Глава 2. Базовый тезаурус по Теории и методике обучения праву.

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - воспитание, основанное исклю­чительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее бес­прекословное подчинение воспитанников.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (дидактический принцип) - процесс обучения, который стимулирует у учащихся актив­ность и самостоятельность, способствует прочному и глубокому усво­ению знаний, выработке необходимых умений и навыков.

АНАЛИЗ:

1.Метод научного исследования, состоящий в мысленном или фак­тическом разложении целого на составные части, наряду с синтезом имеет большое значение в научном познании.

2.Разбор, рассмотрение чего-либо.

АНАЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ - педагогический прием, заключающий­ся в установлении сходства в каком-нибудь отношении между изучае­мыми предметами и явлениями, различными в остальных отношениях.

АНДРОГОГИКА - отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы образования, обучения и вос­питания взрослых. Термин впервые ввел К. Капп в книге о педагоги­ческих взглядах Платона (1833 г.).

АННОТАЦИЯ — краткое разъяснительное или критическое примеча­ние, следующее за библиографическим описанием какого-либо сочи­нения (на обороте титульного листа книги, на каталожной карточке и т. д.). Развернутая аннотация, сжатая характеристика идейной направлен­ности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи.

АППЕРЦЕПЦИЯ — процесс восприятия, наблюдения, познания и ос­воения новых представлений, связывающий содержание новых ощуще­ний с прежним личным опытом и знаниями.

АППЕРЦЕПЦИЯ В ОБУЧЕНИИ — использование зависимости вос­приятия от прошлого опыта и имеющихся у учащихся представлений и знаний для более точного и глубокого усвоения ими нового учебного материала и возбуждения активного отношения к нему.

АТАКА МОЗГОВАЯ — коллективное, свободное обсуждение про­блемы, идеи с возможностью предложения самых нестандартных ва­риантов.

АТТЕСТАЦИЯ — определение уровня знаний, умений, опыта, дело­вых качеств с выдачей официального свидетельства (сертификата, дип­лома и т. п.), указывающего на соответствующую квалификацию.

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ — основанный на одновременном восприя­тии слухом и зрением.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — необходимый общественный уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающей разностороннее развитие и целостную ориентацию личности, формирование общекуль­турной основы ее дальнейшего образования, гражданские и професси­ональные становления.

ВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - информация, данная в устной, словесной форме (в отличие от документальной, зафиксированной на каком-либо носителе).

ВИД УРОКА - классификация урока по ведущему на уроке методу (например, развивающий вид урока, проблемный вид урока и т.д.).

ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ - методология проведения совещаний и дискуссий между группами удаленных пользователей с исполнением трансляции изображения в среде Интернет.

ГЕНЕЗИС - происхождение, возникновение.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ исследования природных и со­циальных явлений, основанных на анализе их развития.

ГИПОТЕЗА - предположение, выдвигаемое для объяснения ка­кого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретическо­го обоснования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБ­ЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - это система норм и требований, опреде­ляющих обязательный минимум содержания основных образователь­ных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образова­тельных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это новая образовательная мо­дель, цель которой подготовить учащихся к ответственной и осмыслен­ной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе.

В философском смысле гражданское образование - это вхождение человека в мир общественных отношений, политики и права; овладе­ние гражданскими компетентностями и освоение ценностей, смыслов и механизмов функционирования гражданского общества, политичес­кой и правовой систем; обретение собственного образа гражданина; ста­новление духовно-нравственных качеств личности, составляющих со­держание гражданственности.

ГРУППИРУЮЩИЙ МЕТОД ОБЪЕДИНЕНИЯ МАТЕРИАЛА (или КОЛЛЕКТИВНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ МЕТОД) - метод изучения ис­торического материала на основе ключевых тем, идей. Основан был не­мецким педагогом Бидерманом в 1860 г.

ГРУППОВОЙ МЕТОД - метод управления учебным процессом, ког­да дидактические задачи, поставленные перед учащимися, решаются в результате парных, групповых, командных действий, комплектование которых обусловлено определённым признаком.

ГУМАНИЗМ - совокупность взглядов, выражающих уважение до­стоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создании благоприятных для чело­века условий общественной жизни.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - действия, не соответствующие офи­циально установленным или фактически сложившимся в данном обще­стве (социальной группе) правовым или нравственным нормам.

ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - способ исследования, изложения, при котором частные случаи логически выводятся из общих положений (из аксиом, постулатов, правил, законов).

ДЕДУКЦИЯ В ОБУЧЕНИИ - форма умозаключения, при которой новое знание о предмете выводится на основании знания общих для дан­ного класса предметов, правил, положений.

