будд. Выстроенный в IX веке н.э. на острове Ява, он имеет высоту 34 метра и состоит из 35000 куб.м. камня. Подвергшийся мощным ударам стихии, он был разрушен и восстановлен в 20 в. под эгидой ЮНЕСКО. Спасением Барабудура занимались представители 27 стран [6].

В самой же Индии новая вера постепенно приходила в упадок и практически исчезла после 1200 н.э. И еще одна особенность буддизма как религии: несмотря на то, что в буддизме есть много направлений и между ними существуют принципиальные различия, в буддийской истории нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало кровавые религиозные войны, которые велись в христианской Европе. Тем более здесь нет того воинственного экстремизма, который отличает отдельные направления ислама.

Оригинальное мировоззрение и философия, содержащиеся в учении Гаутамы Будды привлекает к нему многочисленных сторонников и является большим вкладом в культурное наследие человечества.

Соседом Индии по историческому и культурному развитию является великий Китай. Китай - это государство с уникальными культурными традициями, безусловно является самой загадочной для европейцев страной. Народ Китая поражает не только своей численностью (каждый четвертый в мире человек - китаец), но и работоспособностью, фанатичной преданностью своим традициям и непредсказуемостью поступков.

Как и ранее описанные цивилизации, Китай внес свой уникальный вклад в мировую историю, и, будь на то время и место оно бы заняло у автора сотни, а может быть и тысячи страниц. Мы же в своем повествовании ограничимся рассказом лишь о нескольких великих культурных ценностях, которые создал этот народ.

В III веке до н.э. во время правления Императора Цинь-Ши-Хуанди в Китае было построено самое грандиозное сооружение древности - Великая Китайская стена. За тысячелетия своей истории она много раз ремонтировалась, к ней пристраивались новые участки, и, если первоначальная ее длина была 1850 миль, то сегодня - 3930 - 6500 км. Ширина 5,5 м, высота в среднем 9 м. Стена имела два исторических назначения: с одной стороны - защитить Поднебесную империю (так называли Китай сами китайцы) от нападения с севера кочевых племен, а с другой - предохранить своих подданных от соблазна ухода из Китая к варварам и тем самым консолидировать единство нации.

При строительстве стены великий маг предсказал Цинь-Ши-Хуанди должно погибнуть 10000 человек. Шли годы и, несмотря на большие жертвы, столько не набиралось. Тогда Цинь-Ши-хуанди приказал убить человека по имени Ван (по-китайски это 10000) и закончить строительство. Стройка длилась 10 лет и унесла тысячи жизней, поэтому Великую Китайскую стену называют еще самым длинным кладбищем в мире и Стеной слез.

В современном Китае стена стала одним из самых притягательных мест для миллионов туристов. Не даром здесь бытует присказка: только тот побывал в Китае, кто поднялся на Великую Китайскую стену [7].

В 1974 году археологи нашли захоронение того самого Великого императора Цинь-Ши-Хуанди, который не только построил стену, но железной рукой объединил Китай под властью династии Цинь, сформировал обязательные для исполнения всеми законы, унифицировал систему письменности, состоящую из 3000 знаков - иероглифов. Строить усыпальницу императора начали уже при его жизни. Задействовано было ни много ни мало - 700 тыс. человек на протяжении 3 лет. На глубине 3-х метров общей площадью 1400 кв.м в специальных нишах-комнатах в боевом порядке согласно тогдашнему воинскому уставу застыли 3210 глиняных (терракотовых) солдат в натуральную величину. Ни одна фигура не повторяет другую. Большинство солдат - пешие, они одеты в военные мундиры, с настоящим оружием (мечами, копьями, арбалетами). Качество стали настолько хорошо, что и сегодня этим оружием можно разрубить волос. Среди фигур есть и всадники и возницы боевых колесниц. Абсолютное большинство фигур не пострадали от времени, только яркая окраска со временем сошла [8].

Китайский император Юнг-Ло в 1421 г. перенес столицу и свою резиденцию из Нанкина в Бейлин (ныне Пекин).

В самом его центре по велению императора был построен, т.н. Запретный город - громадный двор - новый комплекс, который включает в себя 9999 комнат. Для того, чтобы вместить такое огромное сооружение понадобилось 720000 кв. метров. Сооружение было обнесено 10 метровой стеной, вход для простых людей (за исключением тех, кто нес там службу) был строго закрыт. Сегодня - это один из самых крупных (если не самый крупный) музей мира [9].

История знает имена многих великих китайцев, я напомню Вам лишь о двоих. Великий китайский философ Конфуций (551-479 г.г. до н.э.) был первым, кто сумел в Китае развить систему убеждений и синтезировать основные представления китайского народа. Его философия, основанная на личной морали и на концепции власти правителя, который служит своему народу и правит посредством своего морального примера подпитывала китайскую жизнь и китайскую культуру на протяжении более чем двух тысяч лет. Да и в настоящее время влияние Конфуцианства в Китае и за его пределами еще очень велико. В чем же главная суть мировоззренческих установок Конфуция? Согласно ему существуют две самых главных добродетели - "жень" и "ли", и благородный человек руководствуется ими в своем поведении.

"Жень" - это по сути доброжелательное отношение к ближнему (относись к ближнему так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе). "Ли" - определяется комбинацией этических норм: хороших манер, церемоний, обычаев, этикета и правил поведения.

Культ предков - основная китайская религия, существовавшая еще до Конфуция. Он был акцентирован на семейную верность и уважение по отношению к родителям или просто старшим. Кроме этого Конфуций проповедовал также уважение к покорность женщин по отношению к мужчинам (жена - муж) и подданных по отношению к правителям. При этом Конфуций никогда не забывает, что правитель должен показывать моральный пример своим подданным, а не быть тираном.

Начиная с династии Хань (206 г. до н.э.) Конфуцианство становится не просто системой взглядов, а официальной религией в Китае. Система, при которой любой чиновник даже самого малого ранга должен не просто знать, а знать наизусть труды Конфуция, просуществовала вплоть до 20 в., т.е. около 2 тысяч лет.

Почему конфуцианство пустило такие крепкие корни? Однозначно ответить и просто, и сложно. Наверное, потому, что ни одному другому философу в истории, кроме Конфуция не удалось учесть в своем творчестве фундаментальные ценности народной культуры.

А во-вторых, конфуцианство делает акцент на обязанностях людей и в меньшей степени затрагивает их права. Это в свою очередь было выгодно правителям и служило одним из важнейших стимулов к принуждению широких народных масс. Идеи Конфуция прочно укоренились в сознании многих поколений китайцев и будет неудивительно, что они возродятся в этой стране на современном этапе ее развития.

Многие из нас уже настолько свыклись с бумагой, что, наверное, никогда не задумывались, что было время, когда ее просто не существовало. Люди обходились другими, менее замечательными материалами для изложения своих мыслей или просто записей. Сведения о великом китайце Цай Луне, изобретателе бумаги, известны с 105 г. н.э. О его личной жизни известно немного, известно лишь, что он был евнухом при дворце императора. Его изобретение сначала прославило его и сделало богатым, а потом в результате дворцовых интриг привело к гибели. Для того, чтобы по достоинству оценить изобретение Цай Луня уместно будет напомнить читателю, что до 2 в. н.э. китайская цивилизация уступала европейской, а после появления бумаги, вплоть до XV века, Китай был самой развитой страной мира. Китай упорно держал секрет ее производства в своих руках и лишь только он был раскрыт (плюс изобретение печатного станка И.Гуттенберга), Европа снова рванулась вперед.

Вот почему мы считаем, что именно Цай Лунь внес огромный вклад в мировую культуру и цивилизацию и совершенно не случайно он упомянут в нашем пособии [10].

Как свидетельствует историческое развитие, современный Китай достиг гигантского прогресса. В короткий срок из отсталой, неразвитой страны он превратился в одного из лидеров, мировую державу. Гигантский скачок вперед Китай сумел сделать благодаря умелому соединению достижений научно-технического прогресса с вековыми традициями, накопленными здесь. А традиции эти заключаются, прежде всего, в огромном трудолюбии народа, высочайшем уважении к опыту старших, дисциплине и почитании закона и порядка. Несомненно, Китаю принадлежит великое будущее и его опыт заслуживает тщательного изучения.

Не менее загадочной страной, чем Китай, является его восточный сосед - Япония. Веками эта страна, расположенная на многочисленных островах, развивалась как бы автономно от другого мира, создавала свою, непохожую на другие культуру и цивилизацию.

Самое раннее систематическое изложение японских мифов и сказаний о богах их деятельности по созданию земли и первых людях содержится в сочинении VIII в. н.э., т.к. "Кодзики" - "записи о делах древности". Из этого сочинения мы узнаем, что пантеон японских богов был очень обширен - 8 миллионов, т.е. бесчисленное множество. Но среди них есть, конечно, "центральные персонажи". Это, прежде всего, первородные боги, которые имели имена: Идзанаки и богиня Идзанами. Очень почитаема в Японии была богиня солнца - Аматэрасу. Бог луны Цукиёми, бог ветра и водной стихии Сусаноо. Мифология занимала значительное место в японской культуре. Мифологические образцы получили дальнейшее развитие в народных легендах, многие из которых впоследствии послужили основой для произведений классической японской литературы. Огромной популярностью пользуются в Японии древние легенды, такие как: "Повесть о старике Такетори", где в поэтической форме рассказывается о лунной деве, попавшей на Землю, но затем вынужденной вернуться в свое лунное царство и др [11].

Современная религия Японии - это своеобразный сплав нескольких религий: даосизма, конфуцианства и дзен-буддизма, объединенных в т.н. синтоизм (синто, т.е. путь богов). Синтоизм сложился в раннефеодальную эпоху (6-7 вв.). Этот процесс по времени совпал с укоренением на японской земле буддизма. Так сложилось в Японии, что более 1/2 населения формально исповедуют 2 религии. Существует интересная практика, когда благословение новорожденных, заключение брака происходит в синтоиских храмах, а похоронно-поминальные ритуалы - в буддийских.

После революции 1868 г. и до поражения Японии в войне 1945 г. синтоизм был государственной религией. В 1945 г. синтоизм был отделен от государства и с тех пор государственной религии в Японии нет. Однако образы и культ синтоизма сохранились. Культура Японии подарила миру совершенно уникальные искусства - садово-парковые, икебана, поэзию "танака" и "хайну", живопись "нихонта" и "суйбокх-га", театра "но", "кабуки", "бунраку", военно-спортивные искусства.

Современная Япония - одна из крупнейших мировых держав. Также как Китай, она граничит с нами, и, к сожалению, имеет претензии на несколько островов Курильской гряды. Эти претензии сдерживают наши экономические и культурные связи. Хочется верить, что у наших народов и их лидеров найдутся приемлемые средства для разрешения создавшихся противоречий. История развития наших стран показывает, что мы должны жить в мире и дружбе. Это так важно сегодня, когда мир стал хрупок и его судьба зависит от воли и разума населяющих его людей.

Каждый период в истории культур и цивилизаций по-своему ценен. И совершенно не случайно исследователи-археологи, историки, культурологи, философы и др. особую роль отводят античной культуре Древней Греции и Древнего Рима. Именно оттуда по крохам выкристаллизовалась европейская наука, культура, цивилизация. Древняя Греция показала миру человека как прекрасное и совершенное творение природы, "как меру всех вещей". Она явила миру великолепные образцы человеческого гения во всех сферах материальной, духовной и социальной жизни - в архитектуре, скульптуре, поэзии, театре, политике, науке, праве и многих других областях человеческого знания. Античной культуре принадлежит целая плеяда блестящих имен, навсегда золотыми буквами вписанных в мировую культуру: историки Герадод и Фукидид; философы Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; драматурги Эсхил, Софокл, Еврепид; поэт Гомер; баснописец Эзоп; скульпторы Лисипп, Полидор, Пракситель, Скопас; математики и механики Эвклид и Архимед - разве всех перечислить...

Термин "античность" происходит от латинского слова antiguus - древний. Им принято называть особый период развития древних Греции и Рима, а так же тех земель и народов, которые находились под влиянием их культуры и цивилизации. Хронологический период античности по сути совпадает с существованием этих государств (Х в. до н.э. - V в. н.э. - гибель Великой Римской империи). Главными стержнями, на которых держалась античная культура, были религия, мифология и философия.

Религия и мифология, неотделимые от жизни, являлись содержанием и формой мировоззрения греков и римлян. Философия, ставшая матерью других наук, - именно из нее вышли и математика и физика, механика, право и др., стала, по сути, основой для современной науки и ее отраслей.

Античная Греция заложила основы этических и эстетических ценностей, которые в той или иной мере нашли свое развитие у европейских и азиатских народов.

В свою очередь культура Древнего Рима не только помогла сохранить все достоинства греческой культуры, но и в значительной мере обогатила опыт человечества, особенно в части юриспруденции (Римское право), показала будущим поколениям образцы гражданственности, патриотизма, жертвенности ради общего дела.

