Глоссарий

1. Агломерация - (от лат. аgglomerare –присоединять, накоплять)-компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.

2. Адвалорные пошлины (от лат.advalorem-сообразно цене, по стоимости) - вид таможенных пошлин, характеризующихся тем, что они взимаются в процентном отношении к таможенной стоимости товара.

3. Аккордная оплата (от итал. accordo-соглашение, договор)-сдельная разовая оплата завершенной работы, единовременная выплата организацией, фирмой заработной платы работникам за весь объем полностью выполненных работ по заранее установленной ставке оплаты.

4. Акции (от гол. actie ,нем. aktie)-ценные бумаги, выпускаемые акционерными обществами без установленного срока обращения. Акция удостоверяет внесение ее владельцев доли в акционерный капитал (уставной фонд) общества.

5. Акционерное общество- хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций.

6. Альтернативная стоимость, цена (анг. opportunity cost) –стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель(покупатель )отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то втрое благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

7. Амальгамация (от лат.amalgama-сплав)-слияние обществ, корпораций, союзов и т.д. В единую компанию для централизации капитала. Известны два метода слияния компаний: а) прямое присоединение или поглощение собственности мелких компаний одной крупной, структура присоединяемых компаний при этом меняется не полностью; б) образование новой компании с передачей ей активов других компаний, что связано с коренной ломкой структуры всех сливающихся компаний.

8. Анализ безубыточности (англ. break even analysis)-анализ возможных результатов предполагаемого бизнеса на базе математической модели, часто представляемой в форме графика, позволяющего определить уровни доходов и затрат при различных уровнях деловой активности в зависимости, от объема производствапродаж; при этом можно рассчитать, показать на самом графике точку безубыточности как минимальный объем производства, при котором выручка от реализации продукции в точности равняется сумме постоянных затрат и переменных затрат, то есть точку, в которой полученный результат в точности покрывает затраты.

9. Английский аукцион-аукцион, основывающийся на установлении минимальной цены в качестве отправной, базисной для дальнейших шагов, в процессе которых запрашиваемая цена постепенно увеличивается. Итоговая цена формируется в ходе тога как последняя максимальная цена, предложенная покупателем.

10. Аннуитет ( от лат. -аnnuitas- ежегодный платеж)- 1-один из видов срочного государственного займа, по которому ежегодно выплачиваются проценты и погашается часть суммы; 2) равные друг другу денежные платежи, выплачиваемые через определенные промежутки времени в счет погашения полученного кредита, займа и процентов по нему.

11. Аренда (от лат.arrendare- отдавать внаем) –предоставление имущества (земли) его хозяином во временное пользование другим лицам на договорных условиях, за плату. Арендующий имущество, получающий его в аренду, называется арендатором, а сдающий имуществом арендодателем. Отношения между арендатором и арендодателем именуются арендными. Договором об аренде может быть предусмотрена возможность выкупа арендуемого имущества. Аренду оборудования называют лизингом.

12. Арендная плата - денежная оплата права пользования арендуемым имуществом. Величина арендной платы определяется договором об аренде, обычно она принимается равной сумме амортизационных отчислений и части прибыли от использования имущества. Величина арендной платы за землю государственное имущество может определяться законодательными актами государства.

13. Ассоциация (от лат. associatio- соединение)-добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединении членов. Ассоциация представляет наиболее «мягкую» форму объединения, совместных действий, взаимопомощи экономических субъектов.

14. Аффилиация (от франц. аffiliation- соединение)- присоединение к «материнской» компании в качестве отделения, филиала.

15. Аффилированная компания (анг. аffiliated company)- компания которая владеет патом акций основной компании в размере меньше контрольного.

16. Банкротство (от итал. вanco-скамья и rotto-сломанный)- неспособность должника платить по своим обязательствам, вернуть долги в связи с отсутствием у него денежных средств для оплаты.

17. Безвозвратные издержки-издержки, осуществляемые фирмой единожды, не требующие повторных затрат, независящие от объема производства, которые в то же время не могут быть возвращены фирмой.

18. Бенефициар (от франц. benefice-прибыль, польза)-лицо, которому предназначен денежный платеж, получатель денег, выгоды, прибыли, доходов.