ДЕЛОВАЯ ИГРА - один из методов активного обучения. Деловая игра - имитационный процесс, т. е. процесс выработки и принятия ре­шений для определенной ситуации в условиях поэтапного уточнения факторов, анализа информации. Деловые игры условно разделяют на три категории: производственные, исследовательские, обучающие.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — это такая направленность орга­низации процесса обучения, при которой учащиеся на всех этапах занятия включаются в активную познавательную деятельность, само­стоятельно открывают для себя те законы, следствия и другие ком­поненты научного знания, которые при знаниевом подходе традици­онно излагаются учителем.

ДИДАКТИКА — отрасль педагогической науки, раскрывающая тео­ретические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание об­разования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предме­тов на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономер­ности и специфику образования и непрерывного обучения в общеобра­зовательной, профессиональной, средней специальной и высшей шко­ле и других системах обучения. Важнейшая цель дидактики - раскры­тие закономерностей обучения, связей между потребностями общества и конкретными целями, задачами обучения и содержанием образования, их методами, формами, а также достигаемыми результатами. Обобщая многочисленные виды закономерных связей, дидактика формирует принципы обучения, соблюдая которые преподаватель может обеспечить оптимальное построение учебного процесса.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА — средства, с помощью которых реализуются цели обучения; подразделяются на материальные и сред­ства нематериального характера (методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности).

ДИСКУССИЯ (как метод обучения) - коллективное обсуждение ка­кой-либо проблемы, темы и т.п., повышающее интенсивность и эффек­тивность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины; вид спора, состоящий в достижении оп­ределённой степени согласия.

ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ (образовательно­го процесса) - совокупность методов и средств обучения и админист­рирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных инфор­мационных и телекоммуникационных технологий.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МЕТОД - метод обучения, ставящий своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и индивидуальных способностей обучаемых.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — это организация учебной де­ятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близ­ки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изуче­нии исторического материала.

ДОКЛАД - это устный текст, значительный по объёму, представляю­щий собой публичное развёрнутое, глубокое изложение определённой темы.

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - дидактический принцип, предпола­гающий соответствие содержания и методов обучения реальным воз­можностям обучаемого, уровню его знаний и уровню развития умений и навыков освоения учебного материала, оптимальный выбор объема и сложности учебных задач, а также рациональную технологию обучения, учитывающую индивидуальные особенности обучаемого.

ИГРА ДЕЛОВАЯ - форма деятельности людей, имитирующая те или иные ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.

ИГРОВОЙ МЕТОД - метод условно-занимательного обучения, пред­полагающий создание ситуаций, имитирующих формы деятельности людей и направленный на формирование знаний, умений и навыков; одно из средств активизации учебного процесса.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного про­цесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учиты­вает индивидуальные различия учеников, уровень развития, их способ­ность к учению.

ИННОВАЦИЯ - есть нововведение, т.е. целенаправленное измене­ние, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новше­ства), вызывающие переход системы из одного в другое.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС - совмещение в рамках единого учебного курса событий зарубежной и отечественной истории, позво­ляющее рассматривать прошлое целостно, в органической связи.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА - автоматизи­рованная обучающая система, снабженная интеллектуальным интерфей­сом, позволяющим обучаемому в процессе обучения вести диалог, от­вечать на вопросы и выполнять задания на естественном языке.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

1.Массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропро­цессорной техники и средств передачи информации, а также педагоги­ческих технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления ин­теллектуальных возможностей обучаемых.

2.Процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой раз­работки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обу­чения и воспитания; принадлежит к числу важнейших направлений про­цесса информатизации современного общества.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — педагоги­ческая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятель­ности преподавателя и учащихся, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фикси­руют ее в памяти.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ — метод привле­чения учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений дей­ствительности, делают выводы, познают закономерности, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: Определенный уровень знаний и умений, умственного, нравствен­ного и физического развития, которое достигают обучаемые на опреде­ленном этапе в соответствии с планируемыми целями.

КВАЛИФИКАЦИЯ - подготовленность индивида к профессиональ­ной деятельности, наличие у него знаний, навыков и умений, необходи­мых для выполнения определенной работы.

КЕЙС-СТАДИ — методика ситуационного обучения, основанная на реальной действительности и требующая от обучаемого поиска некото­рого целесообразного решения в предложенной ему практической си­туации. В соответствии с этой методикой кейс (набор) включает описа­ние конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (ука­занием цели исследования), справочную и дополнительную информа­цию, методические материалы для самостоятельного изучения.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — учебный про­цесс, при котором ученики группируются по классам и основной фор­мой обучения является урок. Содержание образования в каждом клас­се определяется учебным планом и программами. Уроки проводятся по твердому годовому расписанию, составленному на основе учебного плана. Место проведения урока - классная комната, учебный кабинет, лаборатория, мастерские.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — конкретные, хорошо диагностируемые зна­ния, навыки и отношения, необходимые для эффективной деятельности в избранной области.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - использование компьютеров в учебном процессе для решения следующих задач: ин­дивидуализации и дифференциации обучения; осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учеб­ной деятельности; осуществления самоконтроля и самокоррекции; мо­делирования и имитации, изучаемых или исследуемых объектов, про­цессов и явлений; развития познавательных интересов учащихся; фор­мирования умения принимать решения.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ - совокупность приемов и методов передачи информации обучаемому, контроль вос­приятия, переработки и использования полученных знаний в реальной жизни с помощью компьютеров.

