Показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни
Возраст в мес | Сенсорное развитие | Эмоции | Движения (Д) | Этапы развития речи | Навыки и умения (Н) | |||
Зрительные реакции Аз | Слуховые реакции Ас | Руки (Др) | Общие (До) | Понимание (Рп) | Активная (Ра) | |||
1 мес | 1) фиксирует взгляд на неподвижном предмете 2)следит за движением предмета | Прислушивается к голосу взрослого | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Лежа на животе пытается поднимать голову | ||||
2 мес | Длительное средоточение взгляда на неподвижном предмете и длительное слежение за движущейся игрушкой (до 1 метра) | Поворачивает голову на длительный звук | Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним | Лежа на животе поднимает и удерживает голову непродолжительно | Произносит отдельные звуки | |||
3 мес | То же в ертикальном положении | Комплекс оживления в ответ на общение | Случайно наталкивается на игрушки,низко висящие | Опирается на предплечья и высоко поднимает голову | ||||
4 мес | Узнает мать | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется в ответ на общение | Рассматривает и захватывает висящую игрушку | То же, но более выражено | гулит | гулит | Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления |
5 мес | Отличает близких от чужих (по разному реагирует) | 1)Узнает голос матери 2)Отличает строгую и ласковую интонацию | 1) берет игрушку из рук взрослого 2)удерживает игрушку | 1) Опирается на ладони выпрямленных рук 2) перевор. со спины на живот | Подолгу певуче гулит | |||
6 мес | По-разному реагирует на свое и чужое имя | Долго занимается игрушкой | 1)Перевор. с живота на спину 2)Начинает подползать | Произносит слоги (начало лепета) | Ест с ложки,снимая пищу губами | |||
7 мес | Стучит игрушкой, бросает ее, размахивает | Хорошо ползает | На вопрос «где?» находит взглядом предмет | Подолгу лепечет одни и те же слова | Пьет из чашки | |||
8 мес | Игрушками занимается долго и разнообразно (катает, стучит, вынимает) | 1)сам садится, сидит, ложится 2)встает держась за барьер 3) переступает держась за барьер | То же, уже несколько предметов. Без показа выполняет различные действия | Громко, четко повторно произносит слоги | 1) сам держит и ест корочку хлеба 2)пьет из чашки с рук взрослого | |||
9 мес | Подражает плясовым движениям взрослых под музыку | По-разному действует с предметами в зависимости от их свойства | Ходит по стенке от предмета к предмету | 1)на вопрос «где?» находит предмет в разных местах 2) знает свое имя | Подражает взрослым повторяя слоги | 1)хорошо пьет из чашки,придерживая ее руками 2)спокойно относится к высаживанию на горшок | ||
10 мес | Выполняет действия по просьбе взрослого, заученные заранее. Открывает ,вкладывает, вынимает | Влезает на высокую поверхность и сходит с нее | По просьбе «где?» находит и дает знакомые предметы | Может повторить новые для него слова | Закрепляются прежние навыки | |||
11 мес | Выполняет по слову взрослого новые для него действия. Играет с пирамидкой, накладывает кубики. | 1) стоит самостоятельно 2) делает первые шаги сам | Первые обобщения.Находит любой мяч, любую куклу и др. | Произносит первые слова, обозначения (дай, на, аф ,па ,ба и др.) | Закрепляются прежние навыки | |||
12 мес | Узнает фотографии знакомого взрослого. | 1)Сам выполянет разученные действия (катает, кормит, идр.) 2) переносит действия с одного предмета на другой | Ходит сам без опоры | Понимает без показа, выполняет поручения (принеси, найди, отдай , положи) | 1) легко подражает новым слогам 2) произносит до 10 облегченных слов 3) понимает слово «нельзя» | Самостоятельно пьет из чашки |