ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ КАК СИСТЕМА СОБЫТИЙ

Четыре Евангелия, взаимодействуя друг с другом, формируют подвижный сюжет жизни Иисуса Христа. Словесная проповедь занимает в нем важное место, расширяя значение многих евангельских событий. Об этом речь пойдет позже. В этой главе наша задача – представить необходимый фабульный минимум, определяющий структуру текста. Он является основой более сложных представлений об именах и речах Иисуса, о конфликтах с его участием. События (основа нашей памяти о Евангелии) распределяются по трем блокам: рождение, проповедь, смерть и воскресение.

Рождение. Евангельское повествование начинается с благовещения: престарелые супруги Захария и Елисавета слышат от ангела о будущем рождении сына Иоанна (Предтечи, Крестителя), а их родственница Мария получает весть о непорочном зачатии Сына Божия и его пришествии в мир. От возникших сомнений Захарию и Иосифа, мужа и хранителя Марии, избавляют знамения (отец Иоанна потерял речь вплоть до рождения сына) и ангельские слова: «Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф., 1, 20). Рождество Христа сообщает о божественном смирении: Сын Божий появляется на свет не во дворце, а в пещере, не в царской семье, а в бедном семействе плотника, ради переписи вынужденного идти из Назарета в Вифлеем. Младенца Иисуса посетили пастухи и волхвы, признавшие значительность казалось бы обыденного события. На сороковой день по ветхозаветным обычаям Иисуса первый раз принесли в храм, где состоялось «сретение»: встреча Богом посланного младенца и старца Симеона, которому было предсказано, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк, 2, 26). Произнеся благодарственную молитву (”Ныне отпускаешь раба Твоего”), Симеон подтверждает спасительную миссию Иисуса и предсказывает страдание его матери. Здесь же – пророчица Анна, жившая при Иерусалимском храме: «и она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк, 2, 38). Сразу начинается погоня за Христом: царь Ирод, узнав от волхвов о чудесном рождении, задумывается о возможном претенденте на престол и приказывает убить всех вифлеемских младенцев. Иосиф, Мария и Иисус, предупрежденные ангелом, скрываются в Египте и возвращаются домой после скорой смерти Ирода. Евангелисты не интересуются детством Христа, обращаются к годам его проповеди и лишь раз сообщают о двенадцатилетнем мальчике, который специально отстал от родителей в Иерусалиме и был найден ими через три дня в храме, где он удивлял священников мудростью вопросов и ответов. На возгласы матери отвечает уже не «сын плотника», а мессианская личность: «Зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк, 2, 49).

Проповедь. В тридцатилетнем возрасте к народу выходит Иоанн Креститель – праведный человек, избранный Богом, подготовивший себя к проповеди молитвой и постом. Его учение просто и лаконично: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф, 3, 2). Вокруг Иоанна собираются кающиеся грешники, которым он объясняет предварительный характер своего дела: «Я крещу вас в воде и в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф, 3, 11).

Иоанн – человек, Иисус – Сын Божий. Иоанну предстоит «умаляться», Христу – «расти», но, продолжая путь смирения, которое в тексте имеет и мистический, и педагогический смысл, Христос принимает крещение от Иоанна и вслед за этим отправляются в пустыню. Там он постится сорок дней, готовя себя к будущей деятельности. В конце поста Христа искушает сатана, предлагая ему показать божественную силу: превратить камни в хлеб, прыгнуть с вершины храма и стать хозяином мира, поклонившись Сатане. Отрицательные ответы Христа отгоняют противника. Христос идет в народ.

Он учит в Галилее, Иудее, Кесарии, в Иерусалиме. За ним идут двенадцать учеников, ставших апостолами (посланниками). Все они – простые люди, далекие от власти и книжного знания. В Евангелии чаще говорится о Петре и его брате Андрее, о братьях Иоанне (Богослове) и Иакове Зеведеевых, о Матфее, бывшем мытаре, Фоме и Иуде Искариоте. Кроме них за Христом шли Филипп, Нафанаил, Иаков, сын Алфея, Симон Кананит и еще один Иуда, в предательстве неповинный. Евангелисты видят в Иисусе не только странствующего проповедника, но и делателя, удивляющего всех совершенством милосердия.