КОНСУЛЬТАЦИЯ - печатное или устное разъяснение учителя по сложному и актуальному теоретическому или методическому вопро­су, проблеме.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ — определение достигнутого уровня знаний или выявление разницы между реальным и запланиро­ванным уровнем освоения учебной программы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА — одна из форм проверки и оценки усвоен­ных знаний, получения информации о характере познавательной деятельно­сти, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

КОНФЕРЕНЦИЯ — мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических и производственных вопросов и выработки ре­комендаций по их решению.

КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ — технология обучения, ста­вящая своей целью максимальное сближение учебного процесса с ес­тественными психологическими особенностями восприятия, переработки и усвоения информации человеком.

КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ — способ повторения учебного материала, при котором материал заучивается в один прием, а повторение следует одно за другим без перерыва.

КОНЦЕПЦИЯ — система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений и процессов, руководящая идея, ведущий замысел.

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различ­ных типах учебных заведений, определенным способом понимание це­лей, задач, организации образовательных программ.

КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности уча­щегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.

КУРС ОБУЧЕНИЯ - законченный этап обучения, соответствующий программе определенного учебного заведения; точно очерченный круг знаний, умений и навыков по какому-либо учебному предмету или на­учной дисциплине.

ЛЕКЦИЯ - метод словесного изложения учебного материала; пред­полагает целостное раскрытие темы (раздела, курса в целом), анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи, обобщении, ясность аргументации и научную доказательность выводов. Технология лекци­онного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюст­ративного материала, эпизодические обсуждения, ответы па вопросы, резюме и краткий анализ литературы. В методике выделяют лекции по­вествовательные, информационно-диалогические и проблемные.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система образования, основывающаяся на организации взаимодействия учащих­ся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обу­чаемых способности к самообразованию, самоопределению, самосто­ятельности и самореализации. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а со­здает условия для полноценного проявления и, соответственно, разви­тия личностных функций субъектов образовательного процесса.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД - индивидуальный подход к обучаемо­му как к личности.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основные за­дачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в совре­менных информационных условиях, восприятию различной информа­ции, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздей­ствия на психику, овладевать способами общения на основе невербаль­ных форм коммуникации с помощью технических средств.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - установление взаимосвязи меж­ду различными учебными предметами, которые изучаются в учеб­ном заведении.

МЕТОД - способ или образ действия, с помощью которого осуще­ствляется познание, исследование явлений природы и общественной жизни, обеспечивается достижение цели.

МЕТОД «ДЕЛЬФИ», МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА, МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ - метод группового обучения и стимулирования познавательной активности, основанный на процессе совместного раз­решения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем; уча­стников побуждают к свободному выдвижению идей с их последую­щим критическим анализом. Штурм - способ овладения крепостью, городом, укреплением. Атака - наиболее решительный момент насту­пательных действий. «Мозговой штурм» на занятии - это элемент учеб­ного занятия, содержащий ориентировку для учащихся на восприятие сложного, сравнительно узкого вопроса и его разрешение на основе максимального умственного напряжения.

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ — создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования пе­дагогического процесса или какой-либо его части. Метод моделирова­ния применяется при разработке учебного плана, организации учебно­го или производительного труда, программы воспитания и режима.

МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — способ добывания достовер­ных фактов о реальной действительности знаний, о существующих свя­зях между явлениями и тенденциях их развития, обобщение добытых сведений и их оценка.

МЕТОД ПРОЕКТОВ — система обучения, при которой учащиеся при­обретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно ус­ложняющихся практических заданий-проектов. Метод проектов возник во 2-й половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. В 20-х гг. XX в. ме­тод проектов привлек внимание советских педагогов. Он применялся в практике советской школы до 1931 г.

МЕТОД РЕЙТИНГА - определение оценки деятельности какой-либо личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК — комплекс логических и мате­матических процедур, направленный на получение от специалистов ин­формации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рацио­нальных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анали­за проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений. Серьезным недостатком метода является то, что он не исключает субъективизма в оценке знаний и умений учащихся, ставит результаты оценки в зависи­мости от личных профессиональных и моральных качеств эксперта.

МЕТОДИКА - совокупность методов, приемов целесообразного про­ведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследую­щая закономерности, правила, методы и приемы обучения определен­ному учебному предмету.