19. Биржа ( лат. bursa-кошелек)-регулярно функционирующий, организационно определенный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара.

20. Бонификация(франц. bonification, от лат. bonus- добрый, хороший)-1) надбавка к цене товара за высокое качество, превышающее определенный уровень; 2) возврат налога на товар, взысканного внутри страны, при его вывозе за границу; 3) государственное субсидирование кредита в целях уменьшения кредитного процента, уплачиваемого заемщиками, которым государство стремиться помочь; 4) внесение держателями облигаций государственного займа единовременной оплаты, производимое при конверсии займа, то есть при обмене облигаций на другие более ценные бумаги.

21. Бонус (от лат. bonus- добрый, хороший) –1) дополнительное вознаграждение, поощрение, надбавка к выплате, премия; 2) дополнительная скидка со стоимости (цены )товара, представляемая продавцом в соответствии с условиями договора о купле-продаже или постоянным покупателем.

22. Валидность (от франц.valide-законный, действительный)-применительно к исходной статистической информации, используемой в экономических исследованиях: надежность информации, отсутствие в ней ошибок из-за неточности выбранной методики сбора данных.

23. Валовой внутренний продукт (ВВП)- один из важнейших показателей, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта( продукции, товаров и услуг), созданного в течении года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

24. Валовой национальный продукт (ВНП)- один из широко распространенных обобщающих макроэкономических показателей, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течении года конечного (готового) продукта. В ВНП включается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

return false">ссылка скрыта

25. Варрант (от анг.warrant-полномочие, правомочие)- 1) товарная квитанция, свидетельство склада, базы о приеме товара на хранение; 2) приложение к ценной бумаге, предоставляющее ее владельцу дополнительные права и льготы.

26. Венчурный бизнес-вид бизнеса, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике.

27. Вертикальная интеграция - производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.

28. Вмененные издержки- внутренние издержки, затраты самого предпринимателя, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности.

29. Горизонтальная интеграция- объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии.

30. Давальческих продукт, давальческое сырье- исходный, сырьевой продукт, передаваемый заказчиком продукции ее изготовителю с целью переработки в готовую продукцию, оплачиваемую заказчиком.

31. Девальвация (от лат. de-понижение и valeo иметь значение, стоить)-снижение курса валюты страны по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам, уменьшение реального золотого содержания денежной единицы.

32. Делькредере(от итал.del credere- по доверию) ручательство комиссионера с имущественной ответственностью за исполнением третьим лицом (покупателем товара) обязательств по комиссионной сделке; оплачивается особым вознаграждением.

33. Демпинг (от анг. dumping -сбрасывание)-продажа товара на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и боле низким, чем себестоимость.

34. Дефлятор-коэффициент, используемый для пересчета экономических показателей, исчисленных в денежном выражении, с целью приведения их к уровню цен предыдущего периода.

35. Дзайбацу-название монополий в Японии.

36. Диверсификация (от лат. diversus –разный и facere-делать)-1)расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. 2) распределение вкладываемых в экономику или кредитуемых денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения потерь и в надежде получить более высокий доход.

37. Дивиденд (от лат. dividendus- подлежащих разделу) часть прибыли акционерного общества, которую оно распределяет между акционерами и выплачивает им ежегодно в соответствии с имеющимися у них акциями с учетом достоинства акций.

38. Дифолт (анг.default)-прекращение выплаты процентов на ценные бумаги, когда компания оказывается в процессе ликвидации.

39. Добавленная стоимость- часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно в данной фирме. Определяется как разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на закупку материалов и полуфабрикатов.

40. Дочернее предприятие, общество- юридически самостоятельное предприятие, отделившееся от основного ( материнского) предприятия и учрежденное им посредством передачи части своего имущества.

41. Жизненный цикл товара -период времени, в течении которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам.

42. Закон убывающей отдачи – закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства, будет уменьшаться по мере роста масштабов этого фактора.

43. Затраты- выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции.

