КОНСТРУКТИВНЫЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ

Завершая обзор истории орнаментальных стилей, нельзя оставить без внимания еще один период в развитии орнаментального искусства. Появление орнамента конструктивного и орнамента технического находится в непрерывной связи с теми изменениями, которые произошли в XX столетии во всех сферах жизни человеческого общества.
Перемены, наступившие в культурной жизни России, вызванные Октябрьской революцией, нашли свое отражение и в декоративном искусстве. В начале 1920-х гг. был очень популярен лозунг «Художник – в производство!», суть которого заключалось в необходимости преодолеть старый быт, изменить «буржуазные» и «мещанские» вкусы. А поскольку традиционный цветочный орнамент казался художникам провозвестником враждебного быта, перед ними всегда задача найти новые орнаментальные формы, соответствующие духу времени.
На смену классическим орнаментам приходит новый, в котором декоративное использование поверхности сменилось конструктивным построением из цветных пятен.
Основу такого орнамента составляли четкие, простые геометрические элементы, навеянные абстрактной живописью. Нашедший свое наиболее яркое воплощение в искусстве текстиля, этот узор, бесконечно продолженный в любую сторону, равномерно и ритмично заполняющий орнаментируемую поверхность, создавал ощущение четкой конструкции. В нем господствуют прямые, параллельные и пересекающиеся, иногда ломаные полосы, создающие систему резких остроугольных зигзагов.

 

Часто такой узор дополняется окружностями, квадратами, треугольниками, образующими жесткую конструкцию с разнообразно закомпонованными линиями.
Для большинства конструктивистских орнаментальных композиций характерно почти полное отсутствие фона; их отличают лаконичность цветовых контрастов и жесткая четкость ритмов. Почти параллельно с работамо художников-конструктивистов появились изображения, в основе которых лежал определенный сюжет. В отличии от конструктивистских, именуемых в литературе того времени «абстрактными», или «геометрическими», эта разновидность узоров получила название тематических и агитационных. В 1927-1931 гг. такие орнаменты стали преобладающими.
В то время технику считали знаменем эпохи, а потому совершенно уместным и своевременным было появление орнамента, составленного из изображений шестеронок, пропеллеров, электрических лампочек, тракторов и фабричных труб. По ироничному выражению одного из критиков, «заменяя розу трактором», технические формы в этом орнаменте становились символами прогресса.
Век тематического орнамента, как и конструктивистского, был недолог, поскольку художникам трудно было органически соединять сложную тему с законами орнамента, подчинять развернутый сюжет и пропагандистско-идеологические задачи декоративной природе орнаментального искусства.
Однако несмотря на ряд существенных недостатков, этот период в развитии орнамента следует рассматривать как попытку создать не имеющий аналогий новый советский стиль и через него воплотить основные черты эпохи.