МЕТОДИКА В ОБРАЗОВАНИИ — описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образова­тельных процессах.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность методов, их целе­направленная организация и применение для подтверждения или опро­вержения гипотезы. Система указанных методов определяется исход­ной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ — целенаправленная система методов обу­чения, обеспечивающая решение задач обучения.

МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА — педагогическая наука (ча­стная дидактика), исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Объектом ее исследования является процесс обу­чения той или иной учебной дисциплине. Методика разрабатывает и пред­лагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят свое конкретное выражение в содержа­нии образования, воплощенном в программах и учебниках по каждо­му учебному предмету, реализуются в методах, средствах и организа­ционных формах обучения. В системе педагогических наук методика тесно связана с дидактикой и опирается на ее общие положения. Осно­вываясь на принципах воспитания, она раскрывает цели обучения пред­мету, его значение для развития личности обучающегося.

Для разработки эффективной системы педагогического воздействия методика учебного предмета опирается на данные педагогической пси­хологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, киберне­тики (особенно при разработке элементов программного обучения).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА - часть системы непрерывного образо­вания преподавателей, воспитателей. Цели методической работы: осво­ение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспита­ния учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспита­тельной работы; обмен опытом между членами педагогического коллек­тива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.

МЕТОДОЛОГИЯ - учение о научном методе дознания; совокуп­ность методов, применяемых в какой-либо науке; учение о логичес­кой организации и структуре образовательного процесса, подходах к его реализации.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - способы совместной деятельности вос­питателей и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

1.Система приемов и способов совместной деятельности учителей и уча­щихся, обеспечивающая усвоение учащимися содержания образования.

2.Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каж­дый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение цели воспитывающего обучения.

3.Способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащих­ся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями и на­выками, на их воспитание и развитие в процессе обучения. Преподава­тель выступает в роли посредника между знаниями, зафиксированны­ми в опыте человечества, и сознанием учащегося, который не имеет этих знаний; предлагает путь познания, по которому должен идти учащийся; организует определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала. Применение методов обучения организует познавательную деятельность учащегося, позволяет представить картину мира, обеспе­чивает направление и содержание умственной деятельности, ведет к по­ниманию закономерностей, создает эмоциональное и умственное направ­ление, формирует качества личности.

.

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ - схематичное отображение образователь­ной практики в целом или отдельных ее фрагментов.

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ - схематичное отображение учебного про­цесса, осуществляемого и организуемого педагогом.

МОДУЛЬ (МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ) - функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им; это логически завершённая часть материала, которая заканчивается кон­трольной акцией (тестом, контрольной работой и т.п.); технология про­цесса обучения, сущность которой состоит в разделении учебного ма­териала на подгруппы, «функциональные узлы» - значимых действий и операций, которые выполняются учащимися более или менее однознач­но, что позволяет достигать запланированных результатов обучения.

МОДУЛЬНЫЙ КУРС - относительно самостоятельный курс по отдельным проблемам и периодам истории, который ученики могут выбрать как дополнительный для удовлетворения своих познаватель­ных потребностей.

МУЛЬТИМЕДИА - система современных технических средств, позво­ляющая работать с текстовой информацией, графическими изображения­ми, звуком, анимационной компьютерной графикой в едином комплексе.

НАВЫК — умение, доведённое до автоматизма; действие, проявляе­мое в процессе обучения и направленное на решение практических за­дач, характеризующееся высокой степенью освоения.

НАВЫКИ В ОБУЧЕНИИ — учебные действия, приобретающие в ре­зультате многократного повторения автоматизированный характер. По мере того как учащиеся овладевают знаниями и умениями, в их речи при решении учебных задач появляются элементы автоматизма; элементы умений (сознательные действия) переходят в навыки, которые в свою очередь способствуют совершенствованию умений, а иногда и предше­ствуют их формированию.

НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — дидактический принцип, соглас­но которому обучение строится на конкретных образах, непосредствен­но воспринятых учащимися.

НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - один из принципов в профессиональ­ном обучении, параметр качества профессионального образования; оз­начает опору на науку как на источник знаний, отражающих закономер­ности окружающего мира, влияющих на умственное развитие, позво­ляющих овладеть современной наукой, техникой, производством, культу­рой, искусством. Принцип научности проявляется, прежде всего, в от­боре учебного материала и в применяемых методах обучения.

ОБРАЗОВАНИЕ — целенаправленный процесс воспитания и обуче­ния в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных цензов; в сфере образовательных технологий - сис­тема знаний и ценностных отношений, практических навыков и умений, формирующихся в процессе обучения как результаты личностного, со­циального и профессионального развития.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ — образовательная система, вклю­чающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчет­ность, способы оценки процесса обучения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это процесс и результат со­здания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям лич­ности и общества системы социализации, личностного и профессиональ­ного развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методо­логических, дидактических, психологических, интеллектуальных, инфор­мационных и практических действий, операций, приемов, шагов учас­тников образовательного процесса, гарантирующих достижение постав­ленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - целенаправленный и организо­ванный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - эталонный уровень образова­ния, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени.

ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА - система, предназначенная для обуче­ния пользователей. Основывается на использовании искусственного интеллекта и базы знаний. Основной задачей является эффективная пе­редача знаний в зависимости от степени подготовленности пользовате­лей и их способности усваивать полученную информацию.

ОБУЧЕНИЕ - особая социальная деятельность по организации ус­коренного усвоения обучаемыми накопленного обществом опыта, воп­лощенного в соответствии с социальным заказом в содержании обра­зования; особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Процесс обучения сопряжён с раз­витием знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам.

ОБУЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЕ - образовательная технология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, полу­чает возможность изучить программу любого учебного заведения (колледжа, университета и т.д.). Реализация этой цели обеспечива­ется богатейшим набором современных информационных техноло­гий. Обучение дистанционное обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без от­рыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культу­ры, способствует интерактивному взаимодействию обучаемых и пре­подавателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ - активное развивающее обучение, ос­нованное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выяв­лении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоре­чий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обо­снование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес).

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, содержание ко­торого сформировано на основе предвидения перспективных требований к человеку как субъекту различных видов социальной деятельности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ (ДЕФИНИЦИЯ) — процесс выяснения содержания понятия, т. е. нахождения существенных отличительных при­знаков предметов, обобщенных в данном понятии; определением (дефи­ницией) называется и выраженный словами результат этого процесса.

ОЦЕНКА - одобрение или осуждение различных явлений социаль­ной действительности, поступков людей, качеств личности, образа жизни в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют. Оце­ночные суждения люди могут выражать в виде похвалы или порица­ния, согласия или критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних проявлений и эмоции. В воспитательном значении оценка представляет собой особый метод воз­действия на личность и является важным средством воспитания. Оцен­ка - характеристика ценности, уровня и значимости объектов и процес­сов. Оценка ученика - характеристика его качественного состояния под­готовленности. Отметка ученика - это результат оценочного суждения учителя, выраженная баллом.

ПАРАДИГМА - от греческого слова «пример», «образец». Признан­ное всеми научное достижение, которое в течение определённого времени даёт научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Под парадигмой понимается система научных представлений, определяющая вектор развития науки. Педагогическая интерпретация новой парадигмы образования включает такие параметры, как личностная ориентированность, плюралистичность, деятельностный и развивающий характер.

ПЕДАГОГИКА:

1.Совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих вос­питание, образование и обучение.

2.Наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исто­рического процесса воспитания, органически связанные с законами раз­вития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики фор­мирования подрастающих поколений, особенности и условия органи­зации педагогического процесса.

ПЕДАГОГИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — направление в современ­ной теории и практике воспитания. Основная тенденция этого педаго­гического направления - придать образованию личностно-ориентирован-ный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сде­лать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоцио­нально окрашенным.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность педагога по воспитанию, образованию, обучению детей, направленная на их разви­тие, формирование и воспитание посредством специально организован­ного педагогического процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — изучение эффективности учебного и воспитательного процесса в школе на основе измерений уровня воспитанности учащихся и педагогического мастерства учителей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для со­здания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздей­ствия на формирование личности с заданными качествами.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воп­лощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитатель­ного процесса. Педагогическая технология - это не только использо­вание технических средств в обучении (таково было первоначальное понимание педагогической технологии), но и содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса: выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность по­средством конструирования и применения приемов и материалов, а также оценки применяемых методов. Педагогическая технология слу­жит конкретизацией методики. Это совокупность форм, методов, при­емов и средств передачи социального и/или профессионального опы­та в процессе обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — информационные технологии, повышающие эффективность и темпы обу­чения, основанные на использовании компьютерных, сетевых техноло­гий и дидактических средств.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — целостный учебно-воспитатель­ный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, харак­теризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством его субъек­тов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

ПОЛЕМИКА — вид спора, состоящий в победе одной стороны над другой.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ - составные части, детали методов обуче­ния, с помощью которых осуществляется практическая реализация ме­тодов; элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализа­ции метода, может быть выражен в перечне действий, адекватных спе­цифике изучаемого материала.

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение по программам, рассчитанным на порционную подачу учебного материала, пошаговый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся; особенно эф­фективно при использовании персональных компьютеров.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - система, состо­ящая из педагогического программного средства и методических ре­комендаций по его использованию в учебном процессе.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - учебная программа, разра­ботанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретно­му образовательному учреждению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования; содержит требования к под­готовке студента по результатам изучения конкретной учебной дисцип­лины и рекомендации по организации образовательного процесса.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специ­ализации и требований регионального компонента стандарта. Рабочий учебный план определяет структуру специального курса и объем вре­мени, необходимый для его изучения; содержит перечень учебных пред­метов и их объем в часах; определяет график учебного процесса, пос­ледовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий и производственной (учебной) практики, формы про­межуточной и виды итоговой государственной аттестации.

