БОЕПРИПАСОВ И ПРИБОРОВ
Знание материальной части оружия, боеприпасов и приборов имеет важное значение. Без твердых знаний, умений и навыков нельзя рассчитывать на успешное достижение общей цели огневой подготовки — научить войска обеспечивать огнем выполнение боевых задач.
Изучение конкретных образцов оружия, как правило, осуществляется в такой последовательности:
— боевые свойства и назначение оружия;
— принцип устройства оружия;
— разборка и сборка оружия, название и назначение частей и механизмов;
— работа частей и механизмов;
— нарушение нормальной работы оружия; меры предупреждения и устранения задержек при стрельбе;
— осмотр оружия в собранном и разобранном виде;
— подготовка оружия и боеприпасов к стрельбе;
— проверка боя и приведение оружия к нормальному бою.
Не менее половины учебного времени, отводимого на изучение материальной части оружия, выделяется на занятия по изучению работы частей и механизмов оружия, а также нарушений нормальной их работы и меры по их предупреждению и устранению.
Формы и методы изучения материальной части оружия, боеприпасов и приборов разнообразны. Так, при изучении устройства и взаимодействия частей проводятся занятия обычно в классе, поле и в ремонтных мастерских. В классе или в комнате для хранения оружия может изучаться разборка и сборка, хранение и сбережение, осмотр оружия.
В тире или на стрельбище обучаемые приобретают практические навыки в приведении оружия к нормальному бою. Занятия по войсковому ремонту, как правило, проводятся в ремонтной мастерской. Во время проведения стрельб в тылу стрельбища с обучаемыми может быть организовано занятие по повторению ранее изученных образцов оружия, боеприпасов к ним и приборов.
Готовясь к занятию, руководитель должен тщательно продумать, какую часть материала он изложит в форме подробного объяснения, что преподнесет в виде рассказа, по каким вопросам прервет свой рассказ и заменит его беседой, что сообщит кратко, конспективно, где применит показ и организует практическую работу обучаемых.
С целью обеспечения наглядного показа и практической работы обучаемых к каждому занятию подготавливаются образцы изучаемого оружия, принадлежность, запасные части. Кроме того, на занятии должны быть разрезные и разобранные образцы, станки для показа работы частей, макеты, модели, схемы, плакаты, наставления и руководства. Чем меньше имеется реальных учебных образцов оружия, тем больше должно быть наглядных пособий.
Для достижения наглядности необходимо устройство оружия или его работу показывать так, чтобы все обучаемые видели оружие или действия командира. В тех же случаях, когда показ на оружии невозможен, руководителю надо использовать наглядные пособия.
При изучении материальной части оружия, приборов и боеприпасов могут применяться следующие наглядные пособия: учебное и разрезное оружие, учебные, разрезные и холостые патроны, учебные и разрезные ручные осколочные и противотанковые гранаты, действующие модели образцов оружия, макеты отдельных механизмов и образцов оружия, станки для показа работы частей и механизмов оружия, различные монтажи оружия, боеприпасов и приборов, электрифицированные плакаты по оружию и приборам, наборы составов для чистки и смазки оружия, приборы для осмотра оружия и приведения его к нормальному бою и другие.