Методики диагностики толерантности.

Для изучения и измерения толерантности применяются существенно различные методы. Это обусловлено, скорее, отсутствием однозначности в трактовании признаков проявления толерантности и факторов способствующих ее становлению. Выделяют следующии методы исследования толерантности:

· специфические – направленны на выявление установок толерантного сознания;

· неспецифические – описывают характеристики личности и межличностного общения, являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности, либо интолерантности.

В российской психолого–педагогической литературе, в самое последнее время, появилось большое число работ, которые предлагаются более или менее целостные «диагностические комплексы» измерения толерантности. В качестве такого примера можно назвать«Практикум по исследованию и диагностики толерантности личности» (авт: Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Авторы предлагают следующий набор методик:

· Опросник определения нервно–психической устойчивости;

· Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге);

· Миссисипская шкала ПТСР (Т.М. Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор);

· Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов);

· Экспресс–опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

· Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочъян, М.М. Магура);

· Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);

· Шкала базовых убеждений (Р. Янов–Бульман);

· Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн);

· Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский);

· Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер);

· Методика ТАТ;

· Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);

· Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель–Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);

· Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер);

· Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель–Брунсвик);

· Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);

· Опросник «Типы этнической идентичности» (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

· Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;

· «Евробарометр».

Отдельные методики с дополнительно расширенной информацией к ним приведены ниже. Описание каждой методики предваряется теоретическим введением, в котором дается оценка метода и область его применения.

 

3.1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Экспресс-опросник разработан для диагностики:

–аспектов толерантности: общий уровень и/или черта личности;

–видов толерантности: этническая и социальная.

Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:

1. толерантность как черту личности, выявляем: общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;

2. социальную толерантность, выявляем: отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

3. этническую толерантность/интолерантность, выявляем: отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько вы согласны/не согласны с утверждениями, в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения.

Бланк ответа

    №     Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласе Скорее согласен Согласен Полностью согласен
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение            
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности            
Если друг предал, надо отомстить ему            
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение            
В споре может быть правильной только одна точка зрения            
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах            
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные            
С неопрятными людьми неприятно общаться            
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения            
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества            
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности            
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше            
Если кто–то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же            
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей            
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»            
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители            
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение            
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться            
Беспорядок меня очень раздражает            
Любые религиозные течения имеют право на существование            
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом            
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим            

 

Обработка результатов. Количественный анализ – суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные результаты суммируются.

Утверждения прямые: 1,9,11,14,16,20,21,22; обратные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19.

Интерпретация результатов. Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Длякачественногоанализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Ключ для обработки

 

1. Субшкала «этническая толерантность»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Субшкала «социальная толерантность»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Субшкала «толерантность как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Экспресс-опросник разработан психологами (центр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой в 2002г. Основа: отечественный и зарубежный опыт.

2001-2002гг. – с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра «Гратис» «Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения». Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах дважды: до начала занятий и после их завершения.

2002г. – опрошены: студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета; студенты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; практические психологи г.Москвы, занимающиеся проблемой толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошеных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, участники заполняли опросник до и после тренинга. Средние значения индекса толерантности в различных группах представлены в таблице.

Таблица