Современные теории мотивации 10 страница
Переход к технологиям постиндустриального общества — в том числе в сфере сервиса — чрезвычайно выгоден для России. Дело в том, что ни низкая плотность населения, ни высокие транспортные расходы, ни потребность в натуральном потреблении не создают практически никаких дополнительных трудностей для движения ин-
формации в компьютерных сетях. При транспортировке высокотехнологичной продукции (электроника, компьютеры) доля транспортных расходов составляет незначительную часть цены товара. Для традиционных продуктов более старых, индустриальных технологий (угля, стали, цемента, зерна) транспортировка, наоборот, связана с большими расходами и организационными трудностями. Аналогичная ситуация складывается в сфере сервиса. Гарантийное обслуживание промышленной или бытовой техники (индустриальные технологии) в России всегда будет затруднено из-за больших расстояний. Движение же информации (постиндустриальные технологии) и информационный сервис, дистантное образование, дистанционное медицинское консультирование с помощью новейшего электронного оборудования никак не зависят от расстояний или качества дорог. Они одинаково успешно реализуются на расстоянии и в десять, и в десять тысяч километров.
В результате мы приходим к несколько неожиданному, но достоверному выводу: природно-географические особенности России делают особенно выгодным широкое внедрение технологий постиндустриального общества, в том числе в сфере сервиса. Переход к широкому использованию постиндустриальных технологий в производстве и товаров, и услуг позволяет нашей стране эффективно компенсировать негативные факторы природной среды. Для нас этот переход еще более важен и полезен, чем для развитых стран Западной Европы. Он мог бы создать лучшие условия для быстрого развития творческих способностей миллионов людей и для удовлетворения всего комплекса их потребностей. Можно, наконец, сказать, что вступление в постиндустриальную эпоху важнейшая потребность современного российского общества.
Литература к главе 5
1. Блэкуэлл Д., Миниард П., Эиджел Дж. Поведение потребителей.
9-е изд. СПб.: Питер, 2002.
2. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Асас1е1ша, 1999.
3. Гужва Е. Г. Макроэкономика. Теории потребления: Учеб. пособие
для студентов специальности «Менеджмент» всех форм обучения.
СПб.: СПб ГАСУ, 1995.
4. Гужва Е. Г. Потребление в России и СССР: проблемы теории
и практики. СПб.: СПб ГАСУ, 2000.
5. Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУВШЭ, 2000.
6. Михайлов Н. Н. Социализм и разумные потребности личности. М.:
Политиздат, 1982.
7. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. М.: Высшая школа, 1987.
8. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. пособие. М.: МГУС, 2004.
9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Т. 2. Экономика
предприятий сферы услуг / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко. М.:
Кандид, 2001.
Вопросы для повторения
1. Какие существуют типы потребления?
2. Что такое благо?
3. Какими путями можно создать спрос на основе потребностей?
4. В чем особенности потребления доиндустриального общества?
5. Каковы особенности потребления в индустриальном обществе?
6. Каковы особенности развития потребностей в «обществе массового потребления»?
7. Каковы особенности потребления в постиндустриальном обществе?
8. Как исторически развивалось потребление в России и в СССР?
9. В чем особенности потребления в современной России и как они
сказываются на развитии сервиса?
10. Как влияют на потребление и развитие сервисной деятельности
природно-климатические условия России?
11. Каковы основные стратегии потребительского поведения в условиях российских реформ 80-90-х гг. XX в.?
12. Как влияют на потребление и сервисную деятельность религиозные традиции России?
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МЕТОДЫ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6. 1. Классификация потребностей
Социологический и психологический подходы к концепции потребностей являются дальнейшей конкретизацией философского подхода. Они позволяют экспериментальными и статистическими методами исследовать изменения потребностей у отдельных людей, групп и социальных общностей. В социологии и психологии существует научная традиция изучения потребностей, хотя в целом эта тема разработана пока не очень подробно. Наиболее известными и удачными обычно признаются концепции потребностей, созданные американским психологом Абрахамом Маслоу, польским психологом Казимежем Обуховским и российским театральным режиссером и психологом П. М. Ершовым. В данной главе мы будем опираться в первую очередь на их работы.
