Властные отношения в системе менеджмента. Руководство и лидерство как механизмы управления.

Для того, чтобы орг-я достигала целей своего существования необ-мо чтобы своевременно и эффек-но осущ-сь орган-ция, координация и контроль за деят-тью отдельных членов данной организации. Добиться этого возможно при наличии властных полномочий у определ-го субъекта орган-ции. Власть – способность одних индивидов или групп воздействовать на др. индивидов или группы, и добиваться выполнения своей воли. С т.зр. управления орган-ции правомерно говорить о властных отношениях, а не о власти, или о системе власти в орган-ции.

Власть в орган-ции проявл-ся в различных формах: 1)Власть основанная на принуждении (выполнение указаний, из за боязни наказания); 2) В. Основанная на вознаграждении; 3) экспериментальная власть(обладание уникальными знаниями); 4) эталонная власть (лич. харак-ки субъекта привлекательны для объекта) 5)законная (традиц) власть (подчинение законам, традициям). В каждой орган-ции в зависимости от её целей, хар-ра деятельности складывается та или иная форма властных отношений. В каждой орган-ции своё специфич. соотношение статусов властного субъекта и сотрудников разного уровня. Это соотношение называется дистанция власти – она хар-зует степень неравенства между субъектом власти и исполнителями. Величина дистанции власти на прямую зависит от целей орган-ции, организац-й структуры.

Руководство и лидерство яв-ся главными хар-ми властных отношений в орган-ции. Рук-во – умственное и физическое усилия субъекта, направленные на то, чтобы подчиненные выполняли предписанные им поручения. Лидерство – способность индивида оказ-ть влияние на подчиненных с тем чтобы добиваться осуществления общих целей орган-ции. Рук-во можно рассматривать как формальное лидер-во, но лидер-во в орган-ции м.б. и неформальным. Неформальный лидер- один из членов коллектива, который в опред-х ситуациях может оказать больше влияния на коллектив, чем рук-ль. В целях успешного рук-ва формальный лидер должен стремиться к сотрудничеству с неформальным. Рук-во связано с правовыми и административными ф-циями управ-я, а лидерство с психологическими аспектами воздействия на членов орган-ции.

Неформальное лидерство классифиц-ся: 1) инструментальные (берёт на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соот-и с общеорганиз-ми целями); 2) эмоциональный (создаёт психологический настрой в орган-ции). Это два крайних типа но между ними выделяются промежуточные: координатор группового поведения (распред. обяз-ти с-у членами коллектива), контролер, политик (устан. доп. цели для коллектива), эксперт, арбитр, символ группы, носитель ответст-ти (берет на себя ответ-ть за других членов коллектива), «козел отпущения» (носитель групп. вины). Задача мен-ра – своевременно выявлять неформ. лидера и наладить с ним позитив. взаимодействие.

12. Концепции стилей управления в менеджменте. Одномерный подход: исследования К. Левина, континуум стилей лидерства Р. Лайкерта.

Стильруков-ва в орг-ции – это привычная манера поведения руков-ля по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей орг-ии. Стиль рук-ва опред-ет какова степень диллегирования полномочий в организации, какова дистанция власти, на сколько высока степень заботы о производственных задачах о человеч-м факторе. Первоначально в теории менед-та установился одномерный подход.

Исследования К. Левина Осуществляя управление подчиненными, руков-ль использует при этом несколько групп методов: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный метод основывается на отдаче распоряжений подчиненным при отсутствии всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деят-сти фирмы и стремления узнать их мнение или получить одобрение. Авторитарные методы основываются на том, что рук-ль определяет не только содержание заданий, но и конкретные способы их выполнения. В противоположность авторитарным, демократические методы предполагают, что подчиненные самостоятельно принимают решения и ищут пути их реализации, а рук-ль заранее создает для этого процесса необходимые условия. Люди приобщены к организ-ным целям, они используют самоуправление и самоконтроль. Поощрение имеющихся успехов. Третьим основным стилем руководства яв-ся либерально-попустительский, который основывается на минимальном вмешательстве в деят-сти подчиненных. Предполагается, что руков-ль обеспечивает их инфор-ей, выступает в роли посредника при контактах м/у ними. Авторитарный, демократический либерально-попустительский стили управления не имеют четкого разграничения, они плавно переходят друг в друга, образуя единую цепочку. Вывод Левина: наихуд. рук-ль либеральный. наилучш. – демократический.

Континуум стилей лидерства Р. Лайкерта. Выделил 2 стиля рук-ва: рук-ль, ориентир. на произ-во (деят-ть подчинена достиж. ыс. произ-ых показателей); рук-ль, ориентир. на подчин-ых (считает, что добиться выс. произв показателей возможно только при созд-ии благоприят. соц-псих. климата и мотивации). Сделал вывод, что кажд. рук-ль может быть отнесен к тому или иному типу.По Лайкерту, авторитарный силь имеет 2 вида: 1.эксплуататорский, рук-ль не доверяет подчиненным, решает все сам, мнение других не интересуют; 2.благосклонный – рук-ль относится снисходительно, интересуется мнением, но м. поступить по-своему. Демократический стиль также делится на 2 вида: консультативный - подчиненные в значительной степени наход-ся в зоне доверия рук-ля, он постоянно консультируется с ними и стремится использовать все самое лучшее. 2. партисипативная (основ. на участии) - полное доверие подчиненным, выслушивает и использует их мнение, организует обмен информ-ей, привлекает подч-ых к постановке целей и контролю за их достижением.