Современные теории мотивации 10 страница

Переход к технологиям постиндустриального общества — в том числе в сфере сервиса — чрезвычайно выгоден для России. Дело в том, что ни низкая плотность населения, ни высокие транспортные расходы, ни потребность в натуральном потреблении не создают практически никаких дополнительных трудностей для движения ин-

формации в компьютерных сетях. При транспортировке высокотех­нологичной продукции (электроника, компьютеры) доля транспорт­ных расходов составляет незначительную часть цены товара. Для традиционных продуктов более старых, индустриальных технологий (угля, стали, цемента, зерна) транспортировка, наоборот, связана с большими расходами и организационными трудностями. Аналогич­ная ситуация складывается в сфере сервиса. Гарантийное обслужи­вание промышленной или бытовой техники (индустриальные техно­логии) в России всегда будет затруднено из-за больших расстояний. Движение же информации (постиндустриальные технологии) и ин­формационный сервис, дистантное образование, дистанционное ме­дицинское консультирование с помощью новейшего электронного обо­рудования никак не зависят от расстояний или качества дорог. Они одинаково успешно реализуются на расстоянии и в десять, и в десять тысяч километров.

В результате мы приходим к несколько неожиданному, но досто­верному выводу: природно-географические особенности России де­лают особенно выгодным широкое внедрение технологий постин­дустриального общества, в том числе в сфере сервиса. Переход к широкому использованию постиндустриальных технологий в произ­водстве и товаров, и услуг позволяет нашей стране эффективно ком­пенсировать негативные факторы природной среды. Для нас этот пе­реход еще более важен и полезен, чем для развитых стран Западной Европы. Он мог бы создать лучшие условия для быстрого развития творческих способностей миллионов людей и для удовлетворения всего комплекса их потребностей. Можно, наконец, сказать, что вступление в постиндустриальную эпоху важнейшая потребность современного российского общества.

Литература к главе 5

1. Блэкуэлл Д., Миниард П., Эиджел Дж. Поведение потребителей.
9-е изд. СПб.: Питер, 2002.

2. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социаль­ного прогнозирования. М.: Асас1е1ша, 1999.

3. Гужва Е. Г. Макроэкономика. Теории потребления: Учеб. пособие
для студентов специальности «Менеджмент» всех форм обучения.
СПб.: СПб ГАСУ, 1995.

4. Гужва Е. Г. Потребление в России и СССР: проблемы теории
и практики. СПб.: СПб ГАСУ, 2000.

5. Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль­тура. М.: ГУВШЭ, 2000.

6. Михайлов Н. Н. Социализм и разумные потребности личности. М.:
Политиздат, 1982.

7. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования по­требностей. М.: Высшая школа, 1987.

8. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. пособие. М.: МГУС, 2004.

9. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Т. 2. Экономика
предприятий сферы услуг / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко. М.:
Кандид, 2001.

Вопросы для повторения

1. Какие существуют типы потребления?

2. Что такое благо?

3. Какими путями можно создать спрос на основе потребностей?

4. В чем особенности потребления доиндустриального общества?

5. Каковы особенности потребления в индустриальном обществе?

6. Каковы особенности развития потребностей в «обществе массо­вого потребления»?

7. Каковы особенности потребления в постиндустриальном обще­стве?

8. Как исторически развивалось потребление в России и в СССР?

9. В чем особенности потребления в современной России и как они
сказываются на развитии сервиса?

10. Как влияют на потребление и развитие сервисной деятельности
природно-климатические условия России?

11. Каковы основные стратегии потребительского поведения в усло­виях российских реформ 80-90-х гг. XX в.?

12. Как влияют на потребление и сервисную деятельность религиоз­ные традиции России?

 

 

ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МЕТОДЫ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. 1. Классификация потребностей

Социологический и психологический подходы к концепции потреб­ностей являются дальнейшей конкретизацией философского подхо­да. Они позволяют экспериментальными и статистическими метода­ми исследовать изменения потребностей у отдельных людей, групп и социальных общностей. В социологии и психологии существует на­учная традиция изучения потребностей, хотя в целом эта тема разра­ботана пока не очень подробно. Наиболее известными и удачными обычно признаются концепции потребностей, созданные американ­ским психологом Абрахамом Маслоу, польским психологом Казимежем Обуховским и российским театральным режиссером и психоло­гом П. М. Ершовым. В данной главе мы будем опираться в первую очередь на их работы.

Сначала подведем некоторый итог предыдущему изложению и кратко перечислим существующие в настоящее время классифика­ции потребностей.