Сначала подведем некоторый итог предыдущему изложению и кратко перечислим существующие в настоящее время классификации потребностей.
Единой общепризнанной классификации потребностей не существует. Психологи даже были вынуждены отказаться от составления их полного списка, так как человеческие потребности очень многочисленны, они постоянно изменяются, возникают и исчезают. Тем не менее, существует несколько классификаций, позволяющих упорядочить и обобщить наши знания о потребностях, услугах и перспективах развития сервисной деятельности.
Психологи обычно делят потребности на первичные, или насущные, без удовлетворения которых человек вообще не может существовать, и вторичные, ненасущные, удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человеческого организма. С точки зрения философского, мировоззренческого подхода потребности могут быть разделены прежде всего на материальные и духовные. Материальные потребности делятся в свою очередь на относительно простые — биологические и более сложные — социальные. К биологическим относятся насущные потребности и некоторые ненасущные, связанные с функционированием человека как живого организма. Социальные потребности — это прежде всего потребность в труде и материальном общении (т. е. в обмене различными видами деятельности и материальными благами). Все духовные потребности являются социальными. Они существуют на трех уровнях: на уровне обыденного сознания, теоретического сознания и художественного сознания. К духовным относятся нравственные, правовые, эстетические и религиозные потребности, потребности в познании, образовании, воспитании и смысле жизни. Можно выделить также обобщенные потребности в научном и художественном творчестве, потребность в духовном развитии человека. Целостная, обобщенная (и материальная, и духовная) потребность общества на всех этапах его развития — это потребность в сохранении и развитии социальной жизни. Эта потребность существует как у отдельного индивида, так и у общества в целом. С точки зрения субъекта (носителя) потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и общественные. Существуют потребности творческие и рутинные. В социологии используется разделение потребностей по сферам деятельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуативные). Все эти потребности выделяются по разным основаниям и их сложно свести в единую, логически взаимосвязанную систему.
Самая известная попытка систематизировать потребности — это иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые (т. е. основные, наиболее общие и фундаментальные) потребности он расположил в виде пятиступенчатой пирамиды, начиная с насущных, без которых человеческий организм не может физически существовать, и кончая наиболее сложными — социальными. Вот эта знаменитая классификация:
1. Физиологические потребности.
2. Потребности в безопасности.
3. Потребности в любви и принадлежности.
4. Потребности в уважении.
5. Потребность в самоактуализации.
Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся для человека актуальными только после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени. Так, после удовлетворения насущных физиологических потребностей (еда, одежда, жилище) человек обращает внимание на потребность в безопасности, затем — ощущает потребность в любви, после ее удовлетворения становятся важными и актуальными потребности в уважении и, наконец, в самоактуализации. Однако Маслоу подчеркивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные потребности отходят для него на второй план. Так, инженер, ученый или художник, увлекшись разработкой интересного проекта (т. е. занимаясь творческой самоактуализацией), может не обращать внимания на уважение окружающих, любовь, безопасность и даже на физиологические потребности — например, питаться урывками и чем придется. В то же время это игнорирование низших потребностей возможно только в некоторых ограниченных пределах: никакой полет творческой фантазии не освободит человека от необходимости есть, пить, дышать и т. п. Во взаимодействии потребностей разного уровня проявляются общие закономерности соотношения низшего и высшего, раскрытые в философских концепциях Гегеля, Маркса и некоторых ученых XX в. Высшее возникает на основе низшего и может оказывать на низшее обратное направляющее воздействие. Но высшее не становится абсолютно самостоятельным, так как существует только в рамках и пределах, которые установлены законами низшего. В применении к потребностям это выражается в том, что человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности хотя бы на минимальном уровне, без этого человек не может существовать и заниматься деятельностью высшего, более слож} ого порядка.
В своей концепции Маслоу не только рассматривает психологические черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней политических взглядов и культурных традиций (роль экономического базиса Маслоу, в отличие от К. Маркса, специально не рассматривает). «Существуют определенные условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе, являются примерами предварительных условий для удовлетворения базовых потребностей... Угроза этим свободам вызывает реакцию чрезвычайного характера, как если бы существовала непосредственная угроза самим базовым потребностям. Человек склонен защищать эти условия, поскольку без них удовлетворение базовых потребностей делается невозможным или, по крайней мере, находится под серьезной угрозой. <...> Секретность, цензура, обман и блокирование коммуникации угрожает всем базовым потребностям». Следует, конечно, отметить, что все перечисленные Маслоу ценности и условия понимались в истории по-разному, а в своем развитом виде сложились только в современной западной цивилизации.
