ОРНАМЕНТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

На долю орнамента в раннем средневековом искусстве выпала огромная роль. Сложнейшие узоры в те времена украшали всякую свободную поверхность: архитравы порталов, алтарные преграды, плиты кивориев, спинки и подлокотники деревянных скамей и кресел, ножки и бортики кубков. Начиная с VI ?. излюбленным типом узора становятся бесконечно разнообразные мотивы плетений, среди которых внезапно появляется то птичья голова или крыло, то звериная лапа, то изгибающееся тело, то оскаленная морда хищника. Этот орнамент весь пронизан динамикой, он не дает глазу остановится. Такой декор, получивший в научной литературе название «абстрактный звериный орнамент», особенно прочно держался в искусстве стран. В Скандинавии он был широко распространен еще в конце X в.
Подобный орнамент украшает и рукописи раннего средневековья. На полях появляются плетенка, стилизованные изображения животных и растений, разнообразные розетки, точки и т. п. В тексте этот орнамент окружает буквы, располагается между строчками. Основное внимание уделяется заглавной букве-инициалу. Для этого периода характерен зооморфный инициал, выполненный в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы или животного. Наредко такой инициал заполнял в средневековой рукописи половину, а иногда и целую страницу. Как правило, сложное плетение орнамента, широко используемая символика (крест, голубь, рыбы и т. п ) и инициал составляли основной декор книги. Фигура человека в книжном орнаменте встречается редко и обычно вплетается в орнамент. Краски исползуются чистые и светлые.
В английском декоративно-прикладном искусстве и архитектуре этого периода основным видом украшения были плетеные орнаменты и изображения животных. С середины X в. в декор английской книги вместо плетений приходит бордюры и рамки, украшенные пышными побегами многоцветного акантового листа.
В целом искусству раннего средневековья чуждо изображения человека. Излюбленными мотивами его являются фигуры птиц, различных чудовищ и демонов, в образах которых причудливо сплелись древние магические верования и христианское представление о греховном начале в мире.
Более плодотворным, чем античное, оказалось для европейского искусства этой поры влияние прикладного искусства Востока - Сирии, Египта, Ирана.
Любовь к ярким и драгоценным материалам - характерная черта художественной культуры раннего средневековья.