Показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни

Возраст в мес Сенсорное развитие Эмоции Движения (Д) Этапы развития речи   Навыки и умения (Н)
Зрительные реакции Аз Слуховые реакции Ас Руки (Др) Общие (До) Понимание (Рп) Активная (Ра)
1 мес 1) фиксирует взгляд на неподвижном предмете 2)следит за движением предмета Прислушивается к голосу взрослого Первая улыбка в ответ на разговор взрослого   Лежа на животе пытается поднимать голову      
2 мес Длительное средоточение взгляда на неподвижном предмете и длительное слежение за движущейся игрушкой (до 1 метра) Поворачивает голову на длительный звук Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним   Лежа на животе поднимает и удерживает голову непродолжительно   Произносит отдельные звуки  
3 мес То же в ертикальном положении   Комплекс оживления в ответ на общение Случайно наталкивается на игрушки,низко висящие Опирается на предплечья и высоко поднимает голову      
4 мес Узнает мать Находит глазами невидимый источник звука Громко смеется в ответ на общение Рассматривает и захватывает висящую игрушку То же, но более выражено гулит гулит Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления
5 мес Отличает близких от чужих (по разному реагирует) 1)Узнает голос матери 2)Отличает строгую и ласковую интонацию   1) берет игрушку из рук взрослого 2)удерживает игрушку 1) Опирается на ладони выпрямленных рук 2) перевор. со спины на живот     Подолгу певуче гулит  
6 мес   По-разному реагирует на свое и чужое имя   Долго занимается игрушкой 1)Перевор. с живота на спину 2)Начинает подползать   Произносит слоги (начало лепета) Ест с ложки,снимая пищу губами
7 мес       Стучит игрушкой, бросает ее, размахивает Хорошо ползает На вопрос «где?» находит взглядом предмет Подолгу лепечет одни и те же слова Пьет из чашки
8 мес       Игрушками занимается долго и разнообразно (катает, стучит, вынимает) 1)сам садится, сидит, ложится 2)встает держась за барьер 3) переступает держась за барьер То же, уже несколько предметов. Без показа выполняет различные действия Громко, четко повторно произносит слоги 1) сам держит и ест корочку хлеба 2)пьет из чашки с рук взрослого
9 мес   Подражает плясовым движениям взрослых под музыку   По-разному действует с предметами в зависимости от их свойства Ходит по стенке от предмета к предмету 1)на вопрос «где?» находит предмет в разных местах 2) знает свое имя Подражает взрослым повторяя слоги 1)хорошо пьет из чашки,придерживая ее руками 2)спокойно относится к высаживанию на горшок
10 мес       Выполняет действия по просьбе взрослого, заученные заранее. Открывает ,вкладывает, вынимает Влезает на высокую поверхность и сходит с нее По просьбе «где?» находит и дает знакомые предметы Может повторить новые для него слова Закрепляются прежние навыки
11 мес       Выполняет по слову взрослого новые для него действия. Играет с пирамидкой, накладывает кубики. 1) стоит самостоятельно 2) делает первые шаги сам Первые обобщения.Находит любой мяч, любую куклу и др. Произносит первые слова, обозначения (дай, на, аф ,па ,ба и др.) Закрепляются прежние навыки
12 мес Узнает фотографии знакомого взрослого.     1)Сам выполянет разученные действия (катает, кормит, идр.) 2) переносит действия с одного предмета на другой Ходит сам без опоры Понимает без показа, выполняет поручения (принеси, найди, отдай , положи) 1) легко подражает новым слогам 2) произносит до 10 облегченных слов 3) понимает слово «нельзя» Самостоятельно пьет из чашки