Вопреки распространенному мнению пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из условий удовлетворения всех базовых потребностей — способность к познанию и потребность в познании. За пределами основной иерархии Маслоу выделяет еще одну, параллельно существующую иерархию потребностей — потребностей в познании, включающую в себя «желание знать» и «желание понимать». «Даже после того, как мы что-либо узнаем, мы стремимся узнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой — стремимся расширить наши знания в области мировой философии, теологии и т. д. Этот процесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит, нам следует постулировать желание постигать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать связи и значения, создавать систему ценностей»2. Потребности в познании и осмыслении мира, а также эстетические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а проявляются на каждой ее ступени.
Классификация потребностей А. Маслоу используется в менеджменте и маркетинге для изучения поведения потребителей. Так, авторы известной работы «Поведение потребителей» модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая ее к рынку товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:
* физиологические потребности;
* потребности в безопасности и здоровье;
* потребности в любви и дружбе;
* потребность в финансовых ресурсах и стабильности;
* потребность в удовольствии;
* потребность в социальном имидже;
* потребность в обладании;
* потребность отдавать;
* потребность в информации;
* потребность в разнообразии.
Теория потребностей Мак-Клелланда
Данная теория основной упор делает на потребности высших уровней, согласно с чем выделяются три типа потребности власть, успех и причастность
Потребность власти – желание воздействовать на других людей Это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном понимании, а скорее потребность к проявлению своего влияния
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения
Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, так как работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т.п.
6. 2. Физиологические потребности
Первый, наиболее фундаментальный пласт базовых потребностей человека — это физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни. По своему происхождению они носят биологический характер, хотя и удовлетворяются всегда какими-либо социально обусловленными способами, сложившимися в той или иной культуре. Физиологические потребности называют также первичными, насущными и витальными (от латинского vitа — жизнь; таким образом подчеркивается, что без их удовлетворения жизнь невозможна).
«Без сомнения, физиологические потребности доминируют над всеми прочими, — пишет о них А. Маслоу. — Более конкретно это означает, что основной мотивацией человека, которому в чрезвычайной степени недостает самого важного в жизни, в первую очередь будут являться физиологические потребности, чем любые другие. Человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального». И далее: «Для человека, который до крайности, представляющей угрозу, нуждается в пище, нет других интересов, кроме еды. Он мечтает о еде, думает о еде, все его переживания связаны только с едой, он вспоминает только еду и желает только еду». Кроме потребностей в еде в группу насущных потребностей обычно включают потребности в одежде и жилище. Некоторые физиологические потребности не являются насущными, так как человек может существовать, не удовлетворяя их, — как уже отмечалось, к их числу можно отнести потребность в сексуальных отношениях.
Однако определение насущных физиологических потребностей как потребностей в еде, одежде и жилище, часто приводимое психологами, является только предварительным и требует уточнений. Более полное перечисление этих потребностей приводит К. Обуховский: они включают потребности в определенных химических веществах, температуре, кислороде для дыхания, в сне, пище, сенсорных раздражителях и обработке информации. На примере насущных потребностей хорошо заметна общая закономерность: внимание людей привлекают лишь те потребности, которые не удовлетворены или требуют постоянных усилий для своего удовлетворения. Потребностей, которые легко удовлетворяются сами собой, обычно не замечают или вообще не считают их за потребности. Так, человек имеет потребность в силе тяжести, но она автоматически удовлетворяется действием гравитационного поля Земли и не кажется нам потребностью. Только освоение космоса заставило занимающихся этим специалистов осознать важность земного притяжения для организма. Космонавты испытывают из-за его отсутствия сильный дискомфорт, вынуждены заниматься специальными физическими упражнениями, вернувшись на Землю, испытывают трудности с передвижением. Аналогичным образом действует механизм осознания других потребностей. Так, потребность в чистом воздухе стала хорошо заметна только в индустриальном обществе из-за огромного увеличения выброса вредных веществ в атмосферу. (В крупных городах Японии полицейские иногда были вынуждены даже дежурить на улицах в кислородных масках). Сейчас эта потребность заметно влияет на медицинский, туристический и рекреационный сервис, а также сервис оборудования для кондиционирования воздуха.