РЕЙТИНГ — это индивидуальный числовой показатель учёбы уча­щихся (студентов), получаемый на основе учёта результатов усвое­ния обучаемыми учебных дисциплин с использованием многобалль­ной системы оценок.

РЕФЕРАТ —один из видов письменной исследовательской работы старшеклассников, основанный на навыках самостоятельности, умения работы с источниками, систематизации и обобщения материала. Один из варрантов итоговой аттестации выпускников основной и полной сред­ней школы по истории.

РЕФЛЕКСИЯ - осмысление индивидом социальных реалий в про­цессе социализации на основе жизненного опыта; размышление, само­наблюдение, самопознание; обращенность познания человека на само­го себя; склонность к самоанализу.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - тренинговые занятия, в ходе которых имити­руются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реаль­ного процесса жизнедеятельности людей как носителей определен­ных социальных функций.

САМООБРАЗОВАНИЕ — образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обу­чения в стационарном учебном заведении. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение и изучение литературы.

САМООБУЧЕНИЕ — процесс получения человеком знаний посред­ством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА:

Вид учебной деятельности, выполняемой учащимися без непосред­ственного контакта с преподавателем. Самостоятельная работа может быть индивидуальной, парной, коллективной.

СЕМИНАР — одна из групповых форм учебных занятий, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с привнесением в этот процесс компонентов на­учного исследования.

СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — вид дистанционной технологии обуче­ния, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обес­печения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.

СИНТЕЗ — это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — единая образова­тельная система, трактующая образование как пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала лич­ности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Система позво­ляет представить процесс развития личности, ее становление в виде «ле­стницы», каждая ступень которой отмечает последовательное движение человека к все более высоким достижениям в своем образовательном уровне. «Лестница» может быть представлена следующими ступенями: грамотность (общая и функциональная) - образованность - професси­ональная компетентность - культура - менталитет.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных обра­зовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по орга­низационно-правовым формам, типам, видам; система органов уп­равления образованием и подведомственных им учреждений, пред­приятий и организаций.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — система основных положений (принци­пов), определяющих содержание, формы и методы обучения.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — все объекты и процессы, которые слу­жат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ — индивидуальная система форм, методов, при­емов, используемых обучающим в процессе деятельности. Включает манеру поведения, характер общения с учащимися и другие индивиду­альные особенности, влияющие на успешность выполнения задач и пол­ноту достижения поставленных целей.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогичес­кой системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-де-ятельностный, оценочно-результативный.

ТЕЗИСЫ — это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.

ТЕМП ОБУЧЕНИЯ - степень скорости, с которой развивается учеб­ный процесс, выполняется программа и усваивается учащимися учеб­ный материал.

ТЕРМИН — слово или сочетание слов, обозначающие понятие, приме­няемое в науке, технике, ижусстве и т. д.; первоначальный смысл слова.

ТЕСТ — стандартизированное задание, по которому проводят испыта­ния, применяемое педагогами и психологами для определения уровня раз­вития, способностей, волевых качеств и других сторон личности.

ТЕСТИРОВАНИЕ — метод диагностики, использующий стандартизиро­ванные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — комплекс разнообраз­ных светотехнических и звуковых пособий и аппаратуры, используе­мых в учебном процессе. Различают следующие виды технических средств: светотехнические или экранные, звукотехнические и средства программированного обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ — совокупность средств, процессов, операций, ме­тодов, с помощью которых осуществляется производственный процесс. Важнейший компонент технологии - последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой дея­тельности; в сфере образовательных технологий - процесс достижения определенных результатов по применению исходного состояния субъекта/ объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — совокупность способов организации учебного труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обу­чения. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, после­довательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспи­тания, обучения и развития личности, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий.

ТРЕНИНГ - разнообразные игры и упражнения, собранные в единый комплекс, нацеленный на выполнение конкретных дидактических задач.

