ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА И НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕДАГОГА
Подготовка педагога к урокам права представляет собой важный этап профессиональной деятельности и осуществляется до начала учебного года. Каждый учитель права должен быть хорошо знаком с требованиями государственного стандарта, в первую очередь с правовым блоком обязательного минимума знаний, учебной программой, книгами по курсу. Необходимо определиться, какие учебники станут основой работы с учениками. Стоит обратить внимание на то, какие нормативно-правовые акты понадобятся для изучения курса.
При подготовке к уроку учитель права отбирает необходимое юридическое содержание, продумывает тип, структуру урока, а также формы учебно-познавательной деятельности школьников. Необходимо сформулировать цели учебного занятия. Выделяют:
— образовательные;
— развивающие;
— воспитательные цели.
Цель связана с результатом деятельности и всегда направлена на его достижение. Чтобы правильно сформулировать цели, учитель анализирует учебник, пособия, программу. При определении образовательных целей необходимо обратить внимание на то, какие знания будут формироваться в ходе урока, какие вопросы необходимо повторить, углубить в изучении темы, что главное должен знать ученик. В практике работы школ все еще встречаются некоторые негативные моменты в подготовке и организации урока (учитель обращает большее внимание на дисциплину занятия и старается поддержать ее всеми усилиями, не соотнося это со способами обучения школьников праву, не прогнозируется и результат обучения — учитель не знает, к чему он стремится, а потому деятельность школьников хаотична, бессистемна).
При подготовке к уроку учитель права анализирует контингент своих учеников. Ему необходимо определить, какая деятельность обучаемых будет доминировать на уроке. При этом он соотносит характер деятельности школьников с существующими уровнями познания: воспроизводящим, преобразующим и творческо-поисковым. Учитель должен знать способности своих обучаемых и выстраивать работу с их учетом. Необходимо четко представлять виды деятельности школьников на уроке.
При подготовке к уроку учитель продумывает организационную сторону урока: как его начать, как заинтересовать школьников в изучении материала, какие формы работы предложить и проч. Необходимо разобраться в том, на каком этапе урока лучше поставить проблему по теме. Каждый раз умения школьников будут совершенствоваться при грамотной профессиональной подготовке урока, а потому будет усиливаться самостоятельность их деятельности. Особо следует обратить внимание на отбор материала к уроку. Учитель определяет объем материала и приемы изложения его содержания. Здесь он определяет понятия, подбирает необходимые примеры для их иллюстрации. Продумывается и работа с учебником, хрестоматиями.
При подготовке к уроку следует продумать и систему закрепления знаний и умений ребят, их проверки и оценки.
Выделяя критерии оценивания знаний школьников в образовательном процессе целесообразно выделить такие как:
1. Оценка должна быть объективна, т. е. соответствовать знаниям и умениям школьников.
2. Ученику следует объяснить, почему его ответ оценен именно так, какие были допущены ошибки и проч. Оценка должна быть понятна и ясна школьникам.
3. При выставлении оценки следует учитывать полноту ответа школьника,умениеиспользоватьвречиправовыепонятия,аргументировать свое мнение, представлять необходимые примеры в пояснение.
Среди важнейших рекомендаций по подготовке педагога к уроку необходимо выделить следующие:
1. Учитель права должен вести постоянную работу по отслеживанию новой информации. знакомиться с материалами судебной практики.
2. Учитель права должен прочитать материал учебника по теме, обратив внимание на предложенный для усвоения обучаемым текст и те вопросы, которые изложены недостаточно полно; проанализировать дополнительный материал и задания, которые планируется предложить ученикам.
3. Учитель права должен четко расписать ход урока, обратив внимание на то, сколько времени может занять изучение тех или иных вопросов темы.
4. Учитель права должен четко продумать то домашнее задание, которое будет предложено ученикам.
5. Учитель права должен отобрать интересную правовую информацию, которая могла бы акцентировать внимание обучаемых в том случае, когда они устали или произошла непредвиденная «заминка» на уроке при неподготовленности учеников, неспособности выполнить предложенные задания и проч.
6. Учитель права должен продумать, какие ученики будут выполнять те или иные задания.
7. Учитель права должен обязательно составлять развернутый план-конспект урока.
Так, важнейшее значение при подготовке педагога к занятию играет подготовка конспекта урока, которая представляет по праву представляет обой модель учебного занятия. В нем раскрывается ход урока, деятельность учителя и учеников на каждом этапе обучения. Учитель просчитывает, сколько времени можно затратить на ту или иную форму работы, указывает методы, приемы и средства обучения. В конспекте записываются формулировки основных вопросов, заданий, которые будут выполнять школьники, а также выводы, обобщения.
Создаваемая в современных условиях система повышения квалификации работников образовательных учреждений предлагает акцентировать внимание слушателей на таких вопросах, как:
— новые приоритеты правового обучения и воспитания;
— современные технологии правового обучения, в том числе дистанционное образование в сфере правового обучения;
— учебники и учебная литература по праву и обществознанию в рамках современной системы обучения школьников и проч.
С юридической точки зрения, каждый учитель права обязан не менее чем один раз в пять лет проходить повышение своей квалификации. Однако практика показывает, что творчески работающие педагоги принимают участие в различных курсах, проводимых ежегодно усилиями школы, управления образования и институтов повышения квалификации, в связи с тем, что преподавание права и подготовка учителя к этому процессу — сложный процесс постоянной работы учителя над собой.