44. «Затраты -Выпуск» -экономико-математическая балансовая модель, лежащая в основе межотраслевого баланса производства и распределения продукции, основана на сравнении стоимости выпускаемой продукции и суммарных затрат в денежном выражении на ее выпуск.

45. Земельная рента-доход от использования земли, не связанный непосредственным образом с производственной деятельностью собственника земли, а получаемый им за предоставление земли как природного ресурса; часть прибыли от использования земли хозяйствующими на ней объектами, которую получает собственник земли в соответствии со своим правом собственности.

46. Земельный кадастр (франц. cadastre)-систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; ведется с древних времен.

47. Издержки производства-полные издержки, затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им.

48. Износ основных средств - старение, изнашивание зданий, оборудования в процессе их производственного использования.

49. Импортозамещение-уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров.

50. Инвестиции портфельные- 1)инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг; 2) небольшие по размеру инвестиции, которые не могут обеспечить их владельцам контроль над предприятием.

51. Инвестиции прямые- 1) вложении вкладываемые непосредственно в производство и сбыт определенного вида продукции;2) вложения, обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций.

52. Инвестиционная деятельность -вложение средств, инвестирование; совокупная деятельность по вложению денежных и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений.

53. Инвестиционная полтика - составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

54. Индикативное планирование (от лат.indicator-указатель)-недирективное, советующее, ориентирующие планирование на государственном уровне.

55. Инжиниринг (анг. ingineering, от лат ingenium -изобретательность)- инженерно -консультационные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, реализации продукции.

56. «Инкотермс»-сборник международных торговых терминов с толкованиями, составленный на основании опыта мировой торговой практики.

57. Инновации-нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

58. Институциональная политика (от лат.institutum- установление, учреждение)-проводимые государством меры, действия по формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов(экономических элементов социальной структуры, характеризующих устройство, формы организации и регулирования экономической жизни).

59. Интеграция (от лат. integer-целый)-объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

60. Интенсификация- повышение интенсивности производства путем более полного использования каждой единицы ресурсного потенциала; достигается за счет роста производительности труда, лучшего использования материалов, повышения отдачи основных фондов.

61. Инфляция (от лат. inflation-вздутие)- обесценивание денег, проявляющиеся в форме роста на товары услуги, не обусловленного повышением их качества.

62. Инфраструктура (от лат. Infra-под, структура)совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей.

63. Инфраструктура рынка- включает, например, оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговую систему.

64. Калькуляция(от лат. calculation-счет, подсчет)- представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат, расходов в денежном выражении на производство и сбыт единицы изделия или партии изделий, а именно на осуществление работ и услуг.

65. Картель(франц. cartel от итал. cartelio)- форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта.

66. Конгломерат (от лат. conglomerates-собранный)одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, оперирующих на разных секторах рынка.

67. Конкурентоспособность товаров -способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке.

68. Консорциум (от лат.consortium- участие)-временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа.

69. Кооперация - объединение физических лиц на основе добровольного членства для коллективного предпринимательства.

70. Корпорация-совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права -юридическое лицо.

71. Кредит-ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой.

72. Концентрация производства -сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона.

73. Концерн(от анг. concern-участие, интерес)-крупное объединение предприятий , связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности.

74. Конъюнктура, конъюнктура рынка (от лат. conjungere-связывать)-экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж.

75. Лизинг- долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором.

76. Ликвидность – 1)в деловой терминологии: способность превращения активов фирмы, ценностей в наличные деньги, мобильность активов;2) способность заемщика обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств; платежеспособность; 3) способность рынка поглощать ценные бумаги, мера их продаж при существующем уровне цен, без их существенного изменения; 4) в широком смысле слова : эффективность, действенность

77. ЛИФО (от англ. LIFO Last-in-first-out)-1) метод бухгалтерского учета товарно-материальных запасов в стоимостном выражении по цене последней поступившей или изготовленной партии; 2) метод расчета процентов по вкладу при изъятии вкладчиком части вклада, вносившегося многими долями, согласно которому предполагается, что вкладчик изымает суммы, поступившие от него последними; 3) метод учета стоимости ценных бумаг, продаваемых инвестиционным фондом, согласно которому учетная стоимость продаваемых бумаг принимается равной учетной стоимости последних приобретенных аналогичных ценных бумаг.