Единой общепризнанной классификации потребностей не суще­ствует. Психологи даже были вынуждены отказаться от составления их полного списка, так как человеческие потребности очень много­численны, они постоянно изменяются, возникают и исчезают. Тем не менее, существует несколько классификаций, позволяющих упоря­дочить и обобщить наши знания о потребностях, услугах и перспек­тивах развития сервисной деятельности.

Психологи обычно делят потребности на первичные, или насущ­ные, без удовлетворения которых человек вообще не может существо­вать, и вторичные, ненасущные, удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человеческого организма. С точки зрения философского, мировоззренческого под­хода потребности могут быть разделены прежде всего на материаль­ные и духовные. Материальные потребности делятся в свою очередь на относительно простые — биологические и более сложные — соци­альные. К биологическим относятся насущные потребности и неко­торые ненасущные, связанные с функционированием человека как живого организма. Социальные потребности — это прежде всего по­требность в труде и материальном общении (т. е. в обмене различны­ми видами деятельности и материальными благами). Все духовные потребности являются социальными. Они существуют на трех уров­нях: на уровне обыденного сознания, теоретического сознания и ху­дожественного сознания. К духовным относятся нравственные, пра­вовые, эстетические и религиозные потребности, потребности в по­знании, образовании, воспитании и смысле жизни. Можно выделить также обобщенные потребности в научном и художественном твор­честве, потребность в духовном развитии человека. Целостная, обоб­щенная (и материальная, и духовная) потребность общества на всех этапах его развития — это потребность в сохранении и развитии со­циальной жизни. Эта потребность существует как у отдельного ин­дивида, так и у общества в целом. С точки зрения субъекта (носите­ля) потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и общественные. Существуют потребности творческие и рутинные. В социологии используется разделение потребностей по сферам дея­тельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепен­ные, устойчивые и ситуативные). Все эти потребности выделяются по разным основаниям и их сложно свести в единую, логически взаи­мосвязанную систему.

Самая известная попытка систематизировать потребности — это иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые (т. е. основные, наиболее общие и фундаментальные) потребности он расположил в виде пя­тиступенчатой пирамиды, начиная с насущных, без которых челове­ческий организм не может физически существовать, и кончая наибо­лее сложными — социальными. Вот эта знаменитая классификация:

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в любви и принадлежности.

4. Потребности в уважении.

5. Потребность в самоактуализации.

Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся для человека актуальными только после того, как на дос­таточном уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени. Так, после удовлетворения насущных физиологических потребно­стей (еда, одежда, жилище) человек обращает внимание на потреб­ность в безопасности, затем — ощущает потребность в любви, после ее удовлетворения становятся важными и актуальными потребности в уважении и, наконец, в самоактуализации. Однако Маслоу подчер­кивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные потребно­сти отходят для него на второй план. Так, инженер, ученый или ху­дожник, увлекшись разработкой интересного проекта (т. е. занима­ясь творческой самоактуализацией), может не обращать внимания на уважение окружающих, любовь, безопасность и даже на физиоло­гические потребности — например, питаться урывками и чем придет­ся. В то же время это игнорирование низших потребностей возможно только в некоторых ограниченных пределах: никакой полет творче­ской фантазии не освободит человека от необходимости есть, пить, дышать и т. п. Во взаимодействии потребностей разного уровня про­являются общие закономерности соотношения низшего и высшего, раскрытые в философских концепциях Гегеля, Маркса и некоторых ученых XX в. Высшее возникает на основе низшего и может оказы­вать на низшее обратное направляющее воздействие. Но высшее не становится абсолютно самостоятельным, так как существует только в рамках и пределах, которые установлены законами низшего. В при­менении к потребностям это выражается в том, что человеку необ­ходимо удовлетворять физиологические потребности хотя бы на минимальном уровне, без этого человек не может существовать и за­ниматься деятельностью высшего, более слож} ого порядка.

В своей концепции Маслоу не только рассматривает психологи­ческие черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней политических взглядов и культурных традиций (роль эконо­мического базиса Маслоу, в отличие от К. Маркса, специально не рассматривает). «Существуют определенные условия, представля­ющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, сво­бода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к ин­формации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, чест­ность, дисциплина в группе, являются примерами предварительных условий для удовлетворения базовых потребностей... Угроза этим свободам вызывает реакцию чрезвычайного характера, как если бы существовала непосредственная угроза самим базовым потребностям. Человек склонен защищать эти условия, поскольку без них удовле­творение базовых потребностей делается невозможным или, по край­ней мере, находится под серьезной угрозой. <...> Секретность, цензу­ра, обман и блокирование коммуникации угрожает всем базовым по­требностям». Следует, конечно, отметить, что все перечисленные Маслоу ценности и условия понимались в истории по-разному, а в своем развитом виде сложились только в современной западной ци­вилизации.

