Понятие нравственной культуры. Служебный этикет как ее проявление.

Термин «нравственная культура» образовался из двух понятий «нравственность» и «культура». Что такое нравственность было уже рассмотрено выше. Остановимся на понятии «культура».

Слово «культура» происходит от латинского «cultura”, что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности.

Культура – это духовный потенциал личности в действии. Культуру личности можно представить как единство внутренней и внешней культуры. Под внутренней культурой понимается духовное богатство личности, ее знания и чувства, убеждения и взгляды, ее мировоззрение и жизненные идеалы, принципы, целенаправленность и т.п.; под внешней – степень и форма их реализации в повседневной деятельности, внешний облик, культура общения, определенные умения, навыки, и приемы деятельности и поведения.

Культура представляет собой проявление сущности человека во всех сферах жизни: материальном производстве, социально-политической, духовной и других областях. Культура человека в определенном смысле выступает как своеобразное единство культур: политической, правовой, нравственной, эстетической, профессиональной.

Неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является культура нравственная.

Нравственная культура личности – это характеристика ее целостного нравственного развития, а также совокупность нравственных качеств (черт), присущих определенному обществу, классу, профессии.

Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы.

Нравственная культура личности реализуется в ее отношении к другим людям, в повседневном общении с ними, базируясь на таких нравственных ценностях, как добро, долг, честь, совесть, справедливость и т.д.

Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот. В переходные периоды нравственная культура (нравственное здоровье) общества и отдельных людей, как правило, резко снижается.

Нравственная культура занимает одно из центральный мест в общей культуре юриста, является показателем его нравственной зрелости, уровня развития нравственного сознания и поведения, в которых реализуются нравственные требования общества.

Остановимся более подробно на структуре и содержании нравственной культуры личности: культуре нравственного сознания, культуре нравственных отношений и культуре общения.

 

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Культура нравственного сознания Культура нравственных отношений Культура общения

 

В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувственный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиций добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними.

Содержанием теоретического или рационального уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности.

Второй уровень нравственного сознания - психологический, или чувственный, иногда называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта.

Нравственные чувства непосредственно отражают те или иные стороны реальной действительности и порой оказывают существенное влияние на дела и поступки человека. Культура нравственных чувств говорит о глубине нравственной воспитанности человека, его нравственной культуре.

 

УРОВНИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
теоретический (рациональный) психологический (чувственный) (или уровень обыденного морального сознания)
- этические знания, взгляды и идеалы, - принципы и нормы, - нравственные потребности - моральные чувства (эмоции, симпатии и антипатии), - представления о нравственном и безнравственном, моральных правилах, нравах, обычаях, выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта.
формируется общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив) и усилиями самой личности   это первоэлементы морального сознания, формируются стихийно в процессе повседневной жизни, являются основой нравственной позиции личности.

 

Данные уровни нравственного сознания тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга.

Моральные знания и чувства, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества (честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, смелость, мужество, выдержка, бдительность, дисциплинированность, самообладание, готовность к самопожертвованию и противоположные им – лживость, нескромность, амбициозность и др.).

Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения есть особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Нравственные отношения – это своеобразная связь между моральным сознанием и нравственным поведением.

Нормы служебного этикета той или иной профессии предписывают образцы поведения в определенных ситуациях взаимоотношений.

Так, профессиональное общение юристов может происходить в следующих основных формах повседневного служебного общения:

 

1. Беседы, встречи, переговоры, суды.

2. Прием посетителей.

3. Совещания, собрания, заседания.

4. Посещение организаций, учреждений.

5. Общение в служебном коллективе (субординированные формы общения; общение между коллегами).

6. Телефон, факс.

7. Деловая переписка.

В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых

6. Телефон, факс.

7. Деловая переписка.

В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых следует тщательно придерживаться.

return false">ссылка скрыта

Чем выше нравственная культура юриста, чем совершеннее навыки служебного этикета, тем эффективней его профессиональная деятельность.