78. Лицензирование-выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций; передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платеж.

79. Лобби, лоббизм, лоббирование–(от англ. lobby-кулуары) –действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда -подкупом должностных лиц.

80. Логистика-управление материально-техническим обеспечением, товарно -материальными запасами.

81. Монополия- исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.

82. Материалоемкость- расход материалов в расчете на натуральную единицу или на тенге стоимости выпускаемой продукции. Измеряется в физических единицах, в денежном выражении или в процентах, которые составляют стоимость материалов в общих издержках производства продукции, в себестоимости.

83. Мониторинг- (от лат. monitor-напоминающий, надзирающий) –непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления.

84. Монопсония–монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов.

85. Моральный износ основных средств- старение и обесценение основных средств в связи с тем, что их технико-технологические показатели все более отстают от их повышающегося мирового уровня.

86. Мультипликатор(от лат. multi plicator- умножающий) экономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию.

87. Налог на добавленную стоимость-взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны

88. Налоги-обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физический юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты.

89. Национальный доход –исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течении года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства. Национальной доход страны равен валовому национальному продукту за вычетом амортизационных отчислений (износ основных средств) и косвенных налогов.

90. Незавершенное производство - частично готовая продукция, не прошедшая предусмотренный технологией полный цикл производства, необходимый, чтобы продукцию можно было отправить заказчику, поставить на рынок для продажи, отгрузить на склад готовой продукции.

91. Неплатежеспособность-потеря фирмой или государством способности своевременно и полностью выполнять сим финансовые обязательства, обусловленная их валютно- финансовым положением, отсутствием свободных средств, дефицитностью бюджета и платежного баланса.

92. Номенклатура (от лат. nomenklatura-роспись имен)-1) систематизированный перечень названий, материалов, производимых и продаваемых товаров и услуг; 2) расположенная по уровням важности, подчинения иерархическая система должностей, а также верхний уровень такой системы в аппарате управления.

93. Норма прибыли –отношение годовой прибыли к авансированному не ее получение капиталу или затратам, понадобившимся для ее получения.

94.

95. Нормативный срок службы основных средств- период времени, в течении которого здания, сооружения, оборудование должны, с одной стороны, сохранять работоспособность, а , с другой стороны, их стоимость должна быть полностью возмещена за счет амортизации.

96. Нормирование труда, расходов, затрат, оборотный средств, естественных потерь, обслуживания, запасов- установление норм выработки в расчете на одного работника, нормативных значений издержек, оборотных средств, естественной убыли, норм запасов ресурсов и других экономических норм и нормативов.

97. НОУ-ХАУ (от анг.know how- - досл: знаю как)-совокупность знаний, сведений научного, технического, производственно -технологического, управленческого, финансово -экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, еще не ставших предметом общего достояния, представляющих новинку.

98. Оборачиваемость оборотных средств- показатель, характеризующий скорость движения оборотных средств предприятия, компании, равный времени, в течение которого эти оборотные средства осуществляют полный оборот.

99. Олигополия (от греч. oligos-малочисленный и poleo-продаю, торгую)-господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров.

100. Олигопсония (от греч. oligos-малочисленный и opsonia-покупка) –рыночная ситуация, для которой характерно значительное превышение количества продавцов товара над ограниченным числом представленных на рынке покупателей.

101. Отрасль-совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

102. Платежеспособность -способность государства, юридических и физических лиц полностью выполнять свои обязательства по платежам, наличие у них денежных средств, необходимых и достаточных для выполнения этих обязательств, то есть осуществления платежей.

103. Постоянные затраты, издержки- расходы предприятия, не зависящие непосредственным образом от объема производимой продукции, которые не могут быть в течение короткого периода времени ни увеличены, ни уменьшены с целью роста или сокращения выпуска продукции.

104. Преференции (от лат. praeferentis-предпочтение)-преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятием, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов.

105. Продукция- продукт производства в вещественной форме или информационной форме, чаще всего в предметном виде, количественно измеряемый в натуральном и денежном выражении.