Вопреки распространенному мнению пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из ус­ловий удовлетворения всех базовых потребностей — способность к познанию и потребность в познании. За пределами основной иерар­хии Маслоу выделяет еще одну, параллельно существующую иерар­хию потребностей — потребностей в познании, включающую в себя «желание знать» и «желание понимать». «Даже после того, как мы что-либо узнаем, мы стремимся узнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой — стремимся расширить на­ши знания в области мировой философии, теологии и т. д. Этот про­цесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит, нам следует постулировать желание постигать, систематизировать, организовы­вать, анализировать, искать связи и значения, создавать систему цен­ностей»2. Потребности в познании и осмыслении мира, а также эсте­тические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а проявляются на каждой ее ступени.

Классификация потребностей А. Маслоу используется в менедж­менте и маркетинге для изучения поведения потребителей. Так, ав­торы известной работы «Поведение потребителей» модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая ее к рынку товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:

* физиологические потребности;

* потребности в безопасности и здоровье;

* потребности в любви и дружбе;

* потребность в финансовых ресурсах и стабильности;

* потребность в удовольствии;

* потребность в социальном имидже;

* потребность в обладании;

* потребность отдавать;

* потребность в информации;

* потребность в разнообразии.

Теория потребностей Мак-Клелланда

Данная теория основной упор делает на потребности высших уровней, соглас­но с чем выделяются три типа потребности власть, успех и причастность

Потребность власти – желание воздействовать на дру­гих людей Это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном понимании, а скорее потребность к проявлению своего влияния

Потребность успеха удовлетворяется не провозглаше­нием успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного за­вершения

Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, так как работники заинтересованы в компании знакомых, нала­живании дружеских отношений и т.п.

6. 2. Физиологические потребности

Первый, наиболее фундаментальный пласт базовых потребностей че­ловека — это физиологические потребности, удовлетворение кото­рых необходимо для поддержания жизни. По своему происхождению они носят биологический характер, хотя и удовлетворяются всегда какими-либо социально обусловленными способами, сложившими­ся в той или иной культуре. Физиологические потребности называ­ют также первичными, насущными и витальными (от латинского vitа — жизнь; таким образом подчеркивается, что без их удовлетворе­ния жизнь невозможна).

«Без сомнения, физиологические потребности доминируют над всеми прочими, — пишет о них А. Маслоу. — Более конкретно это оз­начает, что основной мотивацией человека, которому в чрезвычай­ной степени недостает самого важного в жизни, в первую очередь будут являться физиологические потребности, чем любые другие. Человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уваже­нии, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остально­го». И далее: «Для человека, который до крайности, представляющей угрозу, нуждается в пище, нет других интересов, кроме еды. Он меч­тает о еде, думает о еде, все его переживания связаны только с едой, он вспоминает только еду и желает только еду». Кроме потребно­стей в еде в группу насущных потребностей обычно включают потребности в одежде и жилище. Некоторые физиологические потреб­ности не являются насущными, так как человек может существовать, не удовлетворяя их, — как уже отмечалось, к их числу можно отне­сти потребность в сексуальных отношениях.

Однако определение насущных физиологических потребностей как потребностей в еде, одежде и жилище, часто приводимое психо­логами, является только предварительным и требует уточнений. Бо­лее полное перечисление этих потребностей приводит К. Обуховский: они включают потребности в определенных химических веществах, температуре, кислороде для дыхания, в сне, пище, сенсорных раз­дражителях и обработке информации. На примере насущных по­требностей хорошо заметна общая закономерность: внимание людей привлекают лишь те потребности, которые не удовлетворены или требуют постоянных усилий для своего удовлетворения. Потребно­стей, которые легко удовлетворяются сами собой, обычно не замеча­ют или вообще не считают их за потребности. Так, человек имеет по­требность в силе тяжести, но она автоматически удовлетворяется действием гравитационного поля Земли и не кажется нам потребно­стью. Только освоение космоса заставило занимающихся этим спе­циалистов осознать важность земного притяжения для организма. Космонавты испытывают из-за его отсутствия сильный дискомфорт, вынуждены заниматься специальными физическими упражнения­ми, вернувшись на Землю, испытывают трудности с передвижением. Аналогичным образом действует механизм осознания других потреб­ностей. Так, потребность в чистом воздухе стала хорошо заметна толь­ко в индустриальном обществе из-за огромного увеличения выброса вредных веществ в атмосферу. (В крупных городах Японии полицей­ские иногда были вынуждены даже дежурить на улицах в кислородных масках). Сейчас эта потребность заметно влияет на медицинский, ту­ристический и рекреационный сервис, а также сервис оборудования для кондиционирования воздуха.