Потребность в пище тоже осознается и удовлетворяется по-разному. Для многих африканцев она может быть удовлетворена только на минимальном уровне и превращается в вопрос жизни и смерти, а представители среднего класса в благополучных западных странах в настоящее время ее почти не замечают. В самом деле, кризисов со снабжением продовольствием там не было много десятилетий, а уровень материальной обеспеченности позволяет людям без труда приобретать все необходимые продукты. Закономерное снижение внимания к потребности вследствие ее длительного и полного удовлетворения — важная особенность человеческой психики, которую необходимо иметь в виду при организации сервиса.
Тем не менее, в современном мире достаточно часто возникает депривация — т. е. недостаточное удовлетворение физиологических потребностей. Депривация потребностей ведет к фрустрации — сложному психическому состоянию гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. Длительная фрустрация насущных потребностей вызывает глубинные изменения в мировоззрении, а затем и в психическом здоровье отдельных людей и целых слоев общества. Поэтому, например, люди, длительное время испытывавшие голод, считают, что главная черта гуманного, справедливого общества будущего — изобилие еды. Это представление было широко распространено, например, в России в эпоху революций 1917г. Многие люди были уверены, что при гарантированном наличии пищи они до конца жизни будут счастливы и больше ничего нового не пожелают.
Изменение человеческой личности под воздействием длительного голода затрагивает субъективную, эмоциональную составляющую и поэтому изучается не только объективными научными методами, но и средствами искусства (художественного познания). Наиболее подробное описание воздействия голода на личность дали, например, классик норвежской литературы Кнут Гамсун в романе «Голод», А. П. Платонов в романе «Чевенгур», Джек Лондон в рассказе «Любовь к жизни». Глубоко осмыслили феномен голода во время блокады Ленинграда (1941-1944) писатели Даниил Гранин и Олесь Адамович в «Блокадной книге».
Научное описание изменений личности в результате длительного голода дал в 1948 г. русский врач Л. А. Богданович на материале наблюдений времен Второй мировой войны. На различных стадиях голодания он обнаружил специфические болезненные изменения психики.1 В результате очень длительного голодания изменения психики, вызванные дефицитом пищи, по-видимому, закрепляются, и происходят стойкие изменения личности. Они проявляются, например, в создании ненужных запасов еды. Многие ленинградцы, пережившие блокаду, утверждали, что не могут выбрасывать остатки пищи. Опыт длительного голодания перестраивает, конечно, не только отношение к еде, но и все поведение личности, манеру общения, систему ценностей и т. д.
См.: Обуховский К. Галактика потребностей. Указ. изд. С. 97-98.
Наблюдения психологов показывают, что решающее значение имеет не только голод, но и отношение человека к нему, умение сохранять самообладание. «Среди людей, обреченных на длительный голод волею судьбы или по воле других людей, дольше живут те, кто не поддается панике, сохраняет спокойствие и положительное отношение к обществу».
Глубокие изменения в человеческом поведении возникают при депривации не только потребности в пище, но и других физиологических потребностей. Так, наш мозг нуждается в поддержании необходимого минимума информации, поступающей из внешнего мира, что обнаруживается при попадании человека в необычную окружающую среду. Недостаток информации, воспринимаемой через органы чувств, или ее однообразие вызывают не только дискомфорт, но и глубокие физиологические нарушения в организме. Так, известен случай, когда японская фирма построила офисное здание с идеальной звукоизоляцией — в него вообще не проникали никакие внешние шумы. Однако полная тишина оказалась для служащих настолько тяжелой, что они не смогли работать в этом здании. Проводились также эксперименты по максимальному ограничению внешних раздражителей, воздействующих на органы чувств. В звукоизолированном помещении испытуемых погружали в ванну с температурой воды, равной температуре тела, надевали им светонепроницаемые очки и таким образом практически полностью перекрывали каналы, по которым в мозг идет зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная информация. Оказалось, что человек в таких условиях теряет контроль над своими мыслями, ориентировку в строении собственного тела, у него начинаются кошмары и галлюцинации. В конце концов эксперимент прерывали из-за возникновения у испытуемых чувства панического страха. Даже частичное исключение притока свежих впечатлений приводит к значительным изменениям восприятия. Так, известный спелеолог Сиффр два месяца провел один в пещере в условиях дефицита зрительной информации и после этого целый месяц не мог различать синий и зеленый цвета. Участники антарктических экспедиций, тоже работающие в условиях однородной в зрительном отношении среды, начинали неправильно оценивать размеры предметов, скорости их движения и расстояния до них. Существует предположение, что возникновение галлюцинаций у людей, находящихся в пустыне, — это защитная реакция психики на крайнее однообразие окружающей среды. С помощью извлеченных из памяти представлений организм пытается компенсировать опасную для него недостаточность потока внешней информации.
