Важность тестирования на удобство применения программного обеспечения
Вопрос об организации лабораторий, которые бы проводили тестирование на удобство применения, рассматривался в течение более пятнадцати лет. Оценивать удобство применения начала компания IBM в начале 80-х годов. В то время это был способ сделать пользователей ПК более самодостаточными и сократить количество звонков, поступающих в компанию. С тех пор эта практика была перенята большинством основных разработчиков технического и программного обеспечения, и тестирование стали проводить практически все фирмы данной отрасли.
Вот несколько основных причин, важности тестирования на удобство применения:
· интуиция разработчиков и проектировщиков иногда может подвести;
· терминология разработчиков и проектировщиков не всегда совпадает с терминологией, к которой привыкли пользователи;
· все люди разные, поэтому в природе не существует «среднестатистического» пользователя;
· не полные инструкции и руководящие принципы по разработке вопросов удобства применения;
· информации, получаемой от пользователей по телефону или электронной почте, не достаточно для проведения оценки качества продукта;
· затраченные на проведение тестирования время, деньги и ресурсы всегда окупаются;
· продукты, созданные по частям, обычно бывают, несовместимы на системном уровне;
· проблемы, выявленные на завершающих стадиях разработки, сложнее и накладнее исправлять;
· устранение ошибок во время проектирования позволит сократить затраты на последующую поддержку программы;
· оценка удобства применения может дать преимущества перед конкурирующими продуктами.
Что такое тестирование на удобство применения? Международная организация стандартизации (ISO) дает следующее определение: «Удобство применения – это эффективность, рентабельность и удовлетворение, с которым пользователи могут выполнить те или иные задачи в заданной среде». Тестирование на удобство применения проводится для того, чтобы оценить качество работы продукта и выяснить, насколько он эффективен, рентабелен и довольны ли им пользователи.
Эта проверка осуществляется на различных этапах разработки ПП (образец дизайна на бумаге, программные прототипы и конечный продукт), чтобы обеспечить обратную связь с пользователями. Это помогает совершенствовать весь проект в целом, сокращает количество ошибок, проводит сравнительный анализ продуктов и версий, а также подтверждает соответствие продукта предъявляемым требованиям. Необходимо не просто тестировать на удобство применения, а планировать и вести разработку с расчетом на него.
Важной частью как разработки программного обеспечения, так и тестирования является построение прототипов. Прототипирование на ранних стадиях может заключаться в создании рисунков и разработок на бумаге. Программные прототипы могут варьироваться от простых изложений концепции до полных действующих программ, подготовленных для функционального и программного тестирования, а также проведения маркетинга.
Некоторые операции тестирования достаточно просты по содержанию и требуют только бумаги и карандаша, но есть и другие, для проведения которых необходимы специальная лаборатория, помещения для пользователей и наблюдателей, видеокамеры, аудиооборудование, программные и компонентные среды для просмотра, тестируемого программного продукта. Существуют следующие способы проведения тестирования:
· наблюдение;
· проведение опросов и исследований;
· контекстуальные опросы;
· эвристические оценки;
· работа с выделенными группами;
· лабораторное тестирование.
Эвристические оценки проводятся как часть процесса определения удобства применения. Разработчики и специалисты в области пользовательских интерфейсов анализируют ПП с помощью специальных проверочных анкет, руководящих принципов. Подобного рода оценки проводятся, как правило, на ранних стадиях проектирования, часто посредством разработок на бумаге и программных прототипов. Эвристические оценки применяются для выявления на ранних стадиях серьезных проблем, связанных с удобством применения и самим интерфейсом.
Более сложное по содержанию тестирование на удобство применения проводится в специальных лабораториях, куда приглашают пользователей, испытывающих прототипы или версии программных продуктов. Лицам, участвующим в тесте, предлагается использовать систему для выполнения ряда задач. Причем размышлять они должны вслух. Это помогает коллективу, проводящему тестирование, понять, о чем они думают, что в конечном итоге позволяет лучше интерпретировать аудио- и видеоданные, собираемые во время теста.
Важной частью любого тестирования является правильный подбор пользователей (и достаточного их числа). Участники теста должны быть типичными представителями пользователей данного ПП. Их количество зависит от многих факторов, в том числе времени, ресурсов, проекта теста, типа тестируемых задач и вида статистического анализа, который планируется провести по полученным результатам. Если интересуют основные проблемы удобства применения, то достаточно 4-8 участников, чтобы справиться с этой задачей. По завершению сеанса тестирования каждого из участников, может случиться так, что обратная связь с пользователями вскрыла новые проблемные области. В таком случае увеличивают количество участников.
Методы оценки удобства применения должны быть производными от целей и задач, стоящих перед ПП. Как правило, тестирование на удобство применения включает два типа методов оценки:
· методы оценки работы, подразумевающие подсчет действий, определение полноты выполнения задачи, подсчет времени, затраченного на это выполнение, ошибок и обращений за помощью. Такие методы называются численными;
· субъективные методы, включающие сбор устных и письменных сообщений пользователей об их восприятии, мнениях, суждениях, предпочтениях, а также степени удовлетворенности от системы и их собственной выполненной работы. Эти методы носят название качественные.