Районирование может быть объективным или субъективным.
В первом случае используются какие-либо объективные показатели (т.е. не зависящие от человека, проводящего районирование). Например, статистические показатели, раскрывающие объемы и структуру производства той или иной территории. Во втором случае используются показатели, которые выделяются по умозаключениям исследователя или по мнениям, самоощущениям жителей. Например, районы с холодными зимами будут разными по субъективным оценкам жителей юга и севера России. По мнению жителей юга, скорее всего к районам с холодными зимами нужно отнести почти всю территорию России, тогда как для жителей Крайнего Севера таких районов в России может вообще не оказаться.
Современный крупный социально-экономический район – это территориально целостная часть страны, имеющая определенный набор отраслей хозяйственной специализации, возникших на базе специфического набора природных и социально-экономических условий и ресурсов, и отличающаяся интенсивными и устойчивыми внутрирайонными экономическими и социальными связями, в первую очередь между центром (центрами) района и тяготеющей территорией. Кроме отраслей специализации в каждом районе есть также отрасли вспомогательные и обслуживающие. Они обеспечивают работу отраслей специализации и поставляют продукцию населению района. В настоящее время общепринятой в России является сетка из 11 крупных экономических районов (плюс Калининградская область).
Общепринятое экономическое районирование России по своим признакам является:
1. комплексным;
2. сплошным;
3. одноуровневым;
4. индивидуальным;
5. узловым;
6. функциональным;
7. исследовательским;
8. по стабильному набору показателей;
9. по современному состоянию;
10. объективным.
Районы[24]
I | Северо-Западный | VII | Северо-Кавказский |
II | Северный | VIII | Уральский |
III | Центральный | IX | Западно-Сибирский |
IV | Волго-Вятский | X | Восточно-Сибирский |
V | Центрально-Черноземный | XI | Дальневосточный |
VI | Поволжский | XII | Калининградская обл. |
Практическое воплощение районирование находит в разработке региональной политики.
Региональная политика – это деятельность по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов между собой.
Региональная политика в СССР основывалась на идеологических устоях и понимании экономики как средства удовлетворения геополитических амбиций, направленных на достижение превосходства над капиталистическими государствами во главе с США. Внутри страны региональные проблемы решались из центра и обосновывались его стратегическими планами. Интересы регионов учитывались частично, только в том случае, если они вписывались в общегосударственную концепцию социалистического строительства.
Переход на новую для России региональную политику ознаменовался начавшимися с 1991 г. процессами территориального, политического и экономического обособления страны от бывшего СССР, перехода к экономике преимущественно рыночного типа, либерализации экономической деятельности и начала вхождения России в мировую экономку, становления экономического федерализма.
В настоящее время проблемы сбалансированного развития регионов, на решение которых направлена региональная политика Российской Федерации, становятся все более актуальными. Выделяются отдельные виды региональной политики – экономическая, социальная, экологическая, экистическая (поселенческая), инновационная и др.
Важность региональной политики для России определяется:
ü ландшафтным и геологическим разнообразием страны, влияющим на особенности хозяйства в различных ее частях и дифференциацию издержек природопользования;
ü масштабностью пространства России, для контролирования и обустройства которого требуются большие дополнительные затраты, резко увеличивающиеся по мере освоения северных территорий;
ü замедленным прохождением экономических реформ, особенно в периферийных и отсталых регионах, являющимся также результатом регионального сепаратизма, вплоть до конфликтных ситуаций;
ü неравномерным освоением и экономическим развитием регионов, нуждающихся в особом подходе со стороны государства;
ü демографическими диспропорциями, сложившимися в результате фактической депопуляции населения во многих регионах, а также мощных миграционных процессов, вызванных распадом СССР и кризисными ситуациями внутри самой России;
ü сложностью этнического и конфессионального состава населения страны, объективно обернувшейся в некоторых регионах размежеванием по национальному и религиозному признакам после упразднения унифицированной советской идеологии;
ü экологической напряженностью в отдельных регионах, доходящей до объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия;
ü формированием региональных рынков в условиях экономической самостоятельности регионов, включая внешнеэкономические отношения и их объединение в ассоциации экономического взаимодействия.