Первое чудо совершается в Кане Галилейской. Оно заметно отличается от последующих чудес. В этом селении Христос присутствует на свадьбе. Быстро заканчивается вино, и по просьбе матери Иисус претворяет воду в священный напиток радости. Вода, как символ и реальная стихия, часто встречается на пути Иисуса: он беспрепятственно идет по озерной воде, укрощает бурю на глазах испуганных учеников. Главные чудеса Христа – очищение мира от болезней: он исцеляет расслабленного и сухорукого, сына царедворца и дочь хананеянки, слепорожденного и прокаженного. Изгоняет бесов, показывая, кто обладает властью над Сатаной и его слугами. Он исцеляет в субботу, которая казалась его противникам днем абсолютного покоя от всех мирских дел. Избавляя от болезни, говорит «прощаются грехи твои» и этим вызывает обвинение в кощунстве. Дело спасения от недугов Иисус связывает с искренней верой, помогающей человеку духом преодолеть боль. Трижды в Евангелии Христос совершает воскрешения, принося радость и предваряя собственную победу над смертью. Подробнее остальных описывается воскрешение Лазаря – друга Иисуса, брата Марфы и Марии.

Одно из самых значительных событий – преображение на горе. Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Христос поднимается на вершину и предстает перед учениками в незнакомом им виде: «и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (17, 2). Моисей и Илия, присутствующие здесь, подчеркивают значимость происходящего. Голос Бога Отца поясняет неземной облик Иисуса: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф, 17, 5).

Смерть и воскресение. За пять дней до распятия Христос, сидя на осле, торжественно входит в Иерусалим. Народ, наслышанный об исцелениях и воскрешениях, шумно встречает «пророка из Назарета Галилейского», восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» (Мф, 21, 9). Из Иерусалимского храма Иисус прогоняет торговцев, «опрокидывая столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Мф, 21, 12). Гнев фарисеев нарастает. Они готовят арест и обвинение. Иуда продает учителя за тридцать серебренников. Происходит это на четвертый день после входа в Иерусалим.

Приближается ветхозаветная Пасха (”Избавление, праздник в честь освобождения из египетского рабства во времена Моисея). Вечером в четверг Христос совершает с учениками последнюю трапезу. Он омывает им ноги ради любви и проповеди смирения, благословляет хлеб и вино, представляя их как Тело и Кровь, приносимые в жертву для избавления мира от греха и смерти. Вскоре уходит Иуда, отправившийся отрабатывать полученные монеты. На других учеников находит сон. Одинокий Христос молится в Гефсиманском саду, страшась своей судьбы и соглашаясь с ней.

return false">ссылка скрыта

Иуда приводит воинов, предательским поцелуем указывая на Иисуса. Петр пробует защищаться, даже отсекает ухо одному из пришедших, но Христос заставляет ученика вложить меч в ножны и добровольно предает себя в руки врагов: «Теперь – ваше время и власть тьмы» (Лк, 22, 53). Апостолы разбегаются. Петр, обещавший верность, трижды отрекается. Христа ведут к первосвященнику на допрос, где обвиняют в богохульстве, оскорбляют, бьют и приговаривают к смерти. Приговор должен утвердить римский наместник Понтий Пилат, который долго и безуспешно разбирается в природе Христа, понимает его невиновность и делает слабую попытку спасти, предложив народу выбрать из убийцы Вараввы и Иисуса Христа одного прощенного. Народ, заведенный фарисеями, освобождает разбойника, отказываясь от того, кто прощал, учил, лечил и воскрешал. Пилат “умывает руки”, cообщая народу: «невиновен я в крови Праведника сего; смотрите вы. И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф, 27, 24-25).

Пилат остается со своим вопросом (”что есть истина?”), Иуда вешается, Христа ведут на распятие. Иисус, измученный побоями и душевными страданиями, падает под тяжестью креста. На Голгофе (”лобное место”) его распинают: подвергают самой мучительной казне, которая применялась к злостным преступникам. Разбойники, умирающие на соседних крестах, по-разному встречают смертный час: один кощунствует, смеясь над Иисусом, не способным к самоспасению, другой раскаивается и просит помянуть его в Царстве Божьем. По словам Христа, «разбойник благоразумный» идет в рай вместе с ним. Так и не появляются перепуганные ученики. У креста только Иоанн – самый младший из апостолов, и мать Иисуса, провожающая сына.

Христос умирает и спешно погребается вечером в пятницу. У гроба ставят стражу, чтобы никто не смог выкрасть тело и разыграть воскрешение. Утром следующего после субботы дня Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов, и другие женщины, шедшие за ним, приходят к гробу для помазания тела благовонным маслом. Камень отвален, гроб пуст. Ангел сообщает о воскресении Сына Человеческого. Вскоре Марии является он сам. Затем воскресший Иисус Христос является ученикам, наставляя и направляя их в мир крестить, учить, спасать. На сороковой после воскресения день Христос возносится на небеса.