Активизирующие методы выработки управленческого решения: (метод мозговой атаки, метод электронного мозгового штурма, метод деловых игр и др.).
Активизирующие методыпринятия решений делятся на две группы. Методы психологической активизации включают конференции идей, методы мозговой атаки, метод вопросов. Методы психологической активизации созданы в 40-е годы и широко известны во всем мире. Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне подсознания, когда команде численностью до 10 человек на 30 - 40 минут даются варианты решения 2 - 3 взаимосвязанных идей. Если требуется большее количество вариантов идей, применяется интеллектуальный штурм типа мозговой атаки, когда команда численностью до 10 человек за 30 - 40 минут дает до 100 вариантов идей, от прагматических до еретических. Метод контрольных вопросов основан на наборе предварительно сформулированных вопросов, ответы на которые формируют новый подход к решениям: что можно убавить или добавить, увеличить и т. д.
Методы подключения новых интеллектуальных источников включают теоретико-игровые методы, метод наставничества, работу с консультантами. Вторая группа активизирующих методов применяется, когда имеется большой объем информации и недостаток времени для ее осмысления. Теоретико-игровые методы основаны на использовании ПК и материала для поддержки управленческих решений, заменяющих совещания. Метод наставничества и работа с консультантами позволяют значительно сократить срок разработки и повысить качество решений.
Метод конференции идейиспользуется при проведении обсуждений важных проблем с целью разработки приемлемых решений. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Правила использования данного метода:
· запрещается любая критика, в том числе позитивная, и насмешки;
· число участников — 4—12;
· формулируются 2—3 зависимые друг от друга задачи;— время обсуждения — 30—50 мин.;
· ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных; ■
· если решение не найдено, то проводятся новые обсуждения поставленных задач не ранее чем через 2—3 дня.
Коллективное мышление в рамках регламентов часто приводит к эффективным, оптимальным и даже к супероптимальным решениям.
Основа метода мозговой атаки— стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели на совещание специалистов приглашаются психологи, психотерапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с разработчиками решения, они призваны активизировать их подсознание, чтобы получить доступ человека к давно забытой или частично запомненной информации. В памяти человека имеется довольно большой массив информации, находящейся в различной форме готовности к выдаче. Подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.
Метод вопросов и ответовоснован на предварительном составлении руководителем собрания или совещания набора вопросов для его участников. Вопросы формируются так, чтобы ответы на них могли выработать новый подход к решению рассматриваемых проблем. Руководитель должен иметь навыки психолога и социолога для того, чтобы вопросы могли активизировать подсознание участников совещания.
Правила использования данного метода:
· число участников — 4—12;
· формулируются 2—3 зависимые друг от друга задачи;
· руководитель последовательно задает подготовленные вопросы всем участникам совещания;
· ответы могут быть в устной или письменной форме; в любом случае все ответы должны протоколироваться;
· на совещании не допускаются коллективные обсуждения;
· время совещания — 30—50 мин.;
· окончательную отработку ответов осуществляет руководитель; он же принимает решения по теме совещания;
· если решение не найдено, то проводятся новые совещания поставленных задач не ранее чем через 2—3 дня.
Метод наставничества реализует сильный эффект сочетания высокого профессионализма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Наставником признается специалист, который на практике может передать ученику свои опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повышению своего профессионализма.
Метод стимулирует мышление всех участников процесса ПРУР. Методика применения данного метода: для решения конкретной проблемы формируется группа, состоящая из 6—10 человек.
Состав группы включает:
1—2 признанных специалиста в данном направлении;
2—3 — со средним уровнем профессионализма («середнячки»);
4—5 начинающих работников в данном направлении («аутсайдеров»).
В такой группе наиболее полно реализуется потребность в самовыражении, самопроявлении, информации и знаниях
Метод работы с внешними консультантамиоснован на использовании универсальных подходов консультантов и специфического подхода специалистов к проблемам своей компании. Работа с внешними консультантами за последние 5—10 лет получила широкое развитие.
Консультант — это знаток передового опыта и методологии, специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих задач. Он имеет большую практику работы с разными компаниями, руководителями и специалистами. Консультанты используют в своей работе достижения статистики, психологии, социологии, менеджмента и информационных технологий.
Метод работы с внешними консультантами раскрепощает специалистов компании, дает им возможность высказать давно назревшие решения и получить независимые от руководства компании оценки. Часто наиболее эффективные решения предлагаются именно специалистами своей компании. Консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой.
Управленческое консультирование — один из видов сторонней квалифицированной помощи с целью совершенствования и развития систем управления. Результатом является разработка набора решений либо по созданию нового процесса (это развитие), либо по усилению сильных сторон реального процесса и уменьшению слабых (это совершенствование). Этому предшествуют сбор информации, контроль, исследование и диагностика. За управленческим консультированием следует внедрение конкретных мероприятий.
Основные условия эффективного использования данного метода:
· наличие системы наставничества или системы работы с,внешними консультантами;
· применение его для ответственных решений, определяющих развитие отраслей, компаний, подразделений компании или судьбу их персонала.
Профессионализм реализации методов подключения новых интеллектуальных источников определяется квалификацией наставника или внешнего консультанта.
Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполнение индивидуального плана продаж, вывод нового продукта на рынок, открытие магазинов в регионах и другие. При этом участники игры за 1-3 дня могут «прожить» и 1 неделю, и 1 месяц, и 1 год.
Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Кроме того, это дает возможность оценить:
return false">ссылка скрыта· уровень владения этими навыками;
· особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);
· уровень коммуникативных навыков;
· личностные качества участников.
Количество участников в деловой игре, в отличие от тренинга, не ограничено. Продолжительность деловой игры может варьироваться от одного дня до недели. По окончании деловой игры результаты анализируются, после чего проводится процедура подведения итогов игры для ее участников. Последний этап — обсуждение игры с руководством Компании (результаты, особенности проведения, включенность и поведение участников, выявленные тенденции и проблемные зоны и т.д.).