АССИРО-ВАВИЛОНСКИЙ ОРНАМЕНТ

Ассиро-вавилонский орнамент претерпел в своем становлении большое влияние древнеегипетского искусства. Кроме идентичных египетским формам, были и свои (растительные и эмблематические).
Орнамент в архитектурных сооружениях и прикладном искусстве Ассирии и Вавилона носил в основном геометрический характер (розетки, звезды). Он включал также стилизованные изображения растений, в частности шишки пиний, плоды граната, фантастических зверей, рыб. Самым излюбленным растительным мотивом был плод ананаса, считавшегося священным деревом. Из эмблематических фигур наиболее распространены изображения фигуры крылатого быка с человеческой головой.
В древней ассирийской декоративной керамике использовался настенный геометрический узор в виде пестрой мозаики из черных, белых и красных шляпок глиняных гвоздей (главный зал богини Иштар в Уруке). Они были расположены треугольниками, ромбами и зигзагами и составляли рисунок, напоминающий плетение циновок.
Керамические сосуды IV тысячелетия до н.э. украшались изящным гравированным узором и фигурами горных баранов с большими округло изогнутыми рогами. Иногда эта керамика имеет чисто геометрические мотивы: треугольники, ромбы, шевроны, шашечный узор, круги, волнообразные линии; иногда имеют место мотивы из мира живых существ, доведенных до полной схематичности, при которой человеческая фигура сводится к треугольнику или прямоугольнику.
В керамике III тысячелетия до н.э. использовались как геометрические мотивы – ряд простых арочек или концентрических окружностей с розетками в центре, - так и изобразительными: рыба или классический мотив парных горных козлов по сторонам древа жизни.
Символическая плетенка вроде косички и лента улиткообразной линии господствуют в ассиро-вавилонском орнаменте в ранее время. Этот в продолжение тысячелетий традиционно сохранявшийся орнамент имел мистическое значение.
В позднее время декоративными мотивами выступают розетки, кисти, швы и даже стенные зубцы.
В Ассирии особенно распространенным мотивом декора цилиндрических печатей было изображение героя, укрощающего чудовищ.
Стены внутренних помещений дворцов часто облицовывались плитами с рельефами, иногда из поливных изразцов, применялись и росписи. Сюжетами рельефов и росписей служили мифологические, ритуальные, военные сцены, изображались также животные, растения, деревья и декоративно-орнаментальные, в частности геометрические, мотивы, среди которых наиболее распространенным было изображение красно-черной полосы по белому фону и двойного плетенного шнура синего, белого, оранжевого и черного цветов.
Цвет в архитектуре Передней Азии играл большую роль. На фасадах зданий, в скульптурных рельефах использовались яркие, контрастные цвета – охра, оранжевый, красный, черный, белый. Живописные изображения внутри зданий, подобно внешней окраске сооружений, характеризовались яркостью и контрастностью цветов, что, однако, не мешало их тонкой гармонизации. В поливной керамике основным фоновым цветом был голубой. На нем выступали рельефные изображения с преобладанием белого цвета. В скульптуре чаще всего встречались синий, красный и золотой цвета. В живописном орнаменте – синий, красный, белый и черный.
Многие формы ассиро-вавилонского орнамента были заимствованы и переработаны греками. Ромб и другие геометрические фигуры перешли в арабский и мавританский орнаменты.