106. Продуцент- (от лат producens, produ centis-производящий, создающий)-производитель продукта, товара; страна, производящая определенный товар.

107. Производительность труда -показатель эффективности использования ресурсов труда, трудового фактора. Измеряемом количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время.

108. Профессия- род трудовой деятельности человек его постоянных занятий, а также свидетельство наличие у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

109. Рентабельность -эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности.

110. Реорганизация-преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия.

111. Риск- опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.

112. Резидент (от лат. residens-сидящий, остающийся на месте)- юридическое лицо, постоянно зарегистрированное или проживающего в даной стране.

113. Реконструкция(от ре и лат. construcio-построение)-преобразование основных средств, техники и технологии на предприятии с целью повышения уровня и качества выпускаемой продукции, освоения выпуска новых изделий.

114. Реновация(от лат. renovatio-обновление, возобновление)-экономический процесс замещения за счет средств амортизационного фонда выбывающих из производства вследствие физического и морального износа машин, оборудования, инструмента новыми основными средствами.

115. Репрезентативность (от франц. representative- показательный)-представительность выборки экономических показателей (чаще всего статистических),используемых для анализа экономических процессов и явлений.

116. Ройялти (англ. royalty королевские привилегии)- 1) периодический платеж за право пользоваться лицензией на товары, изобретения, патенты, нововведения, выпуск книг, прокат фильмов; обычно исчисляются в процентах от стоимости продаж; 2) плата за право разработки и добычи природный ресурсов.

117. Санация-система государственных и банковских мер по предотвращению банкротства предприятий, фирм, улучшению их финансового состояния посредством кредитования, реорганизации, изменения вида выпускаемой продукции или иным образом.

118. Себестоимость продукции -текущие издержки производства и обращения, реализации продукции, исчисленные в денежном выражении.

119. Сегментация рынка- разделение рынка на отдельные части по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения, типа наиболее представленных на данной части рынка покупателей, по социальным признакам.

120. Серийное производство (от лат. series-ряд)-производство продукции, товаров сериями, то есть отдельными партиями, в значительном, но не массовом количестве.

121. Синдикат (от лат. sindicatus, sindicus- поверенный, представитель)- 1)объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданное в интересах организации коллективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть.

122. Синергия, синергический эффект (от греч.synergos-вместе действующий)-возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему так называемого системного эффекта.

123. Сложный процент-начисление процентов на проценты, расчет процентов на два или большее число периодов, проводимый таким образом, что процент начисляется не только на исходную сумму, но и на процент начисленный в предыдущем периоде.

124. Собственный капитал-капитал, вложенный владельцем фирмы; в условиях акционерного общества - акционерный капитал. Рассчитывается как разница между совокупными активами фирмы и ее обязательствами.

125. Специализация - сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направления, отдельных технологических операций или видах выпускаемой продукции.

126. Спрос- фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

127.

128. Статут организации, лица (от лат.status положение, состояние)-правовое положение предприятия, предпринимателя, характеризуемое и определяемое их организационно- правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.

129. Стоимость-1) цена товара; 2) затраты денежных средств на приобретение товара, на выполнение работ и услуг, на получение благ; 3) в трудовой теории стоимости - овеществленный в товаре труд.

130. Субаренда-передача арендатором части арендованного имущества в аренду третьему лицу, при котором арендатор становиться арендодателем по отношению к этому лицу, выступающему в роли арендатора.

131. Субститут-товар, заменяющий другой товар, обладающий сходными с ним свойствами.

132. Тендер -конкурентные торги открытого типа или закрытого, для ограниченного числа участников, конкурсная форма размещения заказа.

133. Трест-объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра.

134. Технологическая карта-технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

135. Точка безубыточности-уровень производства или другого вида экономической деятельности, при котором величина выручки от реализации произведенного продукта, услуг равна издержкам производства и обращения этого продукта.

136. Трансакционные издержки- операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные, сопряженные затраты, расходы.

137. Трансфертная цена, внутрифирменная–цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий между их подразделениями в разных странах; обычно не предается широкой огласке.

