Оформление итоговых документов.

 

Заключительным этапом осуществления любого вида анализа является подготовка итоговых документов. Эти документы называются аналитическими.

Хотелось бы отметить, что аналитический документ, завершающий сложную, творчески насыщенную работу, отражает весь мыслительный процесс на всех этапах его осуществления. Из него видно: какая информация лежала в основе изучения; основные параметры и оценочные выводы из ретроспективного анализа; наиболее важные прогнозные оценки; и, наконец, обобщающие выводы предложения и рекомендации аналитиков. Строго говоря, это и есть логическая структура любого аналитического документа.

Информационно-аналитическая практика органов внутренних дел дала жизнь многим видам документов. Нет надобности их перечислять. Назовем лишь наиболее распространенные.

В зависимости от вида изучения и оценки оперативной обстановки можно выделить документы по результатам общего (комплексного) и частного (проблемного, сравнительного) анализа. Они могут называться оперативной информацией, аналитическими справками, оценками оперативной обстановки, докладными и проблемными записками, аналитическими обзорами и т.д.

По характеру адресата допустимо выделить аналитические документы внутреннего и внешнего назначения. К первой группе относятся исследовательские материалы, которые готовятся для руководителей органа, его коллегии (оперативного совещания), для подготовки доклада, отчета в вышестоящие инстанции системы МВД, ведомственного журнала, сборника. В последнее время широкое распространение, особенно после приказа МВД РФ № 479 от 28.12.92г. "Об организации работы пресс-службы органов внутренних дел", получили информационно-аналитические документы, выходящие за пределы системы МВД. К ним относятся: статистические сборники о состоянии преступности и мерах борьбы с нею для открытой печати и продажи; информация общего и проблемного характера, направленная в органы законодательной и исполнительной власти; обобщения и представления хозяйственным руководителям, выступления руководителей органов внутренних дел в средствах массовой информации; материалы, представляемые издательствам, редакциям, журналистам по проблемам охраны правопорядка (аналитические обзоры, исследования, пресс-релизы и др.).

Методика непосредственной разработки любого итогового аналитического документа включает в себя организационное и чисто методическое начала. К организационному относится определение круга лиц, участвующих в написании документа, распределение между ними обязанностей, порядок обсуждения проекта, техническое обеспечение.

Методическое начало означает совокупность сугубо аналитических методов и приемов работы над документами: выбор наименования, структуры и объема документов, последовательность расположения разделов, подход к использованию цифрового материала (много-мало), привлечение графических методов отображения информации, способ формулирования итоговых оценок, выводов и предложений. Именно методический аспект работы над завершающим документом должен носить максимально творческий характер, т.к. только он отражает и научное, и творческое начала аналитической деятельности.

Из этого вытекает, что не должно быть единой, типовой, раз и навсегда установленной формы аналитического документа, ибо такая установка погубила бы идею любого анализа. Но это и не отрицает целесообразности предложений примерных вариантов структуры и объема хотя бы важнейших, наиболее значимых документов.

В общем виде основные требования и методические приемы разработки аналитического документа по итогам изучения обстановки за отчетный период можно сформулировать следующим образом.

1. Представляется, что наиболее правильным названием такого документа может быть "Анализ оперативной обстановки на территории Энской области за истекший год и прогноз ее развития". Можно согласиться и с более коротким названием - "Анализ оперативной обстановки за истекший год", имея в виду и оценочный, и прогнозный его аспекты.

2. Поскольку справка завершает полный цикл информационно-аналитической процедуры, ее логическая архитектоника должна соответствовать отработанному алгоритму и включать следующие обязательные три раздела: ретроспективный анализ оперативной обстановки; прогноз его развития; общие оценочные выводы и предложения разработчиков по будущим управленческим решениям.

3. Помня о том, что анализ носил общий (комплексный) характер, содержательная структура справки должна отражать результаты исследования всех четырех элементов оперативной обстановки: внешней среды; состояния криминальной ситуации, ресурсного обеспечения органов внутренних дел; результатов их деятельности.