Потребность в пище тоже осознается и удовлетворяется по-раз­ному. Для многих африканцев она может быть удовлетворена только на минимальном уровне и превращается в вопрос жизни и смерти, а представители среднего класса в благополучных западных странах в настоящее время ее почти не замечают. В самом деле, кризисов со снабжением продовольствием там не было много десятилетий, а уровень материальной обеспеченности позволяет людям без труда приобретать все необходимые продукты. Закономерное снижение внимания к потребности вследствие ее длительного и полного удовлетворения — важная особенность человеческой психики, которую необходимо иметь в виду при организации сервиса.

Тем не менее, в современном мире достаточно часто возникает депривация — т. е. недостаточное удовлетворение физиологических потребностей. Депривация потребностей ведет к фрустрации — слож­ному психическому состоянию гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. Длительная фрустрация насущ­ных потребностей вызывает глубинные изменения в мировоззрении, а затем и в психическом здоровье отдельных людей и целых слоев общества. Поэтому, например, люди, длительное время испытывав­шие голод, считают, что главная черта гуманного, справедливого об­щества будущего — изобилие еды. Это представление было широко распространено, например, в России в эпоху революций 1917г. Мно­гие люди были уверены, что при гарантированном наличии пищи они до конца жизни будут счастливы и больше ничего нового не по­желают.

Изменение человеческой личности под воздействием длительно­го голода затрагивает субъективную, эмоциональную составляющую и поэтому изучается не только объективными научными методами, но и средствами искусства (художественного познания). Наиболее подробное описание воздействия голода на личность дали, напри­мер, классик норвежской литературы Кнут Гамсун в романе «Голод», А. П. Платонов в романе «Чевенгур», Джек Лондон в рассказе «Лю­бовь к жизни». Глубоко осмыслили феномен голода во время блока­ды Ленинграда (1941-1944) писатели Даниил Гранин и Олесь Адамо­вич в «Блокадной книге».

Научное описание изменений личности в результате длительного голода дал в 1948 г. русский врач Л. А. Богданович на материале на­блюдений времен Второй мировой войны. На различных стадиях голодания он обнаружил специфические болезненные изменения психики.1 В результате очень длительного голодания изменения пси­хики, вызванные дефицитом пищи, по-видимому, закрепляются, и про­исходят стойкие изменения личности. Они проявляются, например, в создании ненужных запасов еды. Многие ленинградцы, пережив­шие блокаду, утверждали, что не могут выбрасывать остатки пищи. Опыт длительного голодания перестраивает, конечно, не только от­ношение к еде, но и все поведение личности, манеру общения, систе­му ценностей и т. д.

См.: Обуховский К. Галактика потребностей. Указ. изд. С. 97-98.

Наблюдения психологов показывают, что решающее значение имеет не только голод, но и отношение человека к нему, умение со­хранять самообладание. «Среди людей, обреченных на длительный голод волею судьбы или по воле других людей, дольше живут те, кто не поддается панике, сохраняет спокойствие и положительное отно­шение к обществу».

