Древняя Русь и кочевники
Правитель Руси еще в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул «каган» («хакан»), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного правителя («хан ханов»). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом «каган» именовался правитель Хазарии —государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками — хазарами. Часть восточных славян (поляне, северяне, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало независимость нового государства — Руси — от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись наряду с титулом кагана и за киевским князем в IX — первой половине Х в.).
IX—Х века были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать — дружина киевских князей. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю «автономию» и был обязан лишь выплачивать подать — дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза: такой объезд со сбором дани именовался полюдье. Взималась дань в Х в. в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Существовали единицы обложения: дым (т.е. крестьянский двор), рало, плуг (эти термины обозначали в данном случае единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства).
Есть данные, что социальные процессы, свойственные среднеднепровской «Руси», проходили и в других союзах племенных княжеств (складывание системы сбора дани, выдвижение на ведущие роли в обществе военно-служилой знати). Опережающее развитие Руси выразилось в вынесении даннической системы за рамки «своего» союза, переходе к эксплуатации «чужих» общностей.
Вторым этапом было непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного княжения и посажение в качестве князя-наместника представителя киевской династии. При этом, как правило, строился новый град, становившийся центром территории вместо старого «града» — «племенного» центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати.
Древляне были обложены данью еще в IX в., но полное их подчинение относится к 945—946 гг. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря (912—945), нарушившего установленные нормы взимания дани, и убили его. Вдова Игоря — княгиня Ольга (945—964), мстя за смерть мужа, учинила жестокий разгром Древлянской земле. Однако Ольге пришлось упорядочить сбор дани, установить ее размер («уроки») и места концентрации («пoгосты»). Для земель драговичей, радимичей и кривичей первый этап подчинения относится к IX в., второй —к концу Х в., вятичей — соответственно ко второй половине Х в. и второй половине XI в. (эта восточнославянская общность дольше всех боролась за свою самостоятельность).
Покорение волынян и хорватов было одноэтапным: в конце Х в. они были сразу же непосредственно подчинены Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли в Х в. были заняты тюркскими кочевниками — печенегами.
С ликвидацией «автономии» восточнославянских союзов племенных княжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской военно-дружинной знатью. Теперь не было необходимости в полюдье — объездах, исходящих из Киева; дань собиралась наместниками киевского князя, правившими на территориях бывших союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями — вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в Х в. носило название «Русь» (распространившееся с региона Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям) и «Русская земля». Такая структура государства сложилась к концу Х в. в эпоху киевского княжения Владимира Святославича (980—1015 гг.), который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей. В Новгороде (земля словен) — Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) — Изяслава, в Турове (дреговичи) — Святополка, в земле древлян — Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) — Всеволода, Смоленске (кривичи) — Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) — Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычные мурома) — Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) — Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX—Х вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ Руси: литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), емь (племя в Восточной Финляндии), печера, пермь, черемисы (марийцы), мордва и ряд других.