С консультантом или без? Выбор консультанта

 

Преимущества консультанта (компании, с которой заключается договор, или оплачиваемого внешнего специалиста) при внедрении системы менеджмента достаточно очевидны: консультант дает возможность компании использовать опыт внедрения других предприятий. Консультант способен по-новому взглянуть на ставшие привычными проблемы предприятия и подсказать новые варианты их решения, указать на проблемы, которым не уделяется достаточно внимания. Консультант может обучить специалистов предприятия. Существует и человеческий фактор, который определяет большую вероятность успеха работы с привлечением консультантов: к рекомендациям независимых экспертов чаще, чем к мнениям собственных сотрудников, прислушивается руководство. Кроме того, договор и финансовая ответственность стимулируют предприятие, способствуют разработке и выполнению четких планов внедрения.

Естественно, что наравне с преимуществами привлечения консультантов, при неудачном их выборе могут возникать и определенные проблемы: проявление недобросовестной конкуренции, отсутствие опыта, применение шаблонных подходов, не соответствующих особенностям конкретной организации.

Частично консультантов в качестве носителей стороннего опыта или «свежего взгляда» могут заменить специалисты других предприятий, профессиональных объединений, научных и образовательных учреждений. Впрочем, их ролью может быть только помощь при выполнении определенных стадий. При внедрении СЭМ без консультанта одну из главных- координирующую- функцию придется взять на себя представителям предприятия. Впрочем, это, так или иначе, станет необходимым при дальнейшем развитии СЭМ. Таким образом, при достаточном интересе организации и, соответственно, выделении специалистов и ресурсов, задачи по внедрению СЭМ могут быть решены и полностью самостоятельно. При этом в любом случае необходимо использование стороннего опыта, хотя бы в форме публикаций, участия в семинарах, обсуждения в Форуме по экологическому менеджменту (http://www.14000.ru/phorum/ems/).