УРОК - система организаторской, учебно-воспитательной деятель­ности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью уча­щихся, направленная на достижение целей и задач обучения и воспита­ния. В методике обучения истории и обществознания применяется чаще всего типология уроков по главным дидактическим целям: вводный, изучение нового материала, комбинированный, повторительно-обобща-юший, итогового повторения и контрольный.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - нормативный документ, в котором оп­ределяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих ус­воению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изу­чения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

УЧЕБНИК - непериодическое издание, излагающее основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и тре­бованиями дидактики. Школьный учебник - это массовая учебная кни­га, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения уча­щимися с учётом их возрастных и иных особенностей.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - учебное издание, официально утвержден­ное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменя­ющее или дополняющее учебник.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК) - совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий, методических изданий, аудиовизуальных средств обу­чения и т. д.), представляющих собой проект системного описания учеб­но-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике; является дидактическим средством управления подготов­кой специалистов. Перечень документов, входящих в учебно-методический комплекс: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; мето­дические указания по основным видам учебных занятий, проводимых на кафедре; график самостоятельной работы студентов; перечень спе­циализированных аудиторий и карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:

1.Учебное издание, содержащее материалы по методике преподава­ния учебной дисциплины, ее раздела, части или по методике воспитания.

2.Вид учебника, специально предназначенного для обучающегося, которому приходится выполнять письменные работы в системе дистан­ционного образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН - нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их рас­пределение по годам обучения, недельное и годовое количество вре­мени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим струк­туру учебного года.

ФОРМА УРОКА (ОБУЧЕНИЯ) — классификация урока или дру­гой совместной деятельности учителя и учащихся, на основе особого способа организации, определённого порядка, режима (консультация, игра, экскурсия, семинар и др.).

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА В ОБУЧЕНИИ (П. Ф. Каптерев) - та­кая форма обучения, при которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руко­водством учителя (например, сократическая беседа).

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компо­нента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на за­данном профильным стандарте уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для пост­роения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом, которое обязан выбрать учащий­ся. Примерное соотношение объёмов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

ЭКЗАМЕН - одна из форм заключительной проверки знаний, уме­ний, навыков обучающихся, при завершении определённого этапа обу­чения. Экзамены впервые появились в Китае в период правления дина­стии Хань (220-206 гг. до н. э.).

ЭКСПЕРИМЕНТ - научный опыт, отличающийся от обычного наблю­дения строгим контролем над условиями опыта; способ познавательной деятельности в науке, состоящий в активном воздействии на исследуе­мое явление путем преобразования (комбинации и варьирования) или изоляции тех или иных условий его существования.

ЭКСПЕРТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА - обучающая программ­ная система; являясь средством представления знаний, способна в рам­ках диалога с пользователем объяснить ход рассуждений при решении задачи в виде, понятном обучаемому. Экспертная обучающая система обеспечивает: пояснения к стратегии и тактике решения задач при диа­логовой поддержке процесса решения; контроль уровня знаний, уме­ний и навыков с диагностикой ошибок по результатам обучения и оцен­кой достоверности контроля; автоматизацию процесса управления са­мой системой в целом.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА - экспертное суждение, выраженное в ко­личественной или в качественной форме (лучше, хуже, больше, мень­ше и т. п.). Возможны индивидуальные, групповые и коллективные эк­спертные оценки, осуществляемые с помощью специальных методик.

ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ — класс систем искусственного интел­лекта, способных получать, накапливать, корректировать знания из не­которой предметной области (предоставляемые в основном эксперта­ми), выводить новые знания, решать на основе этих знаний практичес­кие задачи и объяснять ход решения. Экспертные системы моделируют поведение человека, выступающего экспертом в конкретных предмет­ных отраслях, и используются при диагностике и лечении заболеваний, химическом анализе и синтезе, тестировании и отладке программ для ЭВМ, прогнозе погоды, проектировании в управлении, экономике, био­логии, юриспруденции и т. д.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — это программное средство учебного назначения, дающее возможность самостоятельно или с помощью пре­подавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера; электронный учебник должен содержать три составляющие: информационную - для предъявления учебной информации; практичес­кую - для отработки заданий, с помощью которых закрепляются полу­ченные знания диагностирующую - для контроля знаний; к электронно­му учебнику могут подключаться дополнительные или расширенные ком­поненты (объемный глоссарий, мощная поисковая система).

ЭССЕ — один из типов заданий с «открытыми ответами»; прозаичес­кий этюд, содержащий общие или предварительные соображения о ка­ком-либо предмете в произвольной, непринуждённой форме.

 

Глава 3. Схемы по дисциплине «Теория и методика обучения праву»

 

1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву

 

Методика обучения праву
Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «Право» иразрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс.

                   
   
постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих
 
отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения
   
       
 
 
 
 
Задачи дисциплины:

 

 


 

 


Цели правового обучения
—повышение уровня правовой культуры общества; —воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции; —формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права; —формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям; изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч.
Учащиеся должны:
Знать конкретные правила поведения в семье, своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения; уметь разъяснять эти правила другим детям; выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, вы-полнять их; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; стремиться быть организованным и дисциплиниро-ванным   Иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом; понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права, негативно относиться к жестокости и насилию, национализму, нарушению прав личности; стремиться знать свои права и обя-занности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим; знать способы защиты своих прав   Знать о том, какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснять, почему не следует так действовать; стремиться не нарушать запретов, быть законопослушным Иметь представление о Конституции РФ, знать государ-ственные символы РФ, понимать следующие слова: «закон», «конституция», «гражданин», «государство» Иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и старшими.