Помимо потребности в оптимальном потоке информации к физиологическим потребностям относится также потребность в движении, физической активности. Основные направления ее удовлетворения — это физкультура, спорт и "туризм.
Подводя итог, следует отметить, что все виды сервисной деятельности неизбежно должны принимать во внимание физиологические, в том числе насущные потребности человеческого организма. Конечно, серьезные проблемы с удовлетворением потребностей в продовольствии или проблемы, вызванные сенсорной депривацией, возникают не так часто (например, в экстремальном туризме или при стихийных бедствиях). Однако тонкое и грамотное удовлетворение физиологических потребностей, создание комфортных условий для клиента (в том числе в контактной зоне) всегда является мощным фактором повышения эффективности и конкурентоспособности сервисной деятельности.
6. 3. Потребность в безопасности
После удовлетворения основных физиологических потребностей наиболее актуальной для индивида становится потребность в безопасности. Более детально ее можно определить как потребность в защищенности, стабильности, отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребность сохранения физического и психического здоровья; потребность в структурированности и упорядоченности окружающего мира; в законе и регуляции социального поведения; в помощи и покровительстве и т. д. Стремление к безопасности может превратиться в первостепенную потребность человека и всецело определять его поведение.
Безопасность можно разделить на два вида: простую физическую безопасность и более сложную — духовную и социальную безопасность. Уже на уровне физической безопасности обнаруживается, что эта потребность по-разному воспринимается людьми и влияет на их поведение. Сервисная деятельность всегда сталкивается с потребностью в безопасности: это личная безопасность клиента (например, в туризме), безопасность функционирования технических средств и приспособлений, безопасность окружающей среды, имущества, денежных средств, информационная безопасность. Фирма, дающая надежные гарантии безопасности, берет на себя решение важных для клиента проблем и может приобрести большие преимущества в развитии своей деятельности.
Потребность в безопасности может удовлетворяться не только такими простыми и очевидными способами, как физическая охрана людей, имущества или защита информации. Социальный аспект безопасности включает в себя стремление иметь надежное место работы, счет в банке, различные страховки, социальные гарантии (здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение). В обществе существует потребность не только в личной, но и в общественной безопасности — это государственная, финансовая, продовольственная безопасность страны. Недостаточное обеспечение государством этих направлений личной и общественной безопасности (что имеет место сейчас в России) закономерно повышает спрос на соответствующие сервисные услуги негосударственных организаций.
Наконец, в самом обобщенном виде стремление человека к безопасности выражается в предпочтении старых вещей новым и знакомого неизвестному. Поэтому с потребностью в безопасности связано даже стремление к формированию религиозного или философского мировоззрения. Религия или философия организуют знания о природе и обществе в логически связанное содержательное целое, взаимосвязанную систему. Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следовательно, менее опасным. В этом смысле удовлетворение потребности в познании приводит и к удовлетворению потребности в безопасности.
Стремление к сохранению мира постоянным и неизменным характерно для разных периодов истории общества. В своем крайнем, болезненном виде оно наблюдается в поведении больных некоторыми видами невроза. Страдающие ими люди всеми силами стремятся упорядочить и стабилизировать условия своей жизни так, чтобы ни в коем случае не могло возникнуть никаких неуправляемых и неожиданных явлений. Если же какое-то неожиданное событие происходит, такие больные считают его страшной угрозой своей безопасности и впадают в панику.