Глубокие изменения в человеческом поведении возникают при депривации не только потребности в пище, но и других физиологи­ческих потребностей. Так, наш мозг нуждается в поддержании необ­ходимого минимума информации, поступающей из внешнего мира, что обнаруживается при попадании человека в необычную окружа­ющую среду. Недостаток информации, воспринимаемой через орга­ны чувств, или ее однообразие вызывают не только дискомфорт, но и глубокие физиологические нарушения в организме. Так, известен случай, когда японская фирма построила офисное здание с идеаль­ной звукоизоляцией — в него вообще не проникали никакие внеш­ние шумы. Однако полная тишина оказалась для служащих настоль­ко тяжелой, что они не смогли работать в этом здании. Проводились также эксперименты по максимальному ограничению внешних раз­дражителей, воздействующих на органы чувств. В звукоизолирован­ном помещении испытуемых погружали в ванну с температурой во­ды, равной температуре тела, надевали им светонепроницаемые очки и таким образом практически полностью перекрывали каналы, по которым в мозг идет зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная информация. Оказалось, что человек в таких условиях теряет контроль над своими мыслями, ориентировку в строении соб­ственного тела, у него начинаются кошмары и галлюцинации. В конце концов эксперимент прерывали из-за возникновения у испытуемых чувства панического страха. Даже частичное исключение притока свежих впечатлений приводит к значительным изменениям воспри­ятия. Так, известный спелеолог Сиффр два месяца провел один в пе­щере в условиях дефицита зрительной информации и после этого целый месяц не мог различать синий и зеленый цвета. Участники ан­тарктических экспедиций, тоже работающие в условиях однородной в зрительном отношении среды, начинали неправильно оценивать размеры предметов, скорости их движения и расстояния до них. Су­ществует предположение, что возникновение галлюцинаций у лю­дей, находящихся в пустыне, — это защитная реакция психики на крайнее однообразие окружающей среды. С помощью извлеченных из памяти представлений организм пытается компенсировать опас­ную для него недостаточность потока внешней информации.

Помимо потребности в оптимальном потоке информации к фи­зиологическим потребностям относится также потребность в движе­нии, физической активности. Основные направления ее удовлетво­рения — это физкультура, спорт и "туризм.

Подводя итог, следует отметить, что все виды сервисной деятель­ности неизбежно должны принимать во внимание физиологические, в том числе насущные потребности человеческого организма. Конеч­но, серьезные проблемы с удовлетворением потребностей в продо­вольствии или проблемы, вызванные сенсорной депривацией, воз­никают не так часто (например, в экстремальном туризме или при стихийных бедствиях). Однако тонкое и грамотное удовлетворение физиологических потребностей, создание комфортных условий для клиента (в том числе в контактной зоне) всегда является мощным фактором повышения эффективности и конкурентоспособности сер­висной деятельности.

6. 3. Потребность в безопасности

После удовлетворения основных физиологических потребностей наиболее актуальной для индивида становится потребность в безо­пасности. Более детально ее можно определить как потребность в защищенности, стабильности, отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребность сохранения физического и психического здоровья; по­требность в структурированности и упорядоченности окружающего мира; в законе и регуляции социального поведения; в помощи и по­кровительстве и т. д. Стремление к безопасности может превратить­ся в первостепенную потребность человека и всецело определять его поведение.

Безопасность можно разделить на два вида: простую физическую безопасность и более сложную — духовную и социальную безопас­ность. Уже на уровне физической безопасности обнаруживается, что эта потребность по-разному воспринимается людьми и влияет на их поведение. Сервисная деятельность всегда сталкивается с потребно­стью в безопасности: это личная безопасность клиента (например, в туризме), безопасность функционирования технических средств и приспособлений, безопасность окружающей среды, имущества, денежных средств, информационная безопасность. Фирма, дающая на­дежные гарантии безопасности, берет на себя решение важных для клиента проблем и может приобрести большие преимущества в раз­витии своей деятельности.

Потребность в безопасности может удовлетворяться не только та­кими простыми и очевидными способами, как физическая охрана лю­дей, имущества или защита информации. Социальный аспект безо­пасности включает в себя стремление иметь надежное место работы, счет в банке, различные страховки, социальные гарантии (здраво­охранение, образование, пенсионное обеспечение). В обществе суще­ствует потребность не только в личной, но и в общественной безо­пасности — это государственная, финансовая, продовольственная безопасность страны. Недостаточное обеспечение государством этих направлений личной и общественной безопасности (что имеет место сейчас в России) закономерно повышает спрос на соответствующие сервисные услуги негосударственных организаций.

Наконец, в самом обобщенном виде стремление человека к безо­пасности выражается в предпочтении старых вещей новым и знако­мого неизвестному. Поэтому с потребностью в безопасности связано даже стремление к формированию религиозного или философского мировоззрения. Религия или философия организуют знания о при­роде и обществе в логически связанное содержательное целое, взаи­мосвязанную систему. Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следовательно, менее опасным. В этом смысле удов­летворение потребности в познании приводит и к удовлетворению потребности в безопасности.

Стремление к сохранению мира постоянным и неизменным ха­рактерно для разных периодов истории общества. В своем крайнем, болезненном виде оно наблюдается в поведении больных некоторы­ми видами невроза. Страдающие ими люди всеми силами стремятся упорядочить и стабилизировать условия своей жизни так, чтобы ни в коем случае не могло возникнуть никаких неуправляемых и не­ожиданных явлений. Если же какое-то неожиданное событие проис­ходит, такие больные считают его страшной угрозой своей безопас­ности и впадают в панику.

