Барьеры восприятия в общении
Эффект ореола - распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека: «Она отличница и такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить столь дурной поступок».
Эффект первого впечатления - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем, которое может оказаться ошибочным.
Эффект первичности - придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс, как вы согласились в нем работать!»
Эффект новизны - придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
Эффект проекции - приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков - неприятным.
Эффект стереотипизации- использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый».
В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция - форма выражения отношения.
Стиль педагогического общения- индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками.
Виды стилей педагогического общения | ||||||
Перспективные • общение на основе совместной творческой деятельности • общение на основе дружеско го расположения | Неперспективные • общение-устрашение • общение-заигрывание | |||||