4. Общее построение итоговой справки должно сочетать логическое и содержательное начала. Преобладающее значение в данном случае имеет последовательность выбранных для рассмотрения аналитиком фактов и явлений. Здесь возможны такие варианты:

Вариант первый. Аналитический раздел подвергает разбору и оценке все элементы оперативной обстановки; затем по этим же элементам во втором разделе делается прогноз их возможного развития в будущем; в заключительном, третьем разделе формулируются общие выводы и предложения.

В таблице это будет выглядеть следующим образом (таблица 2.).

Таблица 2.

  Анализ и оценка
Первый раздел (аналитический) Правонарушительства Внешней среды Результатов деятельности Ресурсов (силы и средства)
  Прогнозы
Второй раздел (прогнозный) Правонарушительства Внешней среды Результатов деятельности Ресурсов
  Выводы и предложения
Третий раздел (выводы и предложения) По правонарушительству По внешней среде По результатам деятельности По ресурсам
           

 

Вариант второй. Каждый элемент оперативной обстановки проходит через процедуру ретроанализа, прогноза, частных оценочных выводов. В последнем разделе - обобщенные выводы и суждения (таблица 3.).

Таблица 3.

  Анализ Прогноз Частные выводы
Первый раздел (Внешняя Среда)      
Второй раздел (Правонарушительство)      
Третий раздел (Ресурсы ОВД)      
Четвертый раздел (Результаты деятельности)      
Пятый раздел (Общие выводы и предложения)      

Вариант третий - комбинированный. Авторы документов по личному усмотрению, руководствуясь своей логикой, конструируют свой, наиболее оптимальный по их разумению, вариант аналитической справки. Представляется возможным рассматривать совместно, в одном блоке, ресурсное обеспечение и результаты работы органов внутренних дел, поскольку между ними существует тесная диалектическая связь.

Не исключена также и иная последовательность рассмотрения элементов оперативной обстановки: можно начать анализ с правонарушительства, а не с внешней среды, что едва ли получится при прогнозировании. Таковы основные подходы к структуре документа.

return false">ссылка скрыта

5. Текст справки должен быть лаконичным. Не следует приводить множество цифр (они будут в приложениях), статистический анализ ("больше-меньше") должен быть сведен к минимуму. Главный вопрос, на который должен отвечать документ в своей аналитической части - не "что произошло" (это исследуется в ходе самого анализа), а "почему это произошло (не произошло)".

6. Объем аналитических справок определять сложно: он зависит от анализируемого периода, глубины анализа, потребностей заказчика, стиля разработчиков. Ясно, что месячный анализ требует меньшего объема, т.к. он ориентирован на ключевые моменты оперативной обстановки, тогда как годовой должен обеспечивать детальную проработку социально-экономических, политических и других условий работы органов внутренних дел, сложившуюся криминальную ситуацию, имеющиеся результаты оперативно-служебной, боевой и управленческой деятельности.

Тем не менее, представляется, что наиболее оптимальным является объем годовой справки для горрайлинорганов - до 10, для МВД, УВД - до 20 максимальных страниц без приложений.

7. В качестве приложений к документу рекомендуется подготовить необходимое количество иллюстративного материала: криминологические карты, схемы, диаграммы, таблицы, графики, слайды.

8. Приказы МВД России требуют, чтобы одновременно с аналитической справкой руководителю органа представлялся проект управленческого решения (или нескольких решений), вытекающего из результатов анализа. Думается, что для уровня горрайлинорганов это правильно. Для аппаратов МВД,УВД такой подход вряд ли приемлем, т.к. заключительная часть аналитического документа, содержащая выводы и предложения наверняка будет включать в предлагаемые меры целый комплекс необходимых управленческих решений. Если же речь вести об аналитическом документе по конкретному вопросу (результаты частного анализа, например), то вполне возможно приложение к нему проекта приказа министра, начальника УВД, решения коллегии, докладной или проблемной записки[210].