138. Тренд(англ. trend) направленность изменения экономических показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций экономического роста или спада.

139. Убыточность предприятия,-финансовое состояние, финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия, характеризуемые тем, что в течение определенного времени денежные поступления не компенсируют расходы, не образуется прибыль, увеличивается долг.

140. Условия труда-совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье работника, например производственно-технические, санитарно-гигиенические, бытовые факторы.

141. Условно-постоянныерасходы-издержки, расходы предприятий на производство продукции, которые слабо зависят от объема производимой продукции.

142. Устав предприятия, акционерного общества, организации -зарегистрированный и утвержденный в установленном законном порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности.

143. Уставной капитал -зафиксированный в уставе акционерного общества его исходный, начальный капитал в денежном измерении, образуемый за счет выручки от продажи акций, частных вложений учредителей, государственных вложений.

144. Устойчивость предприятия- финансовое состояние предприятия, хозяйственная деятельность которого обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех его обязательств перед работниками, другими организациями, государством благодаря достаточным доходам и соответствию доходов и расходов.

145. Устойчивые пассивы- оборотные средства, принадлежащие предприятию, но постоянно находящиеся в его пользовании, в его хозяйственном обороте и потому приравненные к собственным средствам.

146. Учредители-организаторы дела, основатели фирмы, общества; физические и (или) юридические лица, создающие новую организацию, акционерное общество по собственной инициативе и привлекающие к участию в нем вкладчиков капитала.

147. Факторинг- вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор -фирмами и средними фирмами. Суть услуг состоит в том, что фактор фирма приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть возвращает долги в размере от 70 до 90 % долга, до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга.

148. Факторы производства- используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. К таким факторам относятся: земля, труд, капитал, предпринимательская активность (предпринимательские способности).

149. Физический износ основных средств- материальное изнашивание основных средств производства, потеря ими физических свойств, качеств, размеров, работоспособности.

150. Финансовое состояние государства, региона, предприятия -состояние экономического субъекта, характеризуемое наличием у него финансовых ресурсов, обеспечением денежными средствами, необходимыми для деятельности, поддержания нормального режима работы и жизни, осуществления денежных расчетов с другими субъектами.

151. ФИФО (англ.FIFO first-in-first-out-первым поступил- первым обслужен)- 1) метод бухгалтерского учета товарных запасов, в соответствии с которым они фиксируются в денежном выражении по цене первой поступившей партии этих товаров; 2) метод расчета процентов при досрочном изъятии процентов части сберегательного вклада из банка, заключающийся в том, что расчет ведется в предложении изъятия всей первой суммы, принятой на вклад.

152. Форвардные сделки-срочные сделки за наличный расчет, согласно которым покупатель и продавец соглашаются на поставку проданного товара на определенную дату в будущем, в то время как цена товара устанавливается в момент заключения сделки.

153. Форс-мажорные обстоятельства, -чрезвычайные , непреодолимые, независящие от воли и действий участников экономического соглашения обстоятельства, в связи с которыми оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства.

154. Франчайзинг -смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами на право, привилегию действовать от имени франчайзера.

155. Фрахт –плата за перевозку груза водным и воздушным путем, взимаемая после перевозки.

156. Хайринг- среднесрочный договор аренды, одна из форм лизинга.

157. Хеджирование-страхование, снижение риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора.

158. Холдинг-корпорация, компания, головное предприятие, управляющая деятельность или контролирующее деятельность других предприятий и компаний.

159. Хронометраж-измерение затрат рабочего времени, затрачиваемых работником на выполнение отдельных трудовых операций с целью определения трудоемкости этих операций, работ.

160. Цена- фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.

161. Цессия(от лат. cession-передача) уступка, передача другим лицам своего права на обладание собственностью, средствами или на их получение.

162. Частное предприятие-предприятие, имеющее одного хозяина, основанное на частной собственности индивидуального лица, владельца и распорядителя основных средств, капитала предприятия.

163. Человеко-день-единица измерения рабочего времени, характеризующая работу одного человека в течении одного рабочего дня вне зависимости от установленной продолжительности рабочего дня.