Представление об опасности всего нового и необычного широко распространено у народов и племен, находящихся на уровне перво­бытно-общинного строя. Так, известный этнограф Лев Николаевич Гумилев отмечал, что туземные племена очень плохо относятся к по­пыткам европейских миссионеров «усовершенствовать» примитив­ный уклад их жизни. К таким деятелям относятся враждебно, иногда

их просто убивают: Главная ценность для племени — сохранить усто­явшийся уклад жизни, только это обеспечивает аборигенам безопас­ность и уверенность в будущем.

Неприязненное отношение к изменениям как к чему-то опасному широко распространено и в современном обществе. Так, социологи утверждают, что основным гарантом социальной стабильности явля­ется средний класс, составляющий большинство населения развитых стран. Основная политическая черта среднего класса — стремление к поддержанию стабильного, неизменного состояния всей общественной системы. Любые изменения представители этой группы населения считают потенциальной угрозой своей безопасности. Политтехнологии в странах Запада считают, что такие представления характерны для женщин-избирателей. Политики, желающие получить их голоса на выборах, часто делают ставку на неизменность старого направле­ния деятельности государства, что вызывает симпатию у людей, оза­боченных своей безопасностью.

Таким образом, одним из направлений развития сферы услуг яв­ляется удовлетворение потребностей в безопасности. Во-первых, это составная часть всякой сервисной деятельности. Во-вторых, некото­рые ее секторы прямо рассматривают поддержание безопасности как свою основную задачу (охрана личности и имущества, защита ин­формации). В-третьих, потребность в безопасности косвенным пу­тем удовлетворяют наука и образование, воспитание, деятельность религиозных организаций, средств массовой информации, медицин­ские, банковские, страховые и юридические услуги.

6. 4. Потребность в любви и принадлежности к социальной группе

Психологи разделяют потребность в любви и потребность в сексу­альных отношениях, хотя эти две потребности глубоко взаимосвязаны. Так, К. Обуховский рассматривает потребность в сексе как явление биологическое (или физиологическое) — это компонент инстинкта сохранения вида, такая особенность человека, которая приводит к тому, что после достижения необходимой гормональной зрелости он способен получить специфические переживания и удовольствия. Лю­бовь же рассматривается как сложное социальное явление, имеющее, естественно, свои биологические основы и механизмы. Один из крупнейших психологов и философов XX в. Эрих Фромм подчеркивает, что любовь является мощным способом преодоления одиночества ин­дивида, установления его связи с миром других людей. «Словом, в че­ловеке заложена глубочайшая потребность выбраться из тюрьмы своего одиночества». «Сексуальные контакты — явление естествен­ное и нормальное, — продолжает Э. Фромм. — Но когда они исполь­зуются только для преодоления своей отчужденности, они мало чем отличаются от алкоголизма и наркомании. Сексуальное удовлетво­рение становится отчаянной попыткой избежать тревоги и страха одиночества. Но результат оказывается плачевным, поскольку сексу­альный акт без любви не может стать мостом над пропастью, разде­ляющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг». Э. Фромм обращает внимание на исторические изменения представ­лений о любви: во все века они выражали уровень развития челове­ческой личности, состояние обомм обращает внимание на исторические изменения представ­лений о любви: во все века они выражали уровень развития челове­ческой личности, состояние общества и те мировоззренческие концеп­ции, которые в нем господствовали. Так, всем известно, что в Сред­ние века эротическая любовь, ставящая во главу угла сексуальные отношения, рассматривалась как нечто греховное, а наиболее ценной и возвышенной объявлялась любовь к Богу. В обществе массового потребления (см.: гл. 5), основанном на производстве и потреблении большой массы товаров и услуг, пропагандировался идеал неких не­индивидуализированных, стандартных, связанных с потреблением одного и того же набора благ любовных отношений. Фромм сетовал по этому поводу: «Насаждается идеал неиндивидуализированной люб­ви, поскольку современное общество нуждается в максимально схо­жих человеческих существах, повинующихся одним и тем же прика­зам, при этом полагая, что они действуют сообразно своим желани­ям. Точно так же, как современная массовая технология нуждается в стандартизации изделий, социальному прогрессу требуется предель­ная нивелировка людей». В своей знаменитой работе «Искусство любить» (другой перевод: «Искусство любви») Фромм анализирует различные формы проявления любви и делит ее на несколько типов: