И направления использования

 

Проблема доходов и уровня жизни населения его различных социальных и профессионально-квалификационных групп - одна из важнейших составляющих социальной политики во все времена и при всех общественных формациях. На современном этапе развития экономики России, когда Конституция провозгласила ее социальным государством, нет, очевидно, проблемы более острой, чем формирование и поддержание на приемлемом уровне благосостояния членов общества, сохранение мотивации к высокоэффективному труду посредством формирования соответствующего уровня реальных трудовых доходов, поддержание и развитие трудовой основы уровня и образа жизни.

Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, формируемых за счет труда и других источников, направляемых для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей,

Денежные доходы семьи представляют собой сумму денежных поступлений в виде заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, предпринимательского дохода, дивидендов и других доходов от собственности, средств от продажи продукции личного подсобного хозяйства. С начала 90-х годов основная тенденция динамики личных доходов определяется снижением доли заработной платы и ростом предпринимательских доходов (табл. 9).

Таблица 9

Состав денежных доходов населения РФ*, %

 

 
Денежные доходы, всего, в т.ч.:
доходы от предпринимательской деятельности   3,7   16,4   15,4   12,6   11,9   12,0   11,7
оплата труда 76,4 62,8 62,8 64,6 65,8 63,9 64,9
социальные выплаты 14,7 13,1 13,8 15,2 15,2 14,1 12,9
доходы от собственности 2,5 6,5 6,8 5,7 5,2 7,8 8,3
другие доходы 2,7 1,2 1,2 1,9 1,9 2,2 2,2

___________

*Российский статистический ежегодник, 2005.

 

Совокупный доход, который в отечественной статистике является основным показателем материальной обеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Кроме денежной составляющей, совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий, - это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.д. В целом по России в структуре совокупного дохода населения поступления от личного подсобного хозяйства составляют около 13 %. Чем беднее регион, тем, как правило, выше доля доходов от личного подсобного хозяйства. Так, в г. Москве и Санкт-Петербурге такие доходы составляют около 1 %, а в Псковской области - свыше 36 %.

От структуры дохода существенно зависят:

- мотивы и, следовательно, результаты деятельности людей, что непосредственно связано с экономикой предприятия, региона и страны;

- взаимоотношения между людьми и их группами в производственных коллективах, регионах и стране в целом;

- качество жизни людей, характеризующее степень удовлетворения материальных, интеллектуальных и духовных потребностей.

Как денежные, так и совокупные доходы принято делить на общие - до уплаты налогов и обязательных платежей (брутто-доходы) - и располагаемые - после осуществления указанных платежей (нетто-доходы), т.е. располагаемые доходы - это сумма средств, которую семья может в максимальном размере потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников.

Рассматривая проблему структуры и формирования доходов, необходимо различать трудовые и нетрудовые доходы. До недавнего времени в условиях командно-директивных методов управления экономикой к трудовым доходам было принято относить доходы, полученные в результате трудовой деятельности на государственных и кооперативных предприятиях и в организациях. Все виды доходов, полученные вне официальных государственных каналов, характеризовались как нетрудовые. Между тем в проблеме разделения совокупного дохода на трудовой и нетрудовой, особенно в условиях многообразия форм собственности и форм хозяйствования, появляются весьма существенные новые моменты. Прежде всего, речь идет о таких видах доходов, как доходы от предпринимательской деятельности и доходы от собственности. Поступления в семейный бюджет от занятий индивидуальной трудовой деятельностью по производству продукции и оказанию услуг населению, безусловно, имеют трудовую основу, а следовательно, относятся к трудовым доходам. То же самое касается доходов, полученных от реализации товарной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве (на приусадебном или садово-огородном участке). Индивидуальная трудовая деятельность, являющаяся как основным, так и подсобным занятием граждан, - звено общественного разделения труда, этот труд - составная часть совокупного общественного труда.

Доходы, полученные в виде дивидендов на акции, процентов на облигации и другие ценные бумаги, т.е. от использования ранее заработанных средств не на текущее потребление, а на инвестиции в производство или в другие сферы экономики, имеют в своей основе трудозатраты прошлых периодов. Однако их целесообразно выделять в особую группу доходов - доходов на вложенный капитал - и считать в условиях рыночной экономики эти доходы правомерными и объективно ей присущими. В то же время их нельзя полностью отождествлять с трудовыми доходами.