2. Роль методики обучения праву в

системе школьного образования страны

 

 
Учебные навыки —навык устного выступления (умение аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, уважать его мнение; вести дискуссию); —умение самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы; —умение оценить свое и чужое поведение; —умение работать с книгой; —умение систематизировать знания.  

 

 

3. Основные концепции правового образования

 

Правовоеобучение
процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности.  

 

4. Учебная литература по праву и планирование

правового обучения в школе

Учебные пособия. Так называют литературу для учеников, которую можно использовать в учебном процессе: хрестоматии, содержащие извлечения из источников права прошлого и современности, книги для чтения, в которых подобран правовой материал по отдельным темам из литературных, публицистических и других произведений, и проч.
Методическая литература. Такие книги адресованы учителям, методистам, студентам и всем, кто интересуется проблемами обучения праву.
Правовые словари. Некоторые из них адресованы ученикам, другие же — юристам, преподавателям.
Наглядные средства обучения. К ним относят слайды, видео-фильмы по праву, транспаранты.

 


 

5. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

 

 

Методы
Методы стимулирования и мотивации учебной познавательной деятельности. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

 

1. Объяснительно-иллюстративный. Его сущность состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют в памяти правовую информацию.  
2.Репродуктивныйметод. Системой логически взаимосвязанных вопросов учитель права организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности
3.Методпроблемного изложения. При организации правовых занятий учитель ставит определенную проблему, сам ее решает и показывает путь решения, предлагая образцы научного познания правовых явлений.  
4.Частично-поисковый, или эвристический метод При применении этого метода учитель права ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание.  
5.Исследовательский метод. Он обеспечивает творческое применение знаний, способствует овладению методами научного познания. Развивает интерес к предмету.  

 

6. О методических приемах правового обучения

Методический прием
Это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права.

 

Анализ- это мысленное расчленение определенного целого явления на отдельные его составляющие  
Синтез предполагает обратное: создать на базе отдельных элементов образ целого  

 

7. Наглядность в обучении праву

Технические средства обучения (ТСО). Различные аудиозаписи, компьютерные компакт-диски, кинофильмы при правильном использовании на уроках права значительно улучшают процесс обучения.
Предметная наглядность может быть обеспечена учебными экскурсиями в суд, нотариальную контору или в адвокатское бюро.
Изобразительная наглядность. Например, учебные карти- ны, изображающие судебное разбирательство дела в эпоху сред- невековья, позволят разобраться школьникам в особенностях процессуального права прошлого и сопоставить его с нормами современного законодательства
Условно-графическую наглядность. Сюда мы отнесем схематичные рисунки, диаграммы, схемы, графики, которые включены в учебники и пособия по праву, создаются детьми или учителем в процессе работы над темой и проч. При этом данный вид наглядности может быть еще классифицирован на: — символическую наглядность; — схематическую наглядность.

 

8. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПО ПРАВУ.

Учебное занятие по праву и основные требования к нему

Учебное занятие по праву
Комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

 

Учитель права обучаемые юридическое содержание учебных курсов система методов, приемов, средств обучения цель и результат
1. Знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция. 2. Педагогическое и методическое мастерство: а) умение донести юридический материал, который бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым обучаемым; б)умение создать благоприятный психологический климат входе занятия, который бы способствовал выработке у учеников положительной установки на обучение; в) обладание юмором, умением ответить на любые вопросы. 3.Речь (ее темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность). 4.Стиль взаимоотношений учителя с учеником 5.Внешний вид педагога имеет большое значение в правовом обучении.   1.Активность и самостоятельность в освоении юридического материала. 2.Уровень учебных умений и навыков. 3.Навыки сотрудничества и работы в коллективе (на учебных занятиях по праву это очень важный признак, он проявляется при организации обучения по группам). 4.Степень дисциплинированности и организованно-сти обучаемых.   1.Научность правовой информации, ее достоверность. 2.Доступность материала определенному адресату. Мат-риал, который отбирается учителем для разъяснения, должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых. 3.Актуальность изучаемых правовых понятий и их непос-редственная связь с жизнью. 4.Наличие новизны изучаемой правовой проблемы. 5.Оптимальность объема предложенной юридической ин-формации.   1.Рациональностьи эффективность использования времени на уроках права. 2.Учет того, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток 3.Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву. 4.Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия. 5.Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности. 6.Степень эстетического воздействия занятия на обучаемых.     1.Степень конкретности, четкости, лаконичности постав-ленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должна быть конкретной и достижимой. 2.Необхо- димо оценить степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школь-ников.