Основные загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге

Взвешенные частицы - пыль, являются приоритетным загрязнителем атмосферного воздуха для большинства современных городов России. В соответствии с инструктивными документами всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) риск для здоровья при ингаляционном воздействии взвешенных веществ определяется размерами частиц взвесей. Существуют примерные предположения о стандартном процентном соотношении разных частиц пыли в воздухе урбанизированной территории. Так, в соответствии с данными Б.А. Ревича примерная доля фракции РМ10 (размером около 10 мкм) в общем содержании атмосферной пыли урбанизированной среды составляет 55%.

В соответствии с данными ВОЗ увеличение среднегодовой концентрации пыли (общая пылевая фракция) на 10 мкг/м3 приводит к возрастанию частоты заболеваний бронхитом у детей на 11%. При увеличении среднесуточной концентрации пылевых частиц размером менее 10 мкм (РМ10) на 10 мкг/м3 частота симптомов со стороны верхних дыхательных путей возрастает на 3,5%, обращаемость и госпитализация по поводу респираторных заболеваний - на 0,84%, частота применения бронходилятаторов - на 2%, смертность от заболеваний органов дыхания -на 1,2%, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний - на 0,8% [5].

Исходными данными послужили результаты лабораторного мониторинга качества воздуха, проводимого Центром Госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге (СПб ЦГСЭН) в рамках социально-гигиенического мониторинга на 51 посту наблюдения (рис. 3.1).

 

Рис.3.1. Расположения постов наолюдения за загрязнением атмосферного воздуха СПб ЦГСЭН.

 

В качестве моделей были применены такие оценки как:

1. Доля увеличения смертности от болезней органов дыхания в сравнении с территорией, где отсутствует загрязнение пылью;

2. Доля увеличения смертности от болезней сердца в сравнении с территорией, отсутствует загрязнение пылью;

3. Кратность увеличения заболеваемости бронхитом у детей от пыли в сравнении с ситуацией, когда пыль в воздухе отсутствует.

В таблице 3.1 приведены результаты оценки риска, осредненные по территориям административных районов Санкт-Петербурга, а на рис. 3.2 приведен пример территориального распределения риска развития бронхита у детей [5].

Рис. 3.2. Количество выбросов в атмосферный воздух, тыс. т

 

Таблица 1.1.

Результаты оценки риска здоровью, связанного с загрязнением воздуха пылью, осредненные по территориям административных районов Санкт-Петербурга.

 

Административные районы   Доля увеличения смертности от болезней органов дыхания в сравнении с территорией, где отсутствует загрязнение пылью Доля увеличения смертности от болезней сердца в сравнении с территорией, отсутствует загрязнение пылью     Кратность увеличения заболеваемости бронхитом у детей от пыли в сравнении с ситуацией, когда пыль в воздухе отсутствует    
Адмиралтейский 0,30 0,20 4,04
Центральный 0,22 0,15 3,04
Петроградский 0,32 0,22 4,61
Василеостровский 0,30 0,20 3,94
Приморский 0,31 0,21 4,43
Выборгский 0,27 0,18 3,79
Калининский 0,21 0,14 2,89
Красногвардейский 0,16 0,11 2,37
Невский 0,17 0,11 2,30
Фрунзенский 0,23 0,15 3,00
Московский 0,24 0,16 3,18
Кировский 0,24 0,16 3,21
Красносельский 0,22 0,15 2,96
Кронштадт 0,19 0,13 2,68
Петродворцовый 0,18 0,12 2,42
Ломоносов 0,15 0,10 2,07
Курортный 0,27 0,18 3,91
Колпинский 0,20 0,13 2,66
Пушкинский 0,22 0,15 2,95
Павловск 0,13 0,08 1,71
В среднем по городу 0,23 0,15   3,11

 

По данным надзорных органов атмосферный воздух Санкт-Петербурга наиболее загрязнен пылью, двуокисью азота, бензапиреном -их среднегодовые концентрации превышают санитарные нормы. Уровень загрязненности воздуха оксидом углерода в течение года был незначительным. Данные наблюдений за атмосферой в Санкт-петербурге свидетельствует о высоком уровне загрязнения. За последние годы снизилось загрязнение воздуха фенолом, диоксидом азота, диоксидом серы.

В 2002 году общий валовый выброс вредных веществ от стационарных источников составил 50,6 тыс. тонн (см. табл. 3.2). Суммарный выброс вредных веществ в атмосферный воздух снизился по сравнению с 2001 г на 3,59 тыс. тонн.

Таблица 3.2.

Валовые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в Санкт-Петербурге (тыс. тонн/год).

Выброс в тыс. тонн/год
Общий валовый 436,4 407,2 320,7 229,6 199,3 151,8 138,8 133,4 121,5 119,8 112,8 99,3  
Стационарные источники 191,5 180,5 150,9 127,6 104,0 77,9 70,7 68,1 64,00 63,45 68,14 57,79 54,2
Передвижные источники (без учета личного авто- транспорта)     244,9         226,6         169,8         102,0         95,3         73,9         68,1         65,3         57,5         56,3         44,7         41,5      

 

В 2002 г. отмечается самый низкий выброс вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников с 1990 г. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (без учета индивидуального транспорта) также имеет тенденцию к незначительному снижению.

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автотранспорт. Выбросы загрязняющих от автотранспорта составляют более 75 % от общего выброса вредных веществ в атмосферный воздух.

Контроль загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Петербурга санитарно-эпидемиологической службой города осуществляется проведением лабораторных исследований на 48 фиксированных точках (маршрутных постах) во всех районах города одновременно еженедельно. Контрольные точки расположены в жилых массивах, зонах отдыха населения и на автомагистралях. Уровни загрязнения воздуха в СПб представлены в табл.3.3.

 

Таблица 3.3.

Уровни загрязнения атмосферного воздуха

Год Всего проб Из них с превышением ПДК В том числе более 5 ПДК %с превышением ПДК % более 5 ПДК
4,46 0,057
4,65 0,037
5,33 0,087
3,22 0,051
3,85 0,0055
3,11 0,041
2,00 0,022
2,15 0,007

За последние 5 лет отмечается тенденция к стабилизации атмосферного воздуха, которая сохранилась и в отчетном году, при увеличения количества исследуемых проб атмосферного воздуха с 35524 проб в 1998 году до 68184 проб в 2002 году, количество неудовлетворительных проб снизилось с 3,22 % в 1998 году до 2,15 % в 2002 г. Количество проб превышающих 5 ПДК снизилось за последние 5 лет в 7 раз и составило в 1998 г. - 0,051 %, в 2002 г. - 0,007 %. В 2002 превышения более чем в 5 ПДК были отмечены по окиси углерода (3 пробы), ароматическим углеводородам (2 пробы). Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге являются: окислы азота, взвешенные вещества, оксид углерода, фенол (см. табл.3.4).

Таблица 3.4.

Процент превышений нормативов отобранных проб по исследуемым ингредиентам атмосферного воздуха населенных мест за 1998-2002 гг. в %:

Ингредиент
Окислы азота 12,0 13,8 12,74 7,74 7,2
Взвешенные вещества 7,9 5,8 3,11 4,12 5,1
Оксид углерода 4,7 5,44 6,53 3,96 6,12
Фенол 5,0 5,9 3,49 3,21 2,06
Формальдегид 1,71 2,17 2,01 1,95 0,83
Углеводороды 2,31 1,20 1,21 1Д5 0,8

Валовый выброс загрязняющих веществ в 2002 г. в воздушный бассейн города от стационарных источников составил 54,2 тыс. т. в том числе, твердых - 6,6 тыс. т, газообразных и жидких - 47,6 тыс.т.

Выбросы диоксида серы, оксида углерода и двуокиси азота составили 11,0 тыс. т, 7,4 тыс. т и 20,5 тыс. т соответственно.

Выбросы от автотранспорта. Выбросы автомобильного транспорта в общем объеме выбросов по городу составили 78.4 % (196,6 тыс. т), в том числе: углерода оксида - 156,3 тыс. т, диоксида азота - 24,5 тыс. т, углеводородов - 15,8 тыс. т.

Доля выбросов загрязняющих веществ от индивидуального автотранспорта в общей величине выбросов по городу в 2002 г. составила 60,4 % (151,3 тыс. т), в общей величине выбросов от автотранспорта в целом - 76,9 %. По сравнению с предыдущим годом выбросы от автотранспорта увеличились на 23,4 тыс. т за счет увеличения пасажироперевозок муниципальным транспортом и увеличения количества индивидуального транспорта.

Наибольший вклад в загрязнения воздушного бассейна города вносят предприятия АО "Ленэнерго" - 31,7% (вклад этих предприятий по твердым веществам, диоксиду серы, диоксиду азота, оксиду азота, соответственно, составляет - 21,2%, 22,6%, 55,6%, 64,2%); жилищно-коммунального хозяйства - 22,9% и машиностроения - 14,4%.

Анализируя данные лабораторного контроля за последние пять лет, можно отметить незначительное снижение загрязнения атмосферного воздуха по всем основным загрязняющим веществам за исключением пыли и оксида углерода.

По количеству нестандартных проб в 2002 году наиболее не благоприятная ситуация сложилась в Московском, Петроградском и Приморском, Фрунзенском, Калининском, Невском, Выборгском районах. Эти районы характеризуются наличием магистралей с интенсивным движением автотранспорта, включая международные (такие как Киевское шоссе, Выборгское шоссе, Московское шоссе, Приморское шоссе).

Необходимо отметить, что все проанализированные приоритетные вещества входят в состав автотранспортных выбросов, которые составляют более 75% от общего валового выброса вредных веществ в атмосферу. Общее количество автотранспорта составляет более 1500 тыс. единиц, из них порядка 970 тыс. ед. индивидуального транспорта. Существенную долю в загрязнение атмосферного воздуха города вносит транзитный автотранспорт, который не подлежит учету. Контроль за состоянием атмосферного воздуха на автомагистралях осуществляется на 26 маршрутных постах еженедельно. С 2003 года запланировано осуществление контроля за содержанием бензапирена на 13 маршрутных постах города.

Следует отметить, что наиболее неблагоприятным с точки зрения загрязнения атмосферного воздуха является проживание населения в центре города, в восточной и северо-восточной его частях. Это можно объяснить интенсивностью движения автотранспорта в центральных районах и розой ветров характерной для Санкт-Петербурга.

С целью снижения вредного воздействия на атмосферный воздух в Санкт-Петербурге ежегодно проводится ряд мероприятий.

В течение 2002 года на предприятиях города осуществлялось строительство и реконструкция 94 сооружений по очистке выбросов в атмосферу.

Продолжаются работы по оснащению системой очистки выбросов от никотина и других органических веществ на предприятиях по производству табачных изделий в соответствии с согласованными планами. Эффективность очистки 95-98 %.

На строящихся и реконструируемых станциях технического обслуживания автомобилей предусматривается установка эффективной 2-х ступенчатой системы очистки выбросов от растворителей с использованием в качестве адсорбента активированного угля. Эффективность очистки от паров растворителей 98 %.

Автозаправочные станции, подлежащие реконструкции и техническому перевооружению, обортуются системой газовозврата паров бензина КПД 95 %.

Очевидными мероприятиями для снижения неблагоприятного влияния взвешенных веществ на здоровье населения города являются следующие:

— Благоустройство территории для снижения вторичного загрязнения воздуха взвешенными веществами.

— Регулярная мойка территории города с недопущением "сухой" уборки.

— Внедрение современных и эффективных пылеулавливающих устройств на предприятиях, являющихся источниками выброса взвешенных веществ в атмосферу.

С целью снижения вредного воздействия на атмосферный воздух в Санкт-Петербурге ежегодно проводится ряд мероприятий.

В течение 2002 года на предприятиях города осуществлялось строительство и реконструкция 94 сооружений по очистке выбросов в атмосферу.

Продолжаются работы по оснащению системой очистки выбросов от никотина и других органических веществ на предприятиях по производству табачных изделий в соответствии с согласованными планами. Эффективность очистки 95-98 %.

На строящихся и реконструируемых станциях технического обслуживания автомобилей предусматривается установка эффективной 2-х ступенчатой системы очистки выбросов от растворителей с использованием в качестве адсорбента активированного угля. Эффективность очистки от паров растворителей 98 %.

Автозаправочные станции, подлежащие реконструкции и техническому перевооружению, обортуются системой газовозврата паров бензина КПД 95 %.

Очевидными мероприятиями для снижения неблагоприятного влияния взвешенных веществ на здоровье населения города являются следующие:

— Благоустройство территории для снижения вторичного загрязнения воздуха взвешенными веществами.

— Регулярная мойка территории города с недопущением "сухой" уборки.

— Внедрение современных и эффективных пылеулавливающих устройств на предприятиях, являющихся источниками выброса взвешенных веществ в атмосферу.