К нетрудовым в подлинном смысле относятся лишь доходы от собственности, индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, которая ведется с отклонением (а также уклонением) от принятых в обществе правовых норм, норм морали и гражданского поведения. Такие доходы, по сути своей, криминальны. Это, к примеру, нажива за счет нарушения установленных законом норм (правил) хозяйствования, доходы перекупщиков, средства, полученные в виде взятки (оплаты «сверху»), доходы, полученные путем вымогательства за положительное решение тех или иных вопросов в хозяйственной, гражданской или иной сфере функционирования общественного механизма.

Одной из главных характеристик денежных доходов населения служит степень их соответствия прожиточному минимуму. В соответствии с международным правом минимальные размеры оплаты труда, а также пенсий по старости, стипендий, социальных пособий и других компенсационных выплат ориентируются на величину именно прожиточного минимума. В Декларации прав и свобод человека и гражданина (ст. 26, ч. 2) предусмотрено, что «пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума».

Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» предусмотрено осуществлять поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета, прожиточного минимума, а также реальных экономических возможностей.

В соответствии с Методическими рекомендациями по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации, утвержденным Минтруда России 10 ноября 1992 г., прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи. Величина прожиточного минимума, установленная в РФ и субъектах РФ за IV квартал 2004 г. представлена в таблице 10.

В силу того, что прожиточный минимум не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, ибо не учитывает полного (пусть даже минимального) набора товаров и услуг, необходимого для удовлетворения материальных и культурных потребностей, его следует рассматривать как временный инструмент социальной политики.

 

Таблица 10

Величина прожиточного минимума,

установленная в РФ и субъектах РФ за IV квартал 2004 г.*

 

  Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов
все население в том числе по социально демографическим группам средне- душевых денежных доходов среднемесячной начисленной заработной платы среднего размера назначенных месячных пенсий
трудоспособное население пенсионеры дети      
РФ 309,2 281,9 107,5
Кемеровская область 294,8 289,0 116,9
Москва 674,0 285,3 82,1
Кабардино-Балкарская Республика 218,8 201,4 122,6
Чукотский автономный округ 230,5 369,7 59,4

___________

*Российский статистический ежегодник, 2005.

 

Он предназначен для использования в течение ограниченного чрезвычайного периода преодоления кризисного состояния экономики и характеризует лишь минимально допустимые границы потребления наиболее важных для человека материальных благ и услуг.

Снижение среднедушевых потребительских расходов по мере увеличения семьи является существенным. В семье, состоящей из четырех взрослых членов, потребительские расходы, как правило, снижаются примерно на 10 %. Оценки показывают, что прожиточный минимум для пенсионера, проживающего в семье, также примерно на 10-15 % ниже, чем для одинокого пенсионера.

Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.

В таблице 11 показана структура бюджета прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в среднем по России.

Информационной базой для определения структуры бюджета прожиточного минимума являются материалы исследований семейных бюджетов по группам населения с различным уровнем среднедушевого дохода. Прожиточный минимум рекомендуется рассчитывать не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для трудоспособных граждан, детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, пенсионеров.

 

 

Таблица 11

Структура бюджета прожиточного минимума

 

  Статьи расходов     На душу населения   Социально-демографические группы
Трудо- способные Пенсионеры Дети
        0-6 лет 7-15 лет
Питание 68,3 61,3 82,9 74,5 73,4
Непродовольственные товары 19,1 21,4 10,0 18,9 19,8
Услуги 7,4 8,9 7,1 6,6 6,8
Налоги и другие платежи 5,2 8,1 - - -
Итого расходов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Такие расчеты позволяют дифференцировано подходить к оценке стоимости воспроизводства, а, следовательно, определению минимально необходимых уровней дохода практически для любых по составу типов семей: супружеской пары с детьми и без детей, одиноких работников, неполных семей, пенсионеров.