В соответствии с Основными положениями региональной политики в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ, главной целью региональной экономической политики являются стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.
Определены также и задачи региональной экономической политики на текущее десятилетие:
ü укрепление экономических основ территориальной целостности
и стабильности государства;
ü содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
ü сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
ü достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;
ü развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);
ü стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов Российской Федерации;
ü оказание государственной поддержки районам экологического
бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими
и миграционными проблемами;
ü разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и др.);
ü совершенствование экономического районирования страны.
Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место по своему комплексному воздействию занимают разработка и реализация федеральных целевых программ.
Чисто региональной направленностью отличаются федеральные целевые программы комплексного развития территорий, различающиеся в зависимости от типа проблемных регионов.
Такими программами охватываются регионы, занимающие особое геополитическое положение (Дальний Восток, Курильские острова, Калининградская область), депрессивные и слаборазвитые регионы (районы Крайнего Севера и Восточной Сибири, регионы Северного Кавказа и Прикаспия), регионы и территории, имеющие важное социальное и экономическое значение (Саха Якутия), малые и средние города России и др.). Следует особо выделить стратегическое значение для экономики России выполнения подготовленных в конце 90-х годов федеральных суперпрограмм: «Сибирь» и Президентской программы по Дальнему Востоку и Забайкалью, осуществляемых вместе с региональными программами развития республик Хакасия, Тыва, Бурятия, Тюменской и Читинской областей.
Имеется несколько типов других программ, которые соответствуют задачам региональной политики. К сожалению, финансирование и реализация многих их этих программ осуществляются в явно недостаточных масштабах.
В отличие от федеральной региональной политики в настоящее время успешно проводится в жизнь региональная политика «снизу» – от уровня регионов, совместно использующих природные, производственные и финансовые ресурсы в рамках образованных на добровольных договорных началах ассоциаций экономического взаимодействия.
В настоящее время функционируют восемь таких ассоциаций: Северо-запад, Большак Волга, Центральная Россия, Черноземье, Северный Кавказ, Большой Урал, Сибирское соглашение. Дальний Восток и Забайкалье.
Некоторые регионы входят одновременно в две экономические ассоциации. Региональная экономическая политика на уровне ассоциаций направлена на координацию мер по социально-экономическому развитию и интеграции, а также диалог с федеральными властями по широкому кругу экономических и социальных вопросов – от оказания помощи до совместной разработки программ территориального развития и внешнеэкономических связей на уровне регионов и ассоциаций.
Учреждение Президентом РФ в 2000 г. семи федеральных округов[25]: Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Южного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного, границы которых лишь отчасти совпадают с границами экономических районов и экономических ассоциации, ставит вопросы о разделении предметов их ведения и статуса в условиях продолжающегося реформирования российской экономики.
Границы ассоциаций не являются стабильными и зависят от экономических интересов составляющих их регионов, которые могут входить как в свое базовое объединение, так и в соседнюю ассоциацию. Но самое главное, что ассоциации решают внутренние проблемы, вытекающие из собственного, в основном экономического, ведения регионов.
Деятельность федеральных округов, наоборот, строится как производная от предметов ведения Федерации. То есть округа являются проводниками федеральной политики в регионах. Они действуют параллельно с ассоциациями, способствуя экономическому и социальному развитию регионов. При этом достигается координация региональной политики и «сверху», и «снизу». В перспективе состав федеральных округов и экономических ассоциаций, по всей видимости, будет приближаться к составу экономических районов как наиболее обоснованному делению страны с научной точки зрения. При этом возможно изменение количества и границ самих экономических районов в соответствии с меняющимися условиями их формирования и развития.