164. Человеко-час-единица измерения рабочего времени, соответствующая часу фактической работы одного человека.

165. Штатное расписание- утвержденный, принятый перечень численного состава работников предприятия, учреждения с указанием их количества, должностных окладов, особенностей оплаты.

166. Экономическая эффективность-результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата; достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

167. Экстенсивный путь развития -способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов.

168. Экстраполяция- определение будущих, ожидаемых значений экономических величин, показателей на основе имеющихся данных об их изменении в прошлые периоды; перенесение прошлого на будущее, исходя из выявленных в прошлом тенденций изменения.

169. Эффект- достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном выражении.

170. Эффект замещения-1)изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими. 2)влияние, которое оказывает изменение цены ресурса на количество этого ресурса, используемого потребителем.

171. Эффект мультипликатора -влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт; влияние, вызванное изменением в потреблении, в объеме инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги в объеме экспорта.

 

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – 2-е изд., исправ. – М.: ИНФРА-М, 1998.- 479 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

       
   


Уровни
Системный
Структурно-объектный
Целевой
Нормативно-правовой
Экономический

качество

 


Принцип управления качеством
Гарантирование качества
Ответственность производителя
Сертификация качества
Нормативные стандарты
Стандартизация качества
TQM- всеобщее управление качеством
Концепция управления качеством
Управление качеством
Функционально-объектная концепция качества
Квалиметрия
Продукта
Менеджмента
Логистики

 
 
Экономика управления качеством


Конкурентоспособность
Экономическая эффективность
Эффекты от изменения качества
Оптимизация затрат на обеспечение качества
Страхование качества
риск

 

 

Рисунок А.1 – Структурно - логическая схема концепции «Управление качеством»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица Б.1- Документация системы качества

Охватывает Распределение Документы СОК Описание
  В открытой части – все работники предприятия и возможные клиенты. В закрытой части – высшее руководство фирмы. ПОЛИТИКА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы по выполнению политики качества. Содержит маркетинговое ноу-хау фирмы
Все предприятие ВНУТРЕННЕЕ: Руководство предприятия, начальники подразделений; ВНЕШНЕЕ: При абсолютной необходимости РУКОВОДСТВО (СПРАВОЧНИК) ПО КАЧЕСТВУ Принципы обеспечения качества, организационная структура и порядок работы, охватывающие предприятие взаимосвязи, обязанности, компетенции. Содержит организационное ноу-хау предприятия, указания на методологические и рабочие инструкции.
Подразделения, отделы Исключительно внутреннее по отделам МЕТОДОЛО-ГИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ СОК Подробное описание частичных областей СОК. Содержит организационное и техническое ноу-хау предприятия
Отдельные виды деятельности Исключительно по рабочим местам РАБОЧИЕ ИНСТРУКЦИИ СОК Подробное описание технологии обеспечения качества на рабочих местах. Содержит техническое ноу-хау предприятия
    ТИПОВЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ   СПЕЦИФИКАЦИИ ПОСТАВЩИКОВ Передается исполнителю заказа.   Содержит техническое ноу-хау предприятия

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

 


 

 

Рисунок В.1 - Основные этапы разработки, внедрения и сертификации системы качества в организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

№ п/п Этапы работы Месяц
Планирование и подготовка внедрения системы качества
Оценка действующей системы качества                        
2 Разработка плана внедрения системы качества                        
3 Определение политики в области качества                        
4 Формирование ОСУ системы качества                        
5 Распределение ответственности в системе качества                        
6 Обучение работников применению стандартов ИСО серии 9000                        
Разработка и внедрение документации системы качества
7 Определение состава (перечня) документации                        
8 Подготовка графика разработки и внедрения документации системы качества                        
9 Разработка документации системы качества                                    
10 Внедрение документации системы качества (в т.ч. обучение при необходимости)                        
11 Проведение внутреннего аудита                        
12 Осуществление корректирующих действий                        
Утверждение руководства по качеству                      
Сертификация системы качества
14 Выбор органа сертификации                        
15 Проведение сертификации                        
                             

 

Рисунок Г.1 - Примерный календарный план внедрения системы качества