Более научно обоснованным представляется исчисление минимального потребительского бюджета (МПБ), который обеспечивает нормальное воспроизводство и развитие рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Минимальный потребительский бюджет учитывает затраты на более качественное питание, большие объемы потребления непродовольственных товаров и услуг, включая платные. МПБ отражает низшую границу цены рабочей силы, позволяющую поддерживать здоровье и работоспособность человека на нормальном уровне, соответствующем требованиям физиологии.

Исходя из понимания стоимости жизни как стоимости затрат на воспроизводство рабочей силы, совокупности расходов, которые несет работник (семья, группа населения) на приобретение товаров и услуг, необходимых для восстановления работоспособности и поддержания жизнедеятельности, она может определяться на основе не только прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, но и рационального потребительского бюджета.

Применение того или иного подхода зависит от состояния экономики и задач по повышению уровня жизни населения на том или ином этапе ее развития. На разных этапах новейшей истории России научными организациями разрабатывались потребительские бюджеты нескольких видов. Начиная со второй половины 50-х гг. XX в. в НИИ труда, научно-исследовательских учреждениях Госпланов СССР и России для определения уровня минимальной заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат рассчитывались минимальные потребительские бюджеты, а для обоснования мер по повышению уровня жизни населения - рациональные. В перспективе, после выхода экономики России из кризиса, в период ее устойчивого подъема разработку последних необходимо возобновить.

В рациональном потребительском бюджете предусмотрено полное удовлетворение потребностей человека в материальных благах и услугах. Он предполагает обеспечение рационального потребления граждан на основе научно обоснованных норм. При разработке рационального бюджета (бюджета достатка) используется бюджетная статистика по потреблению, ценам и тарифам применительно к высокооплачиваемым семьям.

Переходить к оценке стоимости жизни на основе высоких норм и фактических размеров потребления необходимо постепенно, ориентируясь на рациональный потребительский бюджет, среднюю заработную плату и средние размеры пенсий и пособий, а в более отдаленной перспективе - на минимальные их уровни.

Следует иметь в виду, что для достаточно глубокой разработки стоимости потребления по рациональным нормам имеются необходимая научная и статистическая база. Исследователями, работающими в области уровня жизни, сделаны наработки в части круга потребностей и рациональных наборов товаров и услуг, а органами статистики ведутся необходимые работы по учету цен на достаточно широкий круг товаров потребления.

Госкомстат России систематически учитывает средние цены (тарифы) на непродовольственные товары 145 наименований, 75 наименований (групп) продовольственных товаров, 70 видов различного рода услуг. Учет ведется по 195 населенным пунктам, расположенным практически во всех регионах, включая краевые и областные центры, а также столицы автономных республик (областей), входящих в состав Российской Федерации.

Качественные изменения в условиях жизни населения России, происходящие вначале экономических реформ, привели к тому, что достаточно широкое распространение получала бедность. Достигая определенного качественного порога, бедность становится серьезной разрушительной силой. Это определяет преодоление бедности как неотъемлемую функцию государства. Бедность части населения, между тем, является постоянным фактором функционирования любого современного общества, но она не может и не должна быть хронической для конкретной семьи. Поэтому задача социальной защиты населения - сокращение масштаба бедности в обществе и создание условий для ее преодоления в отдельной семье.

В мировой практике используются две основные концепции в подходе к определению уровня бедности: 1) концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и 2) концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным.

При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход не превышает 50 % (или 40 %, или 60 %) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде. Каждая страна вырабатывает свою систему, исходя из конкретных экономических и социальных условий.

В проекте Закона РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено использование величины прожиточного минимума в целом по России в качестве нормы прямого действия при определении минимальных размеров оплаты труда, трудовых пенсий, стипендий студентам вузов. Указанные минимальные размеры предлагается рассматривать как базовые социальные нормативы, которые не могут быть ниже величины прожиточного минимума соответствующих групп населения. Прожиточный минимум, рассчитанный в среднем на душу населения, предполагается принять за законодательно устанавливаемую границу бедности. В проекте закона предусмотрена статья, определяющая источники финансирования мероприятий, связанных с установлением и обеспечением минимума, включая средства республиканского и территориальных бюджетов, а также различных внебюджетных фондов.