Педагогическая деятельность учителя права носит своеобразный характер и не может быть жестко обусловлена временными рамками учебных занятий. К научным принципам в организации правового образования относятся:
— постоянное совершенствование методов и приемов правового обучения школьников. При этом сами обучаемые стали использовать в своей деятельности более совершенные методы обучения (новые компьютерные технологии, аудио и видеоматериалы, системы для ускоренного запоминания определенной информации, практическую деятельность по совершенствованию приобретаемых навыков правового характера);
— укрепление дисциплины учебной деятельности (начиная от исключения нерационального расхода времени самим педагогом и заканчивая систематической подготовкой к занятиям обучаемого);
— воспитание обучаемых на примере четкой научной организации труда преподавателей.
Так, к основным принципам научной организации труда учителя права относятся:
1. Принцип оптимальности. Обычно он проявляется в созданий максимально благоприятных условий для проведения конкретного учебного занятия по праву. Для четкой организации такого процесса обучаемые заранее предупреждаются о месте и времени проведения занятия, необходимом оборудовании урока. Педагог при необходимости заранее подготавливает учебную аудиторию, наглядные материалы, сообщает тему для изучения.
2. Принцип гуманизации. Такой принцип связан с устранением неблагоприятных воздействий на ученика. Здесь становится важным сформировать доверительную обстановку общения с обучаемым, используя исключительно его положительные эмоции. Нет смысла насильно заставлять учеников выполнять определенные действия, ибо силовые приемы в организации занятий чреваты отторжением хотя и нужной правовой информации.
3. Принцип экономии сил, средств перемени на организацию обучения. Для реализации именно такого принципа целесообразно проводить системную подготовку к правовым занятиям, прогнозируя определенный результат правовой обученности.
4. Принцип индивидуализации конкретности поручения определенных дел. Организуя правовое обучение в своей школе, учитель должен дифференцированно подходить к каждому ученику, выявив изначальные его потенциальные возможности и способности. Предъявлять одинаковые требования ко всем нецелесообразно, а разнообразие применяемых методов позволит достичь гораздо больших результатов.
5. Принцип плановости доказывает, что стихийно-эмпирические, разрозненные методы правового обучения, хаотично применяемые в образовании, вряд ли способны решить главные задачи правового обучения и воспитания современных школьников. В этой связи важно, чтобы образовательное учреждение уделяло особое внимание планированию в системе правового обучения, предполагающему проведение не только учебных курсов по праву, но и внешкольных мероприятий.
6. Принцип единства теории и практики правового обучения. Содержание любой темы урока должно носить практико-ориентируемый характер. Большую помощь в системе практической реализации приобретаемых юридических знаний оказывает практика работы разнообразных клиник при образовательных учреждениях, где обучаемые бесплатно оказывают всевиобретаемых юридических знаний оказывает практика работы разнообразных клиник при образовательных учреждениях, где обучаемые бесплатно оказывают всевозможную юридическую помощь населению, особенно малоимущим гражданам.
7. Принцип постоянного и доброжелательного контроля за системой усвоения правовых понятий и приобретением умений. Проведение текущего и итогового контроля правовых знаний и умений учеников позволяет систематизировать полученную правовую информацию, вовремя выявить существующие пробелы и восполнить их, а также проверить верность выбранных методов правового обучения.
Важным условием эффективности научной организации труда является стимулирование познавательных интересов обучаемых.
Педагогическая деятельность учителя права содержит несколько компонентов:
— организаторский (педагог организует процесс обучения праву, планирует деятельность учеников).При подготовке к уроку учитель продумывает, с чего его начать, какие познавательные задания можно предложить.
— гностический. При подготовке к уроку учитель осмысливает содержание учебного материала; формулирует дидактическую цель; определяет тип урока, его структуру. Выбираются источники знаний (текст учебника, лекция, юридический документ), на основе которых прогнозируется работа. Учитель продумывает вопросы и задания по теме, которая была уже изучена (необходимо углубить и систематизировать знания учеников). Этот компонент предполагает постоянное познание учителем содержания курса, новых технологий обучения.
— конструктивный (педагог самостоятельно «выстраивает» систему обучения, продумывает логику изложения материала, составляет программы, анализирует особенности состава учеников, определяет доминирующий характер деятельности учащихся и т. д.)
— коммуникативный (учитель права добивается установления обратной связи, взаимопонимания и согласованных действий с учеником).
Результативность обучения праву определяется и умением учителя организовать, провести урок. Н.В. Кухарев выделил 4 уровня осуществления такой деятельности:
1. Учитель способен проектировать, достигать результата обучения с учетом затруднений, которые могут возникать у учеников.
2. Учитель включает учеников в творческую работу. Организуется рациональный режим работы на уроке.
3. Учитель ограничивается выявлением знаний, умений учащихся во время опроса.
4. Педагог придерживается поурочного планирования, не думает, как достичь результата. Главное — дисциплина на уроке.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте календарно-тематическое планирование как вид научной организации труда.
2. В чем заключается сущность разработки учебно-методического комплекса: конспекта лекций, заданий для аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, подготовка карты обеспеченности учебного процесса, разработка интерактивных форм проведения занятий?
3. Какова роль изучение базовых нормативно-правовых актов в рамках подготовки педагога к дисциплине?
4. Почему изучению судебной практики и научной доктрины предается фундаментальное значение при подготовки педагога к правовым дисциплинам?