Представление об опасности всего нового и необычного широко распространено у народов и племен, находящихся на уровне первобытно-общинного строя. Так, известный этнограф Лев Николаевич Гумилев отмечал, что туземные племена очень плохо относятся к попыткам европейских миссионеров «усовершенствовать» примитивный уклад их жизни. К таким деятелям относятся враждебно, иногда
их просто убивают: Главная ценность для племени — сохранить устоявшийся уклад жизни, только это обеспечивает аборигенам безопасность и уверенность в будущем.
Неприязненное отношение к изменениям как к чему-то опасному широко распространено и в современном обществе. Так, социологи утверждают, что основным гарантом социальной стабильности является средний класс, составляющий большинство населения развитых стран. Основная политическая черта среднего класса — стремление к поддержанию стабильного, неизменного состояния всей общественной системы. Любые изменения представители этой группы населения считают потенциальной угрозой своей безопасности. Политтехнологии в странах Запада считают, что такие представления характерны для женщин-избирателей. Политики, желающие получить их голоса на выборах, часто делают ставку на неизменность старого направления деятельности государства, что вызывает симпатию у людей, озабоченных своей безопасностью.
Таким образом, одним из направлений развития сферы услуг является удовлетворение потребностей в безопасности. Во-первых, это составная часть всякой сервисной деятельности. Во-вторых, некоторые ее секторы прямо рассматривают поддержание безопасности как свою основную задачу (охрана личности и имущества, защита информации). В-третьих, потребность в безопасности косвенным путем удовлетворяют наука и образование, воспитание, деятельность религиозных организаций, средств массовой информации, медицинские, банковские, страховые и юридические услуги.
6. 4. Потребность в любви и принадлежности к социальной группе
Психологи разделяют потребность в любви и потребность в сексуальных отношениях, хотя эти две потребности глубоко взаимосвязаны. Так, К. Обуховский рассматривает потребность в сексе как явление биологическое (или физиологическое) — это компонент инстинкта сохранения вида, такая особенность человека, которая приводит к тому, что после достижения необходимой гормональной зрелости он способен получить специфические переживания и удовольствия. Любовь же рассматривается как сложное социальное явление, имеющее, естественно, свои биологические основы и механизмы. Один из крупнейших психологов и философов XX в. Эрих Фромм подчеркивает, что любовь является мощным способом преодоления одиночества индивида, установления его связи с миром других людей. «Словом, в человеке заложена глубочайшая потребность выбраться из тюрьмы своего одиночества». «Сексуальные контакты — явление естественное и нормальное, — продолжает Э. Фромм. — Но когда они используются только для преодоления своей отчужденности, они мало чем отличаются от алкоголизма и наркомании. Сексуальное удовлетворение становится отчаянной попыткой избежать тревоги и страха одиночества. Но результат оказывается плачевным, поскольку сексуальный акт без любви не может стать мостом над пропастью, разделяющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг». Э. Фромм обращает внимание на исторические изменения представлений о любви: во все века они выражали уровень развития человеческой личности, состояние обомм обращает внимание на исторические изменения представлений о любви: во все века они выражали уровень развития человеческой личности, состояние общества и те мировоззренческие концепции, которые в нем господствовали. Так, всем известно, что в Средние века эротическая любовь, ставящая во главу угла сексуальные отношения, рассматривалась как нечто греховное, а наиболее ценной и возвышенной объявлялась любовь к Богу. В обществе массового потребления (см.: гл. 5), основанном на производстве и потреблении большой массы товаров и услуг, пропагандировался идеал неких неиндивидуализированных, стандартных, связанных с потреблением одного и того же набора благ любовных отношений. Фромм сетовал по этому поводу: «Насаждается идеал неиндивидуализированной любви, поскольку современное общество нуждается в максимально схожих человеческих существах, повинующихся одним и тем же приказам, при этом полагая, что они действуют сообразно своим желаниям. Точно так же, как современная массовая технология нуждается в стандартизации изделий, социальному прогрессу требуется предельная нивелировка людей». В своей знаменитой работе «Искусство любить» (другой перевод: «Искусство любви») Фромм анализирует различные формы проявления любви и делит ее на несколько типов: