ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы и технологии организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области.
Вопрос о необходимости, способах и формах совершенствования юридического образования в нашей стране приобретает все большую актуальность, активно обсуждается в телевизионных программах, на страницах юридической литературы и в иных изданиях, профессионально занимающихся проблемами образования в России.
Высшее юридические образование традиционно, наряду с экономическим, финансовым, банковским и некоторыми другими видами высшего профессионального образования, пользуется среди абитуриентов вузов повышенным спросом. Число дипломированных юристов многократно возросло, чего, к сожалению, не скажешь о качестве их подготовки. Несмотря на перепроизводство выпускников юридического профиля в России, налицо острая нехватка высококвалифицированных специалистов, поскольку потребности экономики и современного государства и общества в целом в квалифицированных юридических кадрах не могут быть удовлетворены. В то же время стремление к знанию законодательства, внимание к защите прав и законных интересов посредством судебных процедур постоянно возрастают, что обусловлено, в том числе, такими факторами, как активная деятельность третейских судов, медиация, являющаяся новой формой урегулирования споров. Граждане предъявляют достаточно высокие требования к специалистам, оказывающим юридическую помощь, а также стремятся самостоятельно овладеть юридическими знаниями для обеспечения защиты прав и правовых интересов. Все это влияет на повышение престижа юридической профессии, что стимулирует молодежь к ее получению. Понятно, что ключевым фактором при определении перспективы юридического образования и необходимого количества юристов является качество юридического образования. Существует прямая зависимость между имеющимся у выпускника образованием и его профессиональной компетентностью. В немалой степени на содержание подготовки юристов влияет система законодательства, правильное представление о котором определяет качество понимания особенностей и свойств права. В соответствии с Указом Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» был определен целый комплекс мероприятий по совершенствованию качества подготовки юридических кадров в стране. В числе мероприятий по улучшению качества образования можно назвать ограничение на подготовку юристов в непрофильных вузах, а также, в целом, сокращение числа вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области права, и непрофильных факультетов. Введена общественная аккредитация юридических вузов и факультетов, совершенствуется система лицензирования вузов, приняты новые государственные стандарты юридического образования. Внедрение двухуровневой подготовки юристов посредством замены специалитета бакалавриатом и магистратурой рассматривается Министерством образования и науки РФ как новый значительный шаг на пути повышения качества подготовки юристов высшей квалификации, дающий дополнительные возможности оптимизации образовательного стандарта. Данные возможности связаны с уровнями специализации и структуры знаний, предусмотренными программами бакалавриата и магистратуры. Бакалавриат представляет собой общую юридическую подготовку и специализацию для решения профессиональных юридических задач среднего уровня сложности. Магистратура, в свою очередь, обеспечивает глубокую профессиональную специализацию для решения юридических задач высокого уровня сложности. К сожалению, особенно активно развивают бакалавриат и магистратуру негосударственные и непрофильные юридические вузы. При этом набор в магистратуру осуществляется, в том числе, и при отсутствии базового профильного образования. Имеется острая необходимость в дополнении образовательного стандарта требованием о недопустимости сдачи вступительных экзаменов в магистратуру лицами, имеющими непрофильный диплом бакалавра.
Необходимо также существенное повышение требований к качеству учебного процесса:
· введение инновационных образовательных технологий (электронные курсы, использование мультимедиа-ресурсов и т. д.) Так, например положительные результаты дают интерактивные методы обучения, под которыми понимается обучение, погруженное в общение, оно сохраняющее конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяющее формы и приемы ведения урока. Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную; ткоммуникативно-развивающую; социально-ориентационную. Он позволяет: реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; усилить мотивацию к изучению предмета; создать благоприятную атмосферу на уроке; исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения; отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся
· усиление практической направленности обучения (решение практических курсов, увеличение часов практики);
· введение объективных критериев оценки знаний студентов (письменные зачеты и экзамены, электронное тестирование и т. д.). Сегодня оценка эффективности системы образования является одной из ключевых проблем в практике управления, в формировании и реализации образовательной политики; необходимость в качественных экспертных процедурах возрастает с развитием инноваций в сфере образования. Экспертиза сложных социальных систем, к которым относится образование, требует анализа разнообразных теоретических и практических подходов к ее содержанию, типологии, процедуре и организации с целью определения необходимой совокупности элементов, позволяющих с различных позиций рассмотреть эти системы для получения объективной оценки и прогноза развития инновационной деятельности.
В России существуют две концептуальные модели высшего юридического образования: классическая и специализированная. Классическая модель высшего юридического образования, прежде всего, реализуется на юридических факультетах, являющихся структурными подразделениями университетов. Студенты университетов в результате обучения получают классическое, «университетское» образование. Вместе с тем специализированное образование характеризуется более углубленной подготовкой по отдельным предметам, специальными исследованиями в рамках курсовых и дипломных работ, соответствующей профильной и более продолжительной практикой и т. д. Специализированную подготовку студентов в стране осуществляет целый ряд образовательных учреждений, например: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Российская Академия адвокатуры и нотариата (Институт), Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации и т.д.
Итак, сегодня в условиях реформации образования на преподавание правовых дисциплин возлагаются важные задания, связанные с социальной адаптацией личности, подготовкой к активной общественной жизни и воспитанием, с одной стороны, общечеловеческих ценностных ориентаций, а из другого – патриотизма, борьбы с коррупцией, правовым нигилизмом. Становится, очевидным, что традиционная школа, ориентированна на передачу знаний, умений и навыков и не успевает за темпами их нарастания. Преодоление кризиса современного образования возможно благодаря интенсивному реформированию его, соответственно требованиям времени, в процессе формирования принципиально новой системы общего образования, которая постепенно заменяет традиционную. Ее результатом должно стать формирование высоко-адаптированной к изменяющимся условиям, к активно-деятельной, творческой личности, которая умеет анализировать, преодолевать многие трудности.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. Очевидно, что внедрение вычислительной техники в учебный процесс, несомненно, в значительной степени интенсифицирует процесс реализации поставленных педагогом и программой задач. Информационные технологии должны стать инструментом, позволяющим углубить и закрепить экспериментальные умения учащихся, ибо способствует расширению рамок традиционных методов учебного экспериментирования, дополняя их такими важными компонентами, как планирование, моделирование эксперимента, автоматизированная обработка его результатов.
Итак, метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий. Методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов. Технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения. От понятия «технология» следует отличать термин «техника», который обозначает специфику и уровень исполнения субъектом образовательного процесса отдельных видов деятельности (техника общения, техника работы с компьютером и др.). Если проанализировать разные трактовки термина «технология» в образовании, то можно обнаружить тенденции в изменении их содержания, которое по сути представлено разными аспектами, отражающими направления развития и смыслового обогащения рассматриваемой категории.
Первый аспект — технико-инструментальный. Он характеризуется тем, что понятие «технология» по содержанию сводится к техническим средствам, которые применяются в образовательном процессе, — средства звукозаписи, учебное кино, телевидение и др. Поиск путей использования технических средств в обучении определил возможность выделения особой сферы, которая получила название «технология в обучении». В этом значении разработчики новых технологий отталкивались от возможностей развивающихся технических средств как исходного момента построения образовательного процесса. Сторонники рассматриваемого аспекта ориентируются на выбор средств, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, возможность достижения образовательных результатов системой разных, в том числе и технических, средств.
Второй аспект — функционально-процессуальный — по сути и есть собственно технологический подход к построению вузовского образовательного процесса, в котором способы, средства и условия могут выполнят разные функции в достижении одной и той же образовательной цели. Не случайно сторонники данного аспекта считают, что для достижения одной и той же цели педагог может использовать разные технологии. В рамках функционально-процессуального аспекта технология характеризуется как процесс выбора и использования определенной системы средств, необходимой для достижения поставленной преподавателем цели в определенной, заданной педагогом логике, эффективность которых будет достигаться только при определенно заданных условиях. Одним из результатов такого понимания технологии была ориентация педагогов на определение путей заранее спланированного поэтапного и процедурного достижения целей, противопоставленная расплывчатости целевых ориентиров на уровне только идей и деклараций. В рамках рассматриваемого аспекта можно сказать, что технологии, применяемые в образовательной практике, раскрывают воспроизводимые моменты организации образовательного процесса и процесса обучения конкретным учебным дисциплинам, управления процессом освоения образовательной программы, их общения или развития. Масштабы воспроизводимых моментов организуемого преподавателем образовательного процесса определяются исходными установками, в качестве которых могут быть социальный заказ, образовательный стандарт, модель будущего специалиста, образ современного молодого человека, цели и содержание школьного или профессионального образования и т.д.
Сторонники системного подхода под технологиями понимают согласованность точно выраженной цели, средств и условий ее достижения, а также способов определения результатов, получаемых в ходе применения такой технологии в образовательной практике. В ходе изучения теории педагогической технологии представленной в научной литературе находит подтверждение тот факт, что в основе становления и развития теоретических основ педагогической технологии лежит междисциплинарный технолого-педагогический комплекс проблем.
Вся отечественная и общеобразовательная, и профессиональная школа длительное время, особенно в застойный период, была ориентирована на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела – образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. В современных социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Следовательно, в ХХI веке все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов, обеспечивающих общественное развитие образовательного процесса. Образовательные ориентиры стали иными, чем в традиционной системе. Взято направление на развитие инновационной политики в образовании: информатизация образовательного пространства, социальное партнерство, компетентностный подход, гуманистический, личностно ориентированные подходы, развивающее обучение, создание среды для развития индивидуальности обучаемых субъектов