Как и любая древняя культура, культура Древней Греции изобилует тайнами и загадками. Пожалуй, самые загадочные из них - культура и цивилизация Атлантиды [12].

Первое упоминание об этой таинственной стране мы находим у философа Платона в двух его диалогах "Критий и Тимий". Из разговора мудреца Салона и неизвестного египетского жреца мы получаем сведения о существовании могучего государства Атлантиды, расположенного за Геркулесовыми столпами (т.е. за Гибралтарским проливом в Атлантическом океане) и погибшем в результате ужасной катастрофы.

Философ поведал о том, что Атлантида была властительницей древнего мира, вела частые войны со странами континентальной Европы, Африки и Азии. Гипотеза о существовании Атлантиды была поддержана позднее Плинием Старшим и Диодором Сицилийским. В свою очередь, такие авторитеты, как Аристотель и географ Страбон отрицали существование Атлантиды.

Обобщив многочисленные источники, говорящие "за" - "против" существования и гибели Атлантиды, автор считает, что наиболее достоверной является версия, впервые высказанная Бортолли в 1780 г. и поддержанная впоследствии многочисленными находками и научными предположениями. Суть ее в следующем: Атлантида находилась в восточной части Средиземноморья, ее останками являются острова Санторин, Тира, Тирасия, Аспрониси. Около 1500 г. до н.э. эта цивилизация была в зените своей славы (а не Крито-Македонской ли была эта цивилизация?). Атланты создали по побережью Средиземного и Черного морей большое количество своих колоний: многочисленные исследователи (Фигуй, Фрост, Шлимман и др.) делают логичные предположения, что такие города как Троя, Пантикапей, Сиракузы, Карфаген и многие др. были городами атлантов. А что касается гибели Атлантиды, то раскопки свидетельствуют, что в 1520 г. до н.э. на острове Санторин произошел взрыв вулкана, который вызвал цепь катастрофических последствий по всему Средиземноморью. Естественно, больше всего пострадало крито-микенская (минойская) цивилизация. Она по сути ушла с арены исторического развития. Вот так, вроде бы все сходится. А на смену ей пришла цивилизация Древней Греции [13].

Если взять за основу именно эту версию, то в какой-то мере можно будет объяснить резкий рывок Древней Греции в развитии культуры от других, окружающих ее стран. Она стала правопреемницей цивилизации и культуры атлантов. Но, наверное, не только в этом дело. Специалисты отмечают, изучая Древнюю Грецию, какой "многоумный народ" жил тогда в этой небольшой горной стране. Сама природа распорядилась так, чтобы в Греции возникли маленькие самостоятельные города-полисы с самобытной культурой, традициями, этикой.

Ни один город-государство у греков не был похож на другой и ничто, кроме обороны от общего врага, не могло заставить их объединиться. Вот так, живя раздельно и обогащая друг друга, греки и создали свою великую культуру. Бесполезно и бесперспективно рассказывать обо всех ее достижениях, мы, как и в предыдущих повествованиях коснемся лишь некоторых ее сторон. Греки слепо верят своим богам, которые в отличие от египетских, например, по виду люди, но только очень красивые, сильные, мудрые и, в зависимости от предначертания - либо добрые, либо злые. Все в жизни грека предопределено богами. У каждого есть своя судьба - вот почему греки свято чтили храм в Дельфах. Дельфийские жрицы - Пифии плели нити жизни, а оракулы отвечали людям на вопросы и предсказывали судьбы от лица самого бога Аполлона - покровителя красоты и изящных искусств, предводителя муз. Судьба - судьбою, но и сам ты должен жить, сражаться за Родину так, чтобы тебя уважали и ценили твои близкие и окружающие люди. Вот так и жил грек: отдавая дань уважения богам, веря в судьбу, снимая 2-3 урожая со своего небольшого клочка земли, а когда надо - становился в железную фалангу воинов, пробить которую суждено будет только римлянам.

Наибольшего расцвета греческая культура достигла в т.н. классический период. Это был взлет греческого гения во всех отраслях культуры: искусстве, архитектуре, философии и науке. В это время окончательно вырисовываются этические представления греков о жизни и деятельности человека и нормы его поведения в соответствии с ними. Смысл их передается через мифы. Негодяй Прокруст обманом завлекает к себе людей, укладывает их в "прокрустово ложе" и высоким обрубает ноги - будь средним, а маленьким - вытягивает до средних, одинаковых. Но так не должно быть, человек индивидуален, вот почему приходит Тезей и убивает негодяя.

Богач и сибарит Сизиф обманывает смерть, а за ней и могучего бога Аида. За это он обречен на тяжкий и бесполезный труд - катать в гору камень, который едва достигает вершины и падает вновь. Все повторяется снова. Грекам чужда бесполезная работа и они одобряют суровое наказание обманщику.

Нарцисс так возгордился своей красотой, что презирал все остальное, даже горе влюбленных в него женщин - нимф. По воле богини правосудия Немезиды он умер от тоски и безысходной любви к самому себе и превратился в цветок. Нельзя так гордиться собой. Можно без конца приводить аналогичные примеры.

Первичная в истории греческая демократия... Пусть не совершенная, пусть в ряде случаев неэффективная - но все же пример, пример для будущих демократических государств.

Великая греческая философия: "смерти нет потому, что пока ты не умер ее еще нет, а когда ты умер - ее уже нет"; "для меня один больше множества, если он лучший", "для философа разбогатеть не сложно - но не интересно", "этот бескрайний космос: смертью одних они живут - жизнью других они умирают". «нельзя войти в одну и ту же реку дважды, потому что и ты уже не тот и река уж не та.."

Мудрый Сократ откроет первичное понятие совести, назвав его "внутренним голосом" каждого и умрет без тени сомнения за свои убеждения.

Гениальный Платон впервые в истории раскроет тайну государства и попробует его исследовать, построить модель идеального государства.

Мудрый Аристотель станет учителем Великого Александра Македонского, но его заслуга перед человечеством даже не в этом: современных людей поражает эрудиция этого ученого. Он автор 47 дошедших до нас работ по различным аспектам человеческого знания. Он писал об этике и метафизике, психологии и экономике, теологии и политике, риторике и эстетике, об образовании и поэзии Аристотель не без основания считается основателем логики - важной отрасли философского знания. Другими словами влияние Аристотеля на последующее развитие Европейской мысли поистине безгранично.

Древнегреческая литература...

Конечно, в первую очередь мы вспоминаем Гомера с его великими творениями - поэмами "Илиада" и "Одиссея".

Но ведь были еще и великий трагик Софокл (особенно известна его философская трагедия о легендарном царе Эдипе), Еврипид ("Медея" и "Федра"), Комедиограф Аристофан ("Лисистрата", "Мир", "Всадники").

Эзоп создал знаменитую греческую басню. И, что греха таить, - большинство его последователей, таких как Мольер, Крылов в той или иной форме очень часто повторяли его сюжеты.

Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ. Его труды стали основой для дальнейшего развития медицины. До сих пор врачи всего мира перед началом своей практической деятельности принимают клятву Гиппократа - этический кодекс врача.

Древнегреческая скульптура в подлиннике практически не дошла до нас в сохраненном виде. Ее для нас спасли римляне сделавшие с мраморных греческих скульптур бронзовые копии. Но разве от этого померк талант Мирона - "Дискобол" или Фидия - "Афина - воительница", Поликлета - "Раненая амазонка" и др.

Греческая архитектура, греческий театр, греческое изобразительное искусство - читатель тебе представляется удивительная возможность для самостоятельного исследования этих величайших ценностей, накопленных греческой культурой. Не упускай их - библиография в конце нашего пособия.

В начале нашей работы мы говорили о возникновении, функционировании и гибели космогенных цивилизаций. Как и почему могла погибнуть такая мощная цивилизация, как древнегреческая? На Ваш суд я выдвину одну версию, которая, безусловно, нуждается в подтверждении.

Греческая цивилизация до Александра Македонского четко соблюдала принцип, который был зафиксирован на вратах Дельфийского храма - "Главное - чувство меры. Мера есть суть всех вещей и поступков". Но после того, как в результате завоевательных походов Александра, в Грецию хлынул поток неконтролируемых и незаработанных богатств, рабов, в обществе сложилась иная мораль. Эта мораль основывалась на других принципах - силы "желтого тельца" - золота. Страна и народ деградировали и стали легкой добычей молодого хищника древности - Рима. Рим быстро справился с разрозненными силами греков и на века стал хозяином славной Эллады. Но, к чести греческой культуры, она не потеряла свою самобытность, и чуткие к чужим достоинствам римляне через несколько десятилетий после ближнего знакомства с этой культурой переняли ее и пронесли сквозь столетия. Всего лишь два факта: при завоевании Греции римляне разрушили самый красивый греческий город - Коринф. Но уже через 2 столетия они сами выстроили его еще более прекрасным и величественным. Многие римляне писали по латыни, а говорить любили по-гречески, считая язык греков более лаконичным и красивым.

Чем же принципиально отличались культура Древней Греции и Древнего Рима. Во-первых, временем - Римская культура начала развиваться позже греческой. Во-вторых, на Аппенинском полуострове латиняне (римляне) в начале не доминировали. В Северной Италии господствовали этруски - народ с самобытной, древней культурой. В борьбе с ними и др. племенами и общностями высовывался железный римский характер.

В-третьих, если для Древней Греции главными были их великие боги, то для Древнего Рима главным был сам Рим, с его историей и традициями, этикой граждан, которые его населяли. В отличие от большинства древних народов, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали о них мифов. В основе мировоззрения древних римлян лежало представление о том, что боги предначертали Риму власть над миром. Отсюда и его культ - как города городов ("Все дороги ведут в Рим"). Рим в своем становлении пережил три этапа: царский, республиканский и императорский. Каждый из них подарил миру свою неповторимую культуру, где тесно переплетался патриотизм и мужество его граждан, высочайший прагматизм (римляне не строили бесполезных с их точки зрения пирамид, зато в завоеванных странах они проводили акведуки, строили храмы, учили письменности и искусствам). Римская легенда гласит о том, что истоки их народа происходят от троянского героя Энея, которого боги специально уберегли от гибели для того, чтобы он выполнил свою миссию - дал начало новому народу - латинянам. Эней поселился в Италии, взял в жены Лавинию - дочь местного царя Латина и стал управлять царством.

Спустя несколько веков возник Рим. Легенда о двух братьях, вскормленных волчицей, известна нам с детства. По имени одного из них - Ромула и будет назван этот город. С самого начала его существования Рим был мощной крепостью, а римляне - суровыми и воинственными людьми. Свое право на существование им приходилось отстаивать в борьбе с другими, не менее сильными народами. О том, как римляне отстаивали свою независимость и как проявился их железный характер рассказывают многочисленные легенды. Туллу Гостилию - третьему царю Рима противостоял царь соседней Альбы - Лонги. Чтобы не проливать много крови, цари мудро решили устроить поединок трех лучших воинов с той и другой стороны. Победившие получали все, а побежденные должны были смириться и подчиниться сильнейшему. Для участия в поединке от Рима были избраны три брата-близнеца из рода Горациев. От альбинцев три брата-близнеца из рода Курциев. Они с детства знали друг друга, а сестра Горациев - Камилла была невестой одного из братьев Курциев. Силы сражавшихся были равны, но в последний момент один, оставшийся в живых Гораций сумел повергнуть своих противников и с триумфом возвратился в Рим. Рим был в восторге и чествовал героя и лишь одна Камилла, надев траур, оплакивала своего возлюбленного и проклинала убившего его, своего брата. Гораций очень любил сестру, но честь и слава города была ему дороже - он выхватил еще не просохший от крови меч и вонзил его в грудь Камиллы. Ничего не поделаешь - не патриотка.

Примечательна легенда о том, как Рим стал республиканским. Последним из легендарных римских царей был Тарквиний, прозванный Гордым. Захватив власть силой, он отличался надменностью и подозрительностью. Не уступали ему в этом и его сыновья. Чашу народного терпения переполнила нечестивая история связи старшего сына Тарквиния - Луция с добродетельной Лукрецией - знатной, прекрасной римлянкой. Выбрав время, когда ее мужа не было дома, он явился к ней под видом гостя и силой овладей Лукрецией. Насильник был уверен, что женщина не захочет огласки и его преступление останется скрытым. Но все произошло иначе: Лукреция рассказала мужу и отцу о содеянном - "тело мое осквернено, но душа невинна Я не признаю за собой греха, но не освобождаю себя от наказания. Пусть никто, утратив честь, не будет жить, ссылаясь на Лукрецию!" и вонзила кинжал себе в сердце. Тарквиний с семьей был изгнан из Рима, а в нем была провозглашена Республика. Вот такими были женщины в Древнем Риме. В том, какие доблестные и бесстрашные воины и патриоты были в Риме сложено много легенд, приведу лишь две.

Этрусский царь Порсена осадил Рим и начал его длительную осаду. Силы, защищавшие крепость, постепенно иссекали. Для того, чтобы спасти город знатный римский юноша Гай Муций решил ночью перебраться в стан врага и убить Порсену, решив тем самым войска военачальника. Под покровом темноты он переплыл Тибр, оказался в стане врага и стал ждать рассвета. Утром Гай Муций увидел человека, одетого в богатые одежды, который раздавал деньги воинам. Не зная Порсену в лицо, Гай Муций поразил его мечом, подумав что это и есть предводитель этруссков. Но он ошибся - это был всего лишь казначей. Муция схватили и привели к Порсене. Узнав всю правду, тот решил пытать Муция огнем. Но благородный юноша, не дожидаясь пыток сам подошел к разведенному костру и бесстрашно вложил в него правую руку. "Смотри как мало дорожат своим телом те, кто отстаивает идеалы свободны. Я погибну, но мне на смену придут другие. Потрясенный Порсена приказал отпустить Гая Муция и снять осаду Рима - "люди с таким мужеством непобедимы", - решил царь. Гай Муций, лишившийся правой руки, получил прозвище Сцеволла, что значит "левша". Это имя стало родовым и его с гордостью носили потомки Муция.

Рим процветал, но однажды на его центральной площади разверзлась огромная пропасть. Она увеличивалась с каждым днем, угрожая поглотить весь город. Прорицатели объявили, что если в пропасть будет брошено главное достояние Рима - он будет спасен. Все самое дорогое, что было у римлян, побросали они в пропасть - но она только росла и ширилась. Тогда отважный юноша по имени Курций, облачился в боевые доспехи, взял оружие, вскочил на коня и с возгласом "Главное достояние Рима - доблестные римляне" - бросился в пропасть. Края пропасти сомкнулись, поглотив доблестного Курция. Так Римская доблесть снова спасла Рим [14].

Пройдут годы и столетия... Римлянам не надо будет думать об обороне - напротив, они сами станут завоевывать многочисленные страны и народы. Под влиянием греков они создадут великолепные произведения архитектуры, литературы, поэзии, социокультуры. Всемирную известность получат такие деятели культуры как писатель Плавт - он создаст 130 комедий; поэты Лукреций и Катул; и историки Варрон, Тит Ливий, Тацит - философ, юрист; оратор - Цицерон, архитектор Витрувий; философ, поэт, политик Сенека, писатель Апулей, поэты Вергилий, Гораций, Овидий и многие, многие другие.

Часто, когда речь заходит о величии Римской империи, ее достижениях в культуре, искусстве, науках и ремеслах, возникает вполне закономерный вопрос: почему погибла такая мощная держава?

Используя метод, который нам предложил А.Тойнби (в 1 главе нашего пособия мы о нем говорили подробно), следует предположить, что Римская империя не смогла адекватно ответить на вызов, который сделало нетворческое меньшинство (в данном случае Римский плебс) управляющему (а не творческому!) меньшинству (в данном случае аристократии Рима во главе с императором).

Этот вызов заключался в том, что Рим сам воспитал такой слой общества, который не хотел ни работать, ни защищать завоевания предков (лозунг плебееев: "Хлеба и зрелищ!"). Римская верхушка, в свою очередь погрязла в роскоши и была полностью развращена богатством и праздностью, была неспособна к управлению такой империей. Все это породило внутренний, всеобщий кризис, который поразил все стороны жизни общества: экономику, культуру, армию, социальную политику.

К внутреннему кризису добавились и внешние факторы: великое переселение народов привело к вторжению на территорию империи больших масс варварских племен и народов. Будь Рим на другой стадии своего развития - он отбился бы от варваров, но в этот период отбиваться было просто некому.

Третьим, решающим фактором падения Рима, можно назвать христианство, которое пришло в Рим вначале как религия рабов, а затем стало там государственной религией. Христианство, по своей сути, было совсем другой нравственной основой для граждан Рима, оно отрицало их традиции победителей, учило смирению и непротивлению. Так, в совокупности эти и другие причины привели к падению великой державы и культуры, диктовавших свои законы всему тогдашнему миру на протяжении многих веков.

В кризисе, охватившем Древний Рим и приведший к его упадку, можно обнаружить начало новой эры, благодаря которой зародилась культура Средневековья. Но с гибелью Римской империи античная культура не исчезла, хотя и прекратилось ее развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, ее сокровища, несмотря на временное забвение, были оценены и востребованы потомками.