Анализ рисков

На первый взгляд создание достаточно детализированного плана проекта, оптимизированного по срокам и затратам, избавляет менеджера проекта от любых проблем вплоть до наступления даты завершения проекта. Не тут-то было. От случайностей не застрахован никто, даже менеджер проекта. А случайности могут быть самые разные. Это и переход ведущего специалиста в конкурирующую фирму, и «черный вторник» (или среда, четверг и т. д. до понедельника включительно), и, наконец, внезапные заморозки в июле.

Подобные события, которые трудно предусмотреть заранее, но которые способны повлиять на ход реализации проекта, обычно называют рисками, поскольку при наступлении любого из них появляется опасность (риск) не завершить проект вовремя, не уложиться в бюджет, не выполнить условия контракта и т. д.

Что может противопоставить всем этим напастям настоящий менеджер? Продуманную стратегию управления рисками.

Общий подход к управлению рисками

Как правило, в управлении рисками различают четыре этапа:

  1. Идентификация рисков.
  2. Количественная оценка рисков.
  3. Планирование рисков.
  4. Выявление кризисных ситуаций и устранение их последствий.

Чтобы адекватно анализировать риск, требуется детализированный план проекта, содержащий как описание структуры работ, так и параметры распределения ресурсов. Поэтому наиболее подходящее время, чтобы выполнить начальный анализ риска — это момент непосредственно перед сохранением базового плана и началом реализации проекта. Но не следует думать, что анализ риска является одноразовой задачей. Вы будете вынуждены возвращаться к ней время от времени в ходе реализации проекта и — обязательно — при каждом существенном отклонении от плана.