Окружная скорость колес и степень точности передачи
= 2,8 м/с.
При такой скорости для косозубых колес следует принять 8 степень точности. Для косозубых колес при v до 10 м/с следует назначать 8-ю степень точности, а свыше 7-ю.
Коэффициент нагрузки
При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350 , v = 0,28 м/с.
КНα = 1,06; КНβ = 1,05; КНV = 1,0
Таким образом, коэффициент нагрузки равен: КН = 1,113.
Проверка контактных напряжений по формуле:
= 372 МПа < [σН].
Силы действующие в зацеплении:
Окружная сила = 1398 Н,
где М1 – вращающий момент на валу зубчатой шестерни.
Радиальная сила = 524 Н.
Здесь угол эвольвентного зубчатого зацепления α = 20о.
Осевая сила = 344 Н.
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба осуществляется по формуле:
Здесь коэффициент нагрузки KF = KFβKFV
При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350, V = 0,28 м/с.
KFβ =1,25; KFV = 1,1;
Таким образом, коэффициент KF = 1,2.
YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев ZV
У шестерни = 32 мм. => YF = 3,73.
У колеса = 152 мм. => YF = 3,60.
Коэффициент Yβ введен для компенсации погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев. Этот коэффициент определяют по формуле:
= 0,9.
Коэффициент KFα , учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для узких зубчатых колес, у которых коэффициент осевого перекрытия
;
коэффициент KFα принимают равным 1, а иначе этот коэффициент определяется по формуле:
= 092, и так, коэффициент KFα = 0,92,
где εα – коэффициент торцевого перекрытия, при учебном проектировании можно принимать среднее значение εα = 1,5, n – степень точности зубчатых колес.
Допускаемое напряжение находится по формуле:
для Стали 45 улучшенной при твердости НВ =< 350 предел выносливости при нулевом цикле изгиба и коэффициент безопасности [SF]1 = 1,75:
для шестерни = 414 МПа;
для колеса = 360 МПа.
Коэффициент безопасности [SF] определяется как произведение двух коэффициентов:
.
Первый коэффициент [SF]1 учитывает нестабильность свойств материала зубчатых колес. Второй множитель [SF]11 учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса: для поковок и штамповок [SF]11 = 1,0; для проката [SF]11 = 1,15; для литых заготовок [SF]11 = 1,3.
Допускаемые напряжения:
для шестерни [σF1]= 237 МПа,
для колеса [σF2]= 206 МПа.
Находим отношение , для шестерни - 64 МПа, для колеса – 57.
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем прочность зуба колеса
= 92 МПа < [σF2] = 206.
Условие прочности выполнено.
Таблица 4. Результаты расчета
Наименование | Условное обозна- чение | Ед. изм. | Шестер-ня | Зубчатое колесо |
Число зубьев | z | |||
Коэффициент ширины венца | Ψba | 0,45 | ||
Коэффициент ширины шестерни | Ψbd | 1,473 | ||
Нормальный модуль зацепления | mn | 1,25 | ||
Межосевое расстояние | aw | мм | ||
Делительный диаметр | d | мм | 37,33 | 186,66 |
Диаметр вершин зубьев | da | мм | 39,83 | 189,16 |
Диаметр впадин зубьев | df | мм | 34,21 | 183,54 |
Ширина колеса (шестерни) | b | мм | ||
Силы действующие в зацеплении: | ||||
- окружная | Ft | H | 1 398 | |
- радиальная | Fr | H | ||
- осевая | Fa | H |