ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе современных научных дисциплин экономическая теория выполняет важную практическую функцию, состоящую в разработке рекомендаций по оптимизации хозяйственных решений, принимаемых рыночными субъектами в условиях несовершенной конкуренции, асимметрии информации и ограниченности располагаемых ресурсов. Сложностью предмета экономической теории обусловлено ее деление на четыре взаимосвязанных раздела (микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика и мировая экономика), каждый из которых представляет ступень научного анализа со определенным спектром исследуемых проблем.

Микроэкономика как область научных знаний сформировалась в конце 19 века под основополагающим влиянием идей представителей неоклассической школы. Особенность неоклассического подхода, заключающаяся в использовании экономико-математических моделей и предельного метода, предопределила ключевые направления развития микроэкономического анализа, в центре которого находится рациональное поведение рыночных субъектов в конкурентной среде.

Оперируя такими базовыми категориями, как полезность, цена, доход, издержки, прибыль и выручка, предельный, средний и валовый продукты труда, микроэкономика определяет способы максимизации целевой функции потребителя, фирмы, домашнего хозяйства, собственника ресурсов. Ключевыми вопросами микроэкономики являются: равновесие и неравновесие рынка, эластичность спроса и предложения, ценообразование в условиях чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции, максимизация полезности потребителем, функционирование рынков труда, земли и капитала, экономическая природа земельной ренты и процентного дохода на капитал, оценка стоимости денег во времени. На микроэкономическом уровне изучается действие законов спроса и предложения, убывающей предельной полезности и убывающей предельной производительности.

Предмет микроэкономики приобрел и новые аспекты с вступлением экономических субъектов в фазу постиндустриального развития. На микроэкономическом уровне особую актуальность изучения приобрели такие вопросы, как: информационная асимметрия и последствия ее проявления на микроэкономических рынках, оптимизация объемов производства в случаях возникновения внешних эффектов, общее равновесие микроэкономических рынков и эффект обратной связи, распределение общественных благ в экономике.

Изучение традиционных и новых аспектов микроэкономического анализа позволит современным менеджерам, маркетологам и экономистам принимать взвешенные решения, нацелеленные на достижение коммерческого успеха фирмы в конкурентной среде.