Прицельный станок обр. 1955 г. (ПС-55)
Прицельный станок обр. 1955 г. (рис. 43) предназначен для обучения и тренировки в прицеливании по целям, расположенным на различных- дальностях. Результаты прицеливания отмечаются иглой на экране станка и указателем сваливания оружия. На станке может быть закреплен автомат, ручной пулемет или карабин. Удержание оружия при прицеливании и подготовка станка к работе осуществляются более удачно по сравнению с другими прицельными станками с укалывателями.
Прицельный станок состоит из основания, стойки с зажимом, рамы, экрана, стержня с поводком, рычага с обоймой, зажима спусковой скобы, указателя сваливания, спусковой тяги и фиксатора поводка.
При подготовке прицельного станка к работе надо соблюдать такую последовательность:
— прочно установить станок на грунте (подставке) экраном в сторону цели и отвести экран вперед (поставить на тягу взвода);
— закрепить оружие в обойме и зажимом за спусковую скобу так, чтобы при нажатии на спусковой крючок тяга отходила назад и освобождала экран;
Рис. 43. Прицельный станок (ПС-55):
/ — основание; 2 — стойка; 3 — рама; 4 — экран; 5 — стержень с поводком; 6 —
рычаг с обоймой; 7 — зажим спусковой скобы; 8 — указатель сваливания;
9 — спусковая тяга; 10 — фиксатор поводка
— вставить в экран бумажную ленту с мишеньками; мишеньки в зависимости от дальности и размеров цели наносятся по шаблонам, прилагаемым к станку;
— включить фиксатор поводка и, перемещая ленту с мишеньками в сторону и вверх (вниз), совместить центр мишеньки с острием иглы (наколом);
— навести оружие в цель (в выбранную точку прицеливания) и закрепить наведенное оружие зажимом стойки; нажать на спусковой крючок; полученную отметку на ленте принять за среднюю точку прицеливания (контрольную) или определить ее по трем наколам, исправляя наводку оружия после каждого «выстрела». Среднюю точку в этом случае находить по правилам определения средней точки попадания по трем пробоинам. Подготовка станка к работе на этом заканчивается.
Обучение прицеливанию на станке может начаться с показа всем обучаемым, как нужно наводить оружие в цель. Для этого руководитель после наводки оружия в цель приказывает поочередно, не трогая оружия, посмотреть по линии прицеливания и запомнить правильную наводку.
После этого для обучения или тренировки у станка следует оставить одного или двух обучаемых. Очередной обучаемый располагается у оружия, а второй наблюдает за движением иглы при прицеливании и за местом накола относительно цели. При прицеливании экран отводится в переднее положение и поворотом фиксатора поводка освобождается рычаг с обоймой. Оружие при этом получает возможность вращаться в шаровом гнезде стойки.
Обучаемый, удерживая оружие правой рукой за пистолетную рукоятку, а левой за приклад, наводит оружие в заданную точку прицеливания и нажимает на спусковой крючок. Движение спускового крючка передается спусковой тяге, которая освобождает тягу взвода экрана. Экран под действием своей пружины поворачивается в сторону обучаемого и накалывается на иглу, т. е. получается отметка на бумажной ленте экрана. Разбор результатов прицеливания целесообразно производить по трем отметкам на ленте, полученным после трехкратной наводки оружия. По кучности этих отметок можно судить об умении однообразно прицеливаться, а по их положению относительно контрольной точки (отметки командира) — об ошибках, допущенных обучаемым при прицеливании. Результаты прицеливания на любую дальность оценивать: «отлично» — если три отметки укладываются в круг диаметром 3 мм; «хорошо» — в круг' диаметром 5 мм; «удовлетворительно» — в круг диаметром 10 мм; средняя точка отметок при этом не должна отклоняться от контрольной точки более чем на 5 мм в любую сторону.
Для повышения интересов обучаемых на занятии можно вместо фигурной мишеньки наклеивать мишеньку с кругами центром на контрольную точку. Радиусы кругов на мишеньке должны отличаться на 3 мм. При этом круг «10» будет иметь диаметр 6 мм. Результаты прицеливания в этом случае оцениваются по количеству очков.
При совершенствовании навыков в прицеливании можно ограничивать время на наводку и результаты оценивать не только по количеству очков, но и по количеству отметок, произведенных за определенное время.
ГЛАВА II