Введение

ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Лабораторный практикум по дисциплине

«Человеко-машинное взаимодействие»

Для студентов специальности

Программное обеспечение

Вычислительной техники и автоматизированных систем»

Уфа 2008


Составители: О. С. Нургаянова, Г. Р. Шакирова

 

 

УДК

ББК

 

Человеко-машинное взаимодействие: лабораторный практикум по дисциплине «Человеко-машинное взаимодействие» для студентов 220400 (23010565) «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: О. С. Нургаянова, Г. Р. Шакирова. – Уфа, 2008. – 26 c.

 

 

Лабораторный практикум предназначен для студентов специальности 220400 (23010565) «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» для закрепления навыков проектирования и реализации пользовательских интерфейсов при построении сложных программных систем. Рассматриваются основные этапы проектирования, от проведения предпроектного обследования предметной области и разработки концептуальных моделей до практической реализации интерфейса и его оценки.

 

Табл. 1. Ил. 3. Библиогр.:5 назв.

 

 

Рецензенты:

 

© Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2008

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Лабораторная работа № 1. Формирование концептуальных требований к системе и пользовательскому интерфейсу . . . . . . . 3

Лабораторная работа № 2. Построение графа диалога интерфейса пользователя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Лабораторная работа № 3. Разработка проекта прототипа пользовательского интерфейса . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Лабораторная работа №4. Разработка исполняемого прототипа пользовательского интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Лабораторная работа №5. Тестирование исполняемого прототипа пользовательского интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Лабораторная работа №6. Анализ эффективности пользовательского интерфейса . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

 

 


Введение

Организация человеко-машинного взаимодействия является важным аспектом проектирования и реализации сложных технических систем. Эффективное функционирование подобных систем возможно только при участии человека, поэтому особое место в их разработке и отводится созданию механизмов взаимодействия человека и машины.

Стремительное развитие компьютерных технологий привело к созданию нового класса человеко-машинных систем, где в качестве машинной составляющей выступает компьютер. Информационное взаимодействие в таких системах осуществляется с помощью специально разработанного интерфейса, являющегося связующим звеном между человеком и машиной. Это требует от современного специалиста в области компьютерных технологий умения разработать или адаптировать интерфейс под широкий класс пользователей, обеспечить эффективное использование компьютерных систем в разных приложениях.

Как следует из понятия «человеко-машинное взаимодействие» одной из его сторон выступает человек – пользователь. При этом разработчику интерфейса следует учитывать, что взаимодействие с системой будет осуществляться различными категориями пользователей, отличающихся разной степенью технической подготовки. Иными словами, не существует интерфейсов, которые были бы одинаково удобны в использовании для абсолютно всех людей. Поэтому важно знать, кто будет пользоваться проектируемой системой, и в каких условиях это будет происходить.

Пользователи редко задумываются над тем, как устроена машина и как она справляется со своими задачами. Для них важнее всего удобство и результаты. Однако все, что видят пользователи, — это интерфейс. Поэтому интерфейс должен обеспечивать интуитивно понятный, максимально эффективный механизм взаимодействия с компьютером.

Пользовательский интерфейс – это не только структура и форма представления информации (её оформление), но и совокупность всех элементов взаимодействия пользователя с системой. Проектирование интерфейса – это установление того, что пользователь будет видеть, какие действия выполнять и что получать в ответ. Это итерационный процесс, в основе которого лежат результаты анализа предметной области, выявление потенциальных пользователей, постановке задачи, а итогом является полнофункциональный пользовательский интерфейс, учитывающий все особенности взаимодействия человека и машины